Учреждение Ассоциации победителей олимпиад (АПО), первый логотип и проект «Мечтай смелее!»
11 декабря 2015 года мы завели сообщество в социальной сети «ВКонтакте», где писали статьи об олимпиадах и рассказывали о «звёздах всеросса».
Тогда мы нарисовали первый логотип, который оставался неизменным на протяжении трёх лет. Мало кто догадывался, что колонна воспроизводит форму здания Президиума РАН с его золотыми меандрами-мозгами на вершине.
«Место встречи талантливых ребят: лучших учеников, победителей и призёров разнообразных интеллектуальных конкурсов, которые здесь ищут и находят себя и для себя» — так звучало первое описание Ассоциации.

Весной 2016 года мы получили регистрацию в Министерстве юстиции и запустили первый кружок — в школе № 625. Вот забавное архивное видео, в котором Артём Шишов, первый президент АПО, и Александр Кирилов, менеджер социальных проектов, рассказывают ученикам школы, зачем нужны олимпиады и как в них побеждать.
А здесь в кадре появляется первый руководитель Медиацентра АПО Глеб Зуев. Репортаж — о самом первом «Олимпиадном празднике».
Тогда же мы запустили и другой проект — «Мечтай смелее»: вели занятия для детей из семей, попавших в сложную социально-экономическую ситуацию. За следующие три года преподаватели АПО провели 1 500 занятий для 150 ребят в рамках данной инициативы
Кружков в школах становится больше, АПО проводит первые выездные школы и олимпиадные праздники
После серии тестовых занятий в 2015/16 учебном году мы открываем полноценные олимпиадные курсы в пяти школах Москвы: № 19, № 625, № 2113, № 1205 и № 1534.
Слева — реальное расписание занятий, которое отправлялось и ученикам, и школам, и преподавателям. Курсы получают название «УТС к ВсОШ» (учебно-тренировочные семинары к Всероссийской олимпиаде школьников»). Оно живо до сих пор, но содержание УТСов и принципы их организации будут меняться ещё не раз.
Формат занятий с победителями олимпиад показывает свою состоятельность: школы Москвы готовы приглашать АПО, чтобы развивать олимпиадное движение. В новом 2016/17 учебном году мы приглашаем на работу ещё больше олимпиадников. За год открыто 425 курсов в школах Москвы, в них принимает участие около 4 800 школьников. Тогда для каждого «Кружка от чемпионов» (так мы раньше называли интенсивные занятия и регулярные учебно-тренировочные семинары в московских школах) преподаватели разрабатывают собственные учебные планы — классные по содержанию, но далёкие от методического и визуального лоска. Название программы и текст даны в первозданном виде:
Структура проекта дополняется кураторами школ: за одной или несколькими школами мы закрепляем менеджера, который согласует расписание занятий, помогает преподавателю решить возникшие административные проблемы, а также консультирует школы по вопросам олимпиадного движения.
Параллельно с кружками АПО организует первые выездные школы: совместную с МГИМО весеннюю гуманитарную школу и три тематические летние смены на базе образовательного центра «Команда». Смены длятся по 12 дней и проходят по группам предметов: технические, гуманитарные и естественно-научные. Весной 2017 года к нам приехали 70 учеников, летом — 350. Учебный год завершился нашим участием в первой «Московской смене»: для учеников начального звена, посещающих летние лагеря в школах, преподаватели АПО провели курсы и мастер-классы.
Работа АПО в школах не ограничивается только занятиями: мы стараемся сделать информацию об олимпиадах более доступной. Например, выступаем с мотивирующими рассказами о преимуществах интеллектуальных состязаний (эта идея разрастается до крупных олимпиадных праздников и масштабного профориентационного форума «Колесо обозрения»).












Тогда на олимпиадных праздниках будущие преподаватели учеников рассказывают о своём олимпиадном пути и проводят экспресс-олимпиаду. Легендарным становится задание на определение таксономических категорий покемонов.
Мы продвигаем олимпиады через статьи на страницах школьных сайтов, олимпиадные уголки: 1000 полутораметровых плакатов развезены за полгода по школам Москвы!
И продолжаем популярную рубрику про «звёзд всеросса»:













Помимо этого, весной родился проект «Всеросс-live». В рамках него мы транслируем заключительный этап ВсОШ по всем предметам, первыми выкладываем большие фотоотчёты, публикуем полезные материалы, советы, разборы заданий, интересные истории олимпиадников. В результате мы печатаем глянцевый журнал трёхтысячным тиражом!
А это первое корпоративное мероприятие для преподавателей и сотрудников АПО — 29 декабря 2016 года




Кафедры, проект «Всеросс-live», КОТ, открытые лекции, поиск нового логотипа АПО
Кафедры и «Кружок от чемпионов»
В 2017/18 учебном году мы проводим ещё больше «Кружков от чемпионов», поэтому АПО требуется всё больше олимпиадников. Это приводит к трём серьёзным улучшениям:
- Секретариат. Аня Карпова пришла в АПО в преддверии 2017/18 учебного года и до сих пор делает жизнь преподавателей лучше. Она занимается документооборотом, помогает организовывать мероприятия, работает с типографиями и другими подрядчиками.
- Кафедры. С этого года преподаватели объединены в предметные кафедры, возглавляемые заведующими. В 2017/18 их было 15. На больших кафедрах появились должности менеджера и методиста.
- Конкурсный отбор на должность преподавателя. Одной лишь победы на олимпиаде теперь недостаточно, чтобы стать преподавателем АПО. Кандидаты проходят тестирование на знание предмета, затем очное собеседование с руководителем кафедры и педагогические тренинги,. К 2021/22 учебному году конкурс на некоторых кафедрах составит 5 человек на место.
Новая структура и правила работы позволяют помочь ещё большему количеству учеников: в 2017/18 учебном году около 20 000 школьников посещают 3 806 кружков.
С появлением кафедр наши программы стали стандартизированными и подробными. Помимо теоретического материала, на наших занятиях ученики решают пробные этапы олимпиад и получают индивидуальные консультации.
Поиски логотипа
Невозможность воспроизвести прежний логотип на бумаге выводит АПО на дорогу дизайнерских экспериментов: в РАН меняется погода, мы экспериментируем с шаром, шрифтами. Вершиной этого творческого поиска стала «виселица», надолго закрепившаяся в статусе главного мема АПО.




КОТ и крупные образовательный ивенты
В этом учебном году мы заводим КОТа: это аббревиатура Командного олимпиадного турнира. В кросс-предметном соревновании участвуют большинство межрайонных советов директоров школ Москвы, КОТ собирает аншлаг: за год проходит 26 мероприятий, на суперфинале — 40 команд.










Увлечение олимпиадников интеллектуальными играми привело к созданию Клуба интеллектуальных игр АПО, в рамках которого мы организовали турнир “Mozgow City”. Чемпионат проводился трижды и даже вышел на международный уровень! В его организации участвовал обладатель «Хрустальной совы», известный знаток интеллектуальных игр Борис Белозёров, который и по сей день продолжает участвовать в жизни АПО и проводить игры для наших учеников и сотрудников.
Новый уровень работы с контентом
У научно-просветительской деятельности АПО — очередной виток развития: олимпиадные новости, популярный контент на YouTube и масштабирование суперпроекта «Всеросс-live».
Новостные материалы АПО помогают олимпиадникам узнавать о самых разнообразных образовательных возможностях Москвы. Этот проект разрастётся до олимпиадных сообществ в социальной сети «ВКонтакте».




Мы продолжаем освещать заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников. Посмотрите, каким интересным и ярким получился журнал «Всеросс-live» в 2018 году!
При создании научно-популярных видео мы перестаём дорисовывать задний фон ведущему, начинаем использовать нейтральные естественные фоны и обзаводимся первыми студиями. Содержательно наши лекции — ещё лучше, чем были до этого, как, например, этот рассказ Светланы Черненко об искусстве XX века.
АПО и другие
АПО продолжает сотрудничать с МГИМО МИД РФ. Мы проводим несколько открытых лекций по экологии и масштабную акцию «Накорми птиц»: организуем мастер-классы для младших школьников и развешиваем кормушки.





АПО запускает серию встреч для активных школьников и студентов с популярными личностями и профессионалами своего дела. Удачный опыт таких мероприятий к маю позволит провести первую встречу школьников и студентов, а в следующем году — масштабный форум «Колесо обозрения».





Кафедры и «Кружок от чемпионов»
В мае 2018 года мы впервые проводим конкурс на звание лучшего преподавателя — «АПОскар». Его победители формируют кадровый резерв. Так, Дмитрий Фёдоров вскоре станет заведующим кафедрой биологии и включится в работу всей олимпиадной экосистемы Москвы. А Роман Илюшин станет заведующим кафедрой русского языка в АПО и олимпиадным тренером в ЦПМ.
В новом 2018/19 учебном году руководители учебно-методического отдела АПО Татьяна Берсенева и Александра Каскевич проводят открытые конкурсы на должность заведующих кафедрами, менеджеров и методистов.
С новыми заведующими мы записываем небольшие ролики-приветствия, которые публикуем на сайте.
В этом году соруководитель учебно-методического отдела Татьяна Берсенева вместе с заведующими кафедрами АПО и службой корректоров систематизировали и унифицировали программы курсов. С этого времени в АПО налажена система организации любых образовательных программ: сначала заведующий кафедрой или методист готовит поурочный тематический план по единым стандартам АПО, затем качество программы и её соответствие стандартам проверяется руководителем учебно-методического отдела и — при необходимости — тренером ЦПМ.
Вместо отдела кураторов работает кол-центр во главе с Ольгой Леонидовной Кольнер. Сотрудники консультируют родителей и представителей школ о форматах учебных курсов, администрируют кружки и крупные проекты, упрощают взаимодействие преподавателей и учеников. В 2018/19 учебном году более 35 000 обучающихся посещали 2 285 кружков.
Физрук из «Ранеток»
Тематические выездные школы мы проводили и раньше (посмотрите это роскошное приглашение на смену по Древней Руси!), но осенью 2018 года в АПО впервые проходит театральная выездная школа. На ней преподаёт Виталий Абдулов. Да, актёр, сыгравший физрука в «Ранетках»!
Образовательные игры, квесты и экскурсии по Москве







АПО не только рассказывает об образовательных возможностях, но и активно их создаёт: мы проводим образовательные экскурсии, квесты и прогулки по Москве. Школьники знакомятся с историей Ирана в Музее Востока, посещают старинные усадьбы и монастыри, физические лаборатории вместе с преподавателями-экспертами, встречаются со студентами Гарварда и ведущими учёными, участвуют в литературных вечерах и смотрят фильмы вместе с экспертами киноклуба АПО.
В этом же году Роман Илюшин вместе со старшими преподавателями кафедры русского языка изобретает МЫШ — турнир Московских Ынтеллектуальных школьников. Этот капитал-квиз заходит детям и становится визитной карточкой АПО. В декабре 2024 прошёл заключительный X МЫШ. Образовательные игры популярны и на других кафедрах: по физике мы проводим квиз «ФИЛИН», по математике — «Регату» и «Бои».
Как КОТ улетел в КОСМОС
После успеха КОТа в 2017/18 учебном году Александр Кирилов вместе с event-отделом и заведующими кафедрами АПО разрабатывают ещё более невероятное и геймифицированное кросс-предметное командное соревнование. Проект получает название «КОСМОС» — вольный акроним от Командного Московского Стратегического Соревнования. КОСМОС проходит в несколько этапов, специально для него заказана моушен-графика (да-да!) и замысловатый реквизит. Каждую игру проводит большая команда организаторов и преподавателей. В КОСМОСе три этапа: школьный, районный (в рамках МРСД — межрайонных советов директоров московских образовательных организаций) и «Вселенский» (то есть заключительный).
Конкуренция среди команд такая, что некоторые школы организуют специальные курсы по подготовке к КОСМОСу и соревнуются за право принять «Вселенский» этап чемпионата. В течение учебного года в турнире принимают участие 3 200 учеников из 210 школ Москвы.
В первом турнире побеждает команда «Импульс» (школа № 2109), второе место занимает «Арктур» (школа № 1547), третье — «Успешные» (школа № 1208).
Это одно из самых продуманных доковидных офлайн-событий в АПО и с точки зрения содержания, и с точки зрения оформления (обратите внимание на видео: у нас даже скатерти на столах – брендированные!).
Колесо обозрения: от 150 до 1000 участников за полгода
В мае 2018 года мы провели первый форум «Колесо обозрения». Его цель – рассказать абитуриентам о вузах субъективно, но от первого лица. Иными словами, форум задумывался как площадка встреч абитуриентов-олимпиадников со студентами-олимпиадниками: первые расспрашивают вторых о реальном положении дел на факультете и в вузе. Медиаподдержку форуму оказали РИА Новости.
В декабре 2019 года мы собираем более масштабный форум – на 1000 человек. Тогда, кроме студенческих секций, организованы встречи с профессионалами в своём деле: выступает главред «Лентача» Артём Колпаков, лингвист Владимир Плунгян, адвокат Анатолий Кучерена, старший партнер международной консалтинговой компании McKinsey & Company Ермолай Сложеницын, действующие учёные и изобретатели.










В том же году мы проведём мини-форумы «Колесо обозрения» не только в Москве, но еще в Кирове и Твери!
Галактика мозга и БоБо
В 2018-2019 учебном году мы запускаем две серии научно-популярных роликов. Первую под названием «Галактика мозга» ведёт Полина Шлапакова (одна из первых преподавателей кафедры биологии АПО), вторую – «БоБо» – Борис Бояршинов. Теперь мы снимаем на более нейтральном фоне и качественнее монтируем! Серии соберут больше 35 000 просмотров.
Треугольник-квадрат-круг
После долгих творческих поисков мы обновляем логотип АПО: с 2018 учебного года треугольник, квадрат и круг символизируют АПО. Этот минималистичный дизайн с доработками и дополнениями используется до сих пор.




Самые многочисленные доковидные оффлайн-мероприятия в АПО – кружки в школах и «Колесо обозрения». «Pro.Олимпиады» — форум для педагогов. Весенний локдаун и Яндекс.Уроки. Открытые вебинары, олимпиадные сообщества, брендбук
«Кружок от чемпионов» и открытые вебинары
В 2019/20 учебном году в АПО занимается 60 000 школьников. Программы кружков — ещё более качественные и, самое главное, апробированные, то есть созданные на основе анализа нескольких лет работы. Ещё до пандемии мы запускаем для всех желающих вебинары по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальному и региональному этапам), а во время локдауна расширяем количество курсов, добавляя подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.
«Колесо обозрения» в МИСиС – 3000 участников!
Два дня подряд, 7 и 8 декабря, на площадке МИСиС проходит масштабное офлайн-мероприятие: сотни пуфиков, десятки ролл-апов и пресс-волов, отдельный сайт с адаптивным дизайном, мерч, тысячи листовок и почти сотня спикеров! Работают 5 тематических секций: «Где учиться?» — студенты ведущих учебных заведений о своих вузах и специальностях; «Понятно о науке» — научно говорим на жизненные темы; «Воркшопы» — практические занятия и интеллектуальные игры; «Медиаобразование» — профессионалы в сфере медиа рассказывают о том, как писать для образования и про образование; «Как жить?» — консультации от опытных психологов для родителей и детей. Фотографии с этого форума — лучшее подтверждение нашей гордости этим проектом!
















Олимпиадные сообщества — самые крупные в России
Летом перед этим учебным годом АПО запускает олимпиадные сообщества в социальной сети «ВКонтакте». В них — полезные методические материалы для подготовки к интеллектуальным соревнованиям, живые чаты с обсуждением заданий и анонсы мероприятий АПО. Годовой охват сообществ — 250 000 учеников, родителей и учителей, и он постоянно растёт!



Мы совершенствуем наш видеоконтент, делаем картинку качественнее, а содержание — полезнее. Ролики набирают десятки тысяч просмотров!
Популярными становятся не только ролики, но и целые серии видео, посвященные подготовке к региональному этапу ВсОШ, а материал сохраняет актуальность по сей день. В этом году мы — настоящие эксперты в репортажных съемках, например, в освещении встреч победителей международных олимпиад!
«Pro.Олимпиады»
В октябре мы проводим форум для московских учителей: опытные тренеры рассказывают о том, как готовиться к олимпиадам по их предметам, делятся методическими находками и жизненным опытом. Форум посещают 300 преподавателей.

Яндекс.Уроки
С первой волной ковида весной 2020 года отменяются все образовательные офлайн-мероприятия. ЦПМ, Яндекс и команда АПО за 2 недели организуют огромный проект – Яндекс.Уроки. Задача — записать видеоролики по всем предметам для 5-11 классов с тем, чтобы дать всем российским школьникам возможность учиться во время четвёртой четверти, оставаясь дома. В то время ещё непопулярен Zoom, нет региональных образовательных платформ, дистанционка — это новый феномен 2020 года. Полтора месяца по 10 часов в день в 8 студиях мы непрерывно снимаем ролики, монтируем, оформляем презентации, отсматриваем полученный материал. Всего выпущено 1800 уроков, просмотры исчисляются миллионами. Это наш самый трудный, но и один из самых важных проектов. Увы, у нас осталось совсем немного фотографий того времени, когда здание Школы ЦПМ было огромной съёмочной площадкой, но до сих пор хранятся пропуска, чтобы передвигаться по Москве в период всеобщего локдауна, а снятые видео не теряют свою актуальность и помогают нынешним школьникам.





Полученный опыт позволит нам к следующему учебному году обзавестись своими студиями, хорошей командой операторов, монтажеров, режиссёров и продюсеров, запустить очень качественные дистанционные курсы (проект «Школа АПО») и даже обучать полноценный дистанционный класс (проект «Биокласс АПО»)!
Брендбук АПО
С конца 2018 года в команде АПО новый главный дизайнер — Полина Козлова. К новому учебному году она разрабатывает единые стандарты оформления всего, где есть дизайн: постов, рассылок, презентаций, инфографик, моушн-графики. С тех пор корпоративным шрифтом стал Montserrat, а все материалы мы стали оформлять в едином стиле, используя три основных цвета — красный или карминно-розовый (eb5350), синий или «цвет Чёрного моря» (394b95), зелёный или «горный луг» (26b597). Края геометрических фигур логотипа скругляются, а стиль материалов становится более дружелюбным. АПО больше не вернётся к кричащей фуксии и рубленному дизайну. В следующем учебном году мы запустим обновлённую версию сайта, свёрстанную по нашим новым стандартам
Школа АПО — годичные олимпиадные курсы, КПК для педагогов, сотрудничество с регионами и Хангаласский улус, прямые эфиры
«Кружок от чемпионов» — теперь и в онлайне
В 2020/21 учебном году в АПО занимается 70 000 школьников. Такой охват достигается прежде всего за счёт онлайн-занятий. Мы обновили образовательную платформу, а также программы кружков. Теперь мы проводим:
Интенсивы — двухнедельные курсы с насыщенной программой. На последних занятиях ученики решают авторский пробный вариант олимпиады, а затем разбирают его с преподавателем.
УТСы (учебно-тренировочные семинары) — годичные программы олимпиадной подготовки или углублённого изучения предмета. Кроме того, теперь они могут быть направлены на конкретные предметные разделы. Например, мы проводим УТСы по молекулярной биологии или органической химии.
Все кружки — в зависимости от пожеланий учеников и эпидемиологической обстановки — мы организуем в школе очно или онлайн.
Ещё одно методическое нововведение этого года: все факультативы на выездных школах — теперь кросс-предметные, то есть участники могут сами выбирать четвёртую пару по своему желанию! Ниже — программа такого выезда и репортаж от Глеба Зуева с первой выездной школы в 2020/21 учебном году.
Школа АПО — годичные олимпиадные курсы
За 2020/21 учебный год наши студии проработали 7 500 часов; отснят материал 2 500 лекций, которые мы подготовили в том числе для проекта «Школа АПО».
Опыт работы над «Яндекс.Уроками» позволил нам эффективно настроить внутренние процессы съёмок, монтажа, отсмотра лекций и снять за год столько качественных материалов!
КПК: теперь АПО учит и педагогов
В этом году мы запускаем курсы повышения квалификации для педагогов. Успешно прошедшим курсы АПО выдаёт удостоверения установленного образца. За год у нас обучаются больше 300 педагогов, а программы варьируются: от мемов в образовательной деятельности и цифрового этикета до генетики и ЕГЭ по математике.
Возвращение олимпиадников домой и Хангаласский улус
В этом году Александр Кирилов успешно настраивает работу с регионами. В разное время мы организовывали Всероссийский олимпиадный праздник, «Олимпиадные десанты» и мини-«Колёса обозрения». Теперь сотрудничество с регионами — на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ. АПО работает с Краснодарским краем, Ростовской и Нижегородской областями, Северной Осетией, Приморским краем. У каждого региона — своя индивидуальная карта развития олимпиадного движения с курсами для педагогов, вебинарами и очными занятиями, методическими пособиями и образовательными форумами. Одна из важных особенностей проекта заключается в том, что к работе с этими регионами мы привлекаем студентов-олимпиадников, которые учились в школах именно этих субъектов!
Кроме того, с 2021 года АПО участвует в большом проекте НИУ ВШЭ и ВЭБ.РФ, направленном на улучшение качества обучения в школах Хангаласского улуса в Республике Саха (Якутия). Мы отвечаем за олимпиадный показатель — организуем тьюторскую программу и интенсивные курсы подготовки учеников улуса к муниципальному и региональному этапам ВсОШ.
Прямые эфиры и студии АПО
В этом году в полную силу начинает работать наш образовательный продакшн. Только посмотрите, какие прямые эфиры мы научились проводить!
Возвращение «Всеросс-live»
В 2020 году проект «Всеросс-live» взял вынужденную паузу из-за отмены заключительных этапов ВсОШ. Поэтому мы успели соскучиться по нашему самому душевному медиапроекту и принялись за него с новыми силами и идеями!
Наши корреспонденты побывали во всех городах проведения олимпиады, а у самых активных собралась личная коллекция ПЦР-тестов, которые мы делали для каждой съемки. Главное в проекте «Всеросс-live» — истории и эмоции олимпиадников, поэтому два месяца заключительных этапов мы провели в постоянном общении со всероссниками.
Мы проверяли навыки устного счёта математиков, снимали репортажи на шести иностранных языках, заставляли ребят переводить слова «ботать» и «квотник» на английский, удивлялись невероятно креативным и сложным проектам на технологии — и, конечно, делились впечатлениями участников, советами победителей и призёров.






Биокласс АПО — научный дистанционный класс. Сотрудничество с МГИМО: курсы, олимпиады, студии. Дни науки. Реновация офиса и службы поддержки
Биокласс АПО
В 2021/22 учебном году в АПО появляется новый проект — биокласс АПО в Школе ЦПМ. Это дистанционный 10-й класс, в котором АПО организует весь образовательный процесс. Научным руководителем проекта становится Дмитрий Федоров. С понедельника по пятницу у наших учеников по 4 пары, раз в четверть — выездная школа. В течение всего лета мы проводим собеседования абитуриентов. На 14 мест — больше 60 заявок!
В итоге у нас сложился дружный и мотивированный класс. Семь учеников биокласса прошли на заключительный этап ВсОШ, а трое стали призёрами!
Реновация службы поддержки и офиса
Теперь кол-центр во главе с Ольгой Леонидовной Кольнер — это полноценная служба поддержки. Сотрудники организуют курсы и ведут специальные проекты АПО, консультируют родителей абитуриентов Школы ЦПМ, поддерживают коммуникации со школами и целыми регионами. Без них не реализуется ни один ответственный проект.
Осенью 2021 года завершился ремонт в нашем офисе по адресу: ул. Новочерёмушкинская, д. 55, к. 2. Теперь у нас появился коворкинг для заведующих кафедрами, методистов и менеджеров, рабочих собраний и праздников,, уютный кабинет для подписания договоров ГПХ, просторный кабинет службы поддержки, переговорные, комната для онлайн-встреч и кабинет команды АПО!
Дни науки
Теперь наши олимпиадные праздники более продуманы, красивее оформлены и лучше организованы. Каждый из них состоит из двух частей: офлайн-мастер-классы для учеников и онлайн-собрание для родителей в Zoom. Чего только нейминг мастер-классов стоит!
На родительском онлайн-собрании присутствуют преподаватели АПО, которые будут вести кружки в школе. Ведущий и организатор Александр Кирилов в прямом эфире презентует проект вместе с директором образовательного учреждения, рассказывает об образовательных траекториях и отвечает на вопросы слушателей. В прямой эфир уходит картинка с разными ракурсами, моушн-графикой и заставками. Ниже — фотографии с очной части для детей и бэкстейдж трансляции для родителей.











АПОскар
В 2022 году мы возобновили традицию проводить «АПОскар» — внутренний конкурс профессионального мастерства для наших преподавателей. Новый формат предполагал две номинации: кейс-чемпионат, на котором участники могли проявить себя как методисты и управленцы, и преподавательский конкурс, где нужно было подготовить короткое выступление. Задания кейс-чемпионата были основаны на реальных задачах, с которыми мы сталкивались в работе со школами. В нашем видео можно посмотреть, как прошёл «АПОскар» в 2022 году.
Победителями стали Илья Великов с кафедры английского языка, Ринат Кагиров с кафедры физики и Евгений Степанов с кафедры биологии.
Сотрудничество с МГИМО
АПО давно сотрудничает с МГИМО (со времён первой выездной школы в 2017 году). У нас ряд совместных проектов: образовательная среда с курсами для абитуриентов, культурологическая и лингвистическая олимпиады. Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО записывает свои лекции в наших студиях.
Тематические выездные школы и ЛОПы
Лето 2022 года запомнилось нам экспериментальными выездными школами. Почему бы не провести образовательную площадку для естественников с упором на практические занятия? Или не сделать ли межпредметную выездную школу, где бы комплексно изучался период Древней Руси — с точки зрения и истории, и обществознания, и искусства, и даже языка (идея Романа Илюшина).
Сначала непросто было объяснить школьникам ценность таких тематических выездов. Конечно, у обычной олимпиадной подготовки гораздо более очевидная польза. Но уже в процессе ребята поняли, что это именно о том практическом приложении знаний, о тех межпредметных связях, на которые не хватает времени в школе.
Сначала непросто было объяснить школьникам ценность таких тематических выездов. Конечно, у обычной олимпиадной подготовки гораздо более очевидная польза. Но уже в процессе ребята поняли, что это именно о том практическом приложении знаний, о тех межпредметных связях, на которые не хватает времени в школе.
Пожалуй, самым креативным стал медиапроект от нашей преподавательницы с кафедры литературы Анастасии Сумеди, посвящённый юбилею Марины Цветаевой: в течение недели команда школьников работала над аудиоспектаклем-променадом по цветаевским местам Москвы. Впоследствии они соберутся в Креативную мастерскую, которая теперь регулярно создаёт яркие проекты (например, документальный фильм об А.Н. Островском, зин об авангардистах, фестивали) и знакомит ребят с современными творческими профессиями.
На той же смене окончательно оформилась уже ставшая традиционной Летняя медиашкола АПО. И если год назад это была одна мастерская по подготовке к олимпиадам по журналистике, то теперь она объединила самые разные направления, позволяющие углубиться в смежные области, среди которых медиапроекты, кино, английский в медиасфере, научно-популярная журналистика и другие.
Лаборатория талантов
Мы продолжили укреплять сотрудничество с нашими школами-партнёрами и придумывать вместе с ними комплексные программы. Так, в школе № 56 мы впервые запустили Лабораторию талантов — систему дополнительных занятий для учеников средней школы по естественно-научному и социально-гуманитарному направлениям. В каждое направление входит целый комплекс предметов, чтобы ребята могли получить крепкую базу знаний по смежным дисциплинам, а потом осознанно выбрать направление для более узкопрофильной подготовки в старших классах. Лаборатория талантов — место для опытов, вот и наши ученики экспериментируют со своими интересами и способностями в поисках себя.
Открытые мероприятия
После пандемийных ограничений в АПО вернулись ивенты! Со второго полугодия наши кафедры начали регулярно проводить бесплатные мероприятия для всех желающих школьников. Так ребята могут легко познакомиться с олимпиадным миром и узнать что-то новое о любимом предмете. Мы устраивали открытые лекции и экскурсии, квесты и конкурсы. Одним из самых масштабных мероприятий стал совместный кейс-чемпионат кафедры экономики АПО и «Тинькофф». Через год вдохновитель и организатор чемпионата Михаил Грязнов возглавит кафедру экономики АПО.
Кураторы в Школе АПО, научно-популярный канал «Маркер», новые учебно-тренировочные чемпионаты и развитие профильных классов
В 2022 году руководителем АПО стал Максим Макарцев, который с самого начала работы организации занимался её развитием и координацией внутренних процессов, а Артём Шишов — первый президент АПО — был назначен директором Центра педагогического мастерства. Эти изменения позволили нам продолжать расширять взаимодействие с ЦПМ и олимпиадной экосистемой Москвы, а также реализовывать ещё более масштабные совместные проекты.
Маркер
Мы запустили свой научно-популярный YouTube-канал «Маркер». «Маркер» — потому что мы находим и выделяем самое интересное в окружающем мире. Нашим преподавателям всегда есть что рассказать о своём предмете, и они умеют это делать увлекательно. Поэтому YouTube-канал под руководством продюсера Светланы Черненко и видеографа Руслана Белякова стал новой возможностью самовыражения для многих наших сотрудников.
Первыми авторами видео на «Маркере» стали финалисты «АПОскара». Мы озвучивали крысу-француза, приносили в студию кота и жидкий азот (не одновременно), разбирались в крипте и NFT, говорили о русских классиках и героях комиксов — всё со строго научной точки зрения. Результат иногда удивлял нас самих: например, мы до сих пор не можем объяснить, почему самым популярным видео на канале стал короткий ролик про лишайник.
В общем, ролики «Маркера» интересно и снимать, и смотреть!
Новый формат Школы АПО
Проанализировав опыт прошлых лет, мы обновили программы и доработали формат Школы АПО. Мы хотели, чтобы курс обеспечивал более эффективную подготовку и мотивировал ребят продолжать учиться. Теперь у каждой группы появились кураторы, которые помогают ученикам и преподавателям организовывать учебный процесс. Кроме лекций и семинаров, мы регулярно проводили игры, консультации, встречи с экспертами и психологами.


В Школе АПО теперь можно продолжать учиться и летом, чтобы повторить материал и подготовиться к новому олимпиадному сезону.
В этом году среди учеников Школы АПО — победители и призёры заключительного этапа ВсОШ по 10 предметам. Нам кажется, что из всех наших курсов именно Школа АПО может внести наибольший вклад в победу, ведь это регулярная и системная подготовка, постоянная совместная работа ученика, учителя и куратора.
Например, в Школе АПО по истории к олимпиаде готовился Михаил Дементьев, который стал призёром всеросса!
Профильные классы — не только Биокласс
Профильных классов АПО стало четыре. Помимо дистанционных, мы начали открывать очные классы в школах Москвы:
- 10 и 11 биоклассы
- 7 естественно-научный класс им. В.А. Легасова в школе 56
- 10 социально-гуманитарный класс в школе 1212
Профильные предметы в новых классах ведут преподаватели АПО и Школы ЦПМ, а остальные дисциплины — преподаватели школ-партнёров. Смысл профильного класса — возможность изучать предмет на олимпиадном уровне прямо на школьных уроках и иметь доступ к дополнительным образовательным материалам и мероприятиям. Так, специально для профильных классов мы проводим экскурсии, интеллектуальные игры, выездные школы.
Ждал нас в этом году и радостный, и печальный праздник — выпуск биокласса. Это наш самый первый профильный класс, в который вложили душу не только его руководители и преподаватели, но и многие другие сотрудники. Ребят в АПО знали по именам, переживали за их успехи, уважали их интересы, а они в свою очередь отвечали нам доверием и открытостью. За два года вместе у нас получились 8 дипломов ВсОШ, 15 уникальных траекторий обучения и команда мечты!
В июне 2023 года выпускница биокласса Алиса Тимонина завоевала золотую медаль на Международной биологической олимпиаде и со следующего учебного года присоединилась к нашей команде уже в роли преподавателя кафедры биологии. В команду тренеров, которые готовили российскую сборную и сопровождали её на олимпиаде, вошёл заведующий кафедрой биологии и научный руководитель биокласса АПО Дмитрий Фёдоров.
Региональная инициатива
2022/23 год стал для нас рекордным по количеству проектов в субъектах нашей страны! Над проектом «Региональная инициатива» стала работать целая команда под руководством Егора Тараторкина. Наши преподаватели провели курсы и мероприятия в 13 регионах России. Каждый раз они возвращались с массой впечатлений и от нового профессионального опыта, и от путешествия. Всем этим они охотно делились с нами в интервью:
- Георгий Зимин о своей поездке в Салехард и том, каково быть самым младшим в жюри олимпиады;
- Глеб Лисененков о Сахалине, математике и солёной горбуше.
⠀⠀⠀⠀
Помимо курсов для школьников и учителей, мы запустили несколько отдельных проектов специально для регионов. Олимпиада «Старт с АПО» собрала более 600 участников из 15 регионов. Её основная идея — дать ребятам возможность познакомиться с миром интеллектуальных состязаний и оценить свои силы перед олимпиадным сезоном.
Победительницей стала Полина Павлова из Приморья, которая потом, кстати, взяла диплом призёра на всероссе по экологии!
Полномасштабный проект развития олимпиадного движения мы запустили в партнёрстве с Ямало-Ненецким автономным округом. Для этого мы использовали весь свой опыт: провели олимпиадные курсы, Арктическую олимпиаду, турнир КОСМОС.
Бесплатные программы совместно с ЦПМ
АПО ещё активнее участвует в системе развития таланта школьников Москвы. Совместно с Центром педагогического мастерства мы постоянно проводили бесплатные образовательные курсы и события. Среди них особенно выделяются олимпиадные праздники — мероприятия, на которых их бессменный организатор и ведущий Павел Журавлёв рассказывает о системе олимпиад школьников, а затем преподаватели АПО дают мастер-классы по своим предметам. Один такой мастер-класс — судя по количеству лайков — особенно оценили наши подписчики.


КОТ, ГРИБ, МЫШ и КОСМОС — это не галактический зоопарк, и нет, мы не забыли поставить мягкий знак. Этой весной в нашем офисе можно было услышать фразы вроде: «Скоро награждение грибов!», а в официальных бумагах прочитать: «Приглашаем к участию в КОСМОСе команды образовательных организаций Москвы». На самом деле всё это — командные турниры и конкурсы для школьников, которые мы проводим совместно с ЦПМ. Один раз назвав такой турнир звучной аббревиатурой, мы не смогли остановиться. Особенности этих чемпионатов — межпредметность, нестандартные даже для олимпиад задания и форматы, которые делают их похожими то на квест, то на капитал-квиз, то на приключенческий триллер. Автором и креативным продюсером таких затей выступает Роман Илюшин. Их цель — показать школьникам, что решать сложные задачки может быть увлекательно, а наука действительно помогает в жизни.


В 2022/23 учебном году наши преподаватели и сотрудники выступали экспертами на образовательных форумах и конференциях в Москве в МГИМО, Ташкенте и Витебске. Мы обсуждали эффективную организацию образования, делились опытом работы с талантливыми школьниками, рассказывали о наших медиапроектах.






Отдел внутренних коммуникаций и работа с комьюнити
Школьники всегда говорят, что главная ценность олимпиадной жизни — позитивные и умные люди, единомышленники. Наши преподаватели и сотрудники тоже олимпиадники, поэтому наш коллектив — отдельная веская причина работать в АПО. Мы любим собираться вместе по рабочим поводам и не только. В этом году мы активно развивали систему клубов и курсов для сотрудников: играли в волейбол, учили языки, смотрели и обсуждали кино, играли в интеллектуальные игры и ходили на экскурсии. Проводили эти клубы тоже наши преподаватели — друг для друга!


Организацией этих активностей занялось новое структурное подразделение АПО — Отдел внутренних коммуникаций во главе с Анастасией Волковой и Анной Бердниковой. Глобальная задача — обеспечить для всех сотрудников удобные возможности развития, что, конечно, не ограничится клубами по интересам. Например, в этом году мы снова провели конкурс профессионального мастерства «АПОскар». Преподаватели соревновались в трёх номинациях: преподавательский и научно-популярный финал, а также кейс-чемпионат.
Расширение команды, развитие Лаборатории талантов, новый профильный класс и работа с регионами
Внутренние изменения
Летом 2023 года мы перестроили внутренние процессы работы АПО: президентом АПО стал Глеб Зуев, до этого занимавший должность заместителя руководителя по связям с общественностью и медиапроектам, а учебно-методическим отделом стали руководить Анна Сёмочкина и Роман Илюшин. Анна была методистом кафедры географии с 2018 по 2023 год, с 2021 года стала руководить проектом «Выездные школы». Роман с 2018 по 2023 год являлся заведующим кафедрой русского языка, а также идейным вдохновителем и организатором наших учебно-тренировочных чемпионатов.
Руководить медиацентром продолжила Евгения Ларина, которая занялась организацией деятельности расширившихся команд дизайна, разработки сайтов, авторов, фотографов. А ещё мы стали развивать команду продвижения: увеличили набор маркетинговых каналов и инструментов, использующихся для продвижения наших продуктов и повышения узнаваемости АПО как бренда, глубже погрузились в изучение особенностей нашей целевой аудитории, что позволило привлечь больше новых учеников и повысить лояльность имеющихся. Команду видеопродакшена с 2022 года возглавляет Евгения Каткова, она отвечает за все съёмки, прямые трансляции, которые проходят в наших студиях, и монтаж видео.
Мы начали разработку платформы для сотрудников работа.апо.рф, со временем на ней появились личный кабинет и возможность удобного хранения документов для заключения договоров ГПХ, информационные рассылки и наши вакансии.
Школы-партнёры и Лаборатории талантов
Первые школы-партнёры АПО и ЦПМ появились ещё в 2021 году. Координацией работы с ними с самого начала руководит Валерия Галахова. Формат сотрудничества подразумевает систематическую работу с учениками в течение всего учебного года. Мы анализируем списки победителей муниципального, регионального и заключительного этапов ВсОШ и заключительного этапа МОШ прошлых лет в конкретной школе, чтобы сформировать группы для курирования и индивидуальной работы. Также мы проводим регулярные и интенсивные курсы по подготовке ко ВсОШ и МОШ, организуем профильные классы АПО на базе школ-партнёров. Кроме этого, для учеников мы придумываем и развлекательные мероприятия, например, новогодний квиз.
Важный проект в рамках работы со школами-партнёрами — Лаборатория талантов. Это межпредметные курсы для учеников 7–9 классов, в программы которых включают занятия, направленные на подготовку к олимпиадам и углублённое изучение предметов, а также кросс-предметные мастер-классы, научные игры, практические уроки и профориентационные мероприятия.
За годы сотрудничества со школами-партнёрами мы смогли в разы увеличить в них количество победителей и призёров регионального и заключительного этапов ВсОШ и заключительного этапа МОШ. За всё время работы в этом направлении мы охватили более 10 000 учеников!
Профильные классы АПО на базе Школы ЦПМ
В этом учебном году на заключительный этап ВсОШ по биологии отправилось 15 учеников биокласса, 7 стали призёрами, а 3 — победителями. Кроме этого, наша ученица Надя Кузнецова поехала на Международную олимпиаду по биологии имени Авиценны и завоевала золотую медаль.
В этом учебном году на заключительный этап ВсОШ по биологии отправилось 15 учеников биокласса, 7 стали призёрами, а 3 — победителями. Кроме этого, наша ученица Надя Кузнецова поехала на Международную олимпиаду по биологии имени Авиценны и завоевала золотую медаль.
После таких успехов всё больше школьников и их родителей стали интересоваться возможностями заниматься с преподавателями биокласса. Поэтому в феврале 2024 года мы впервые провели уникальный научный практикум по генетике, а также выездную школу по биологии от создателей биокласса. Участие в этих программах приняло больше 40 человек.
В 2023 году мы открыли ещё один профильный класс — научный лингвистический класс АПО под руководством Романа Илюшина. Как и в биоклассе, ученики лингвокласса получают диплом среднего общего образования в Школе ЦПМ, пары с преподавателями АПО ежедневно проходят онлайн, а шесть раз в год ученики встречаются в рамках очных недель и выездных школ. В первый год мы набрали 14 школьников, и уже весной 2024 года ребята из лингвокласса завоевали 8 дипломов на заключительном этапе ВсОШ, 6 дипломов в финале Традиционной олимпиады по лингвистике, а ещё 1 ученик — Михаил Никитин — стал победителем Международной олимпиады по лингвистике.
Слово «научный» в названии нашего класса присутствует неспроста: ребята действительно имеют возможность заниматься наукой. В июне под руководством Романа Илюшина прошла первая северная экспедиция лингкокласса АПО, во время которой ученики с научным руководителем преодолели тысячи километров и опросили за неполную неделю 36 информантов в четырёх деревнях Пинежского округа Архангельской области — в Кевроле, Киглохте, Немнюге и Едоме. А результатами своих исследований ребята поделились на отчётной конференции. Смотрите репортаж!
Слово «научный» в названии нашего класса присутствует неспроста: ребята действительно имеют возможность заниматься наукой. В июне под руководством Романа Илюшина прошла первая северная экспедиция лингкокласса АПО, во время которой ученики с научным руководителем преодолели тысячи километров и опросили за неполную неделю 36 информантов в четырёх деревнях Пинежского округа Архангельской области — в Кевроле, Киглохте, Немнюге и Едоме. А результатами своих исследований ребята поделились на отчётной конференции. Смотрите репортаж!


Региональная инициатива
В 2023/24 учебном году мы продолжили активно сотрудничать с регионами. Нашим основным партнёром остаётся Ямало-Ненецкий автономный округ: в течение года мы проводили курсы, а также готовили сборную Ямала по 14 предметам к заключительному этапу ВсОШ. Ученики, с которыми мы занимались, завоевали 7 дипломов. А Ямал занял 6 место в неофициальном рейтинге регионов по итогам ВсОШ. Кроме этого, в рамках сотрудничества с ЯНАО мы стали партнёрами арктической олимпиады «Полярный круг»: участвовали в её организации и составляли задания для этого интеллектуального состязания.
В этом году мы также стали составителями реальных пакетов заданий школьного и муниципального этапов ВсОШ для Ямало-Ненецкого автономного округа, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан. Ученики из этих регионов получили интересные и качественные задачи, которые позволили им ещё больше полюбить предмет.
Кроме того, мы поддерживаем близкие нам по духу проекты коллег из других регионов России, например, большую инициативу от учителей географии «ГЕОквест», форум «Медиасмыслы» в Твери, конкурс «Юнга+» в Челябинске и образовательное мероприятие в Красноярске, для которого наши преподаватели подготовили литературную игру «Угадай мелодию».
Школа АПО
В 2023/24 учебном году курсы Школы АПО полностью прошли 149 учеников. Из них 50 человек стали победителями и призёрами регионального этапа ВсОШ.
Кураторы групп по-прежнему направляют ребят по выбранной образовательной траектории, проводят для них индивидуальные консультации, проверяют домашние работы и дают фидбэк. Обратная связь родителям стала стабильной, каждый месяц мы отправляем им небольшой отчёт, в котором предоставляем информацию о посещаемости ребёнка, его успеваемости, качестве выполнения домашнего задания, а также наши рекомендации для дальнейшего изучения предмета: список литературы по теме, ссылки на полезные ресурсы и видеозаписи, определённые методики для запоминания материала.
В декабре 2023 года мы провели конкурс проектов среди учеников Школы АПО. Все желающие принять участие сначала подготовили небольшие видео, где они проводили занятие по интересующей их теме. Второй тур проходил в формате онлайн-конференции «Уроки, о которых мы мечтаем в школе», где ребята встретились с другими участниками и жюри, продемонстрировали свои уроки, получили обратную связь от экспертов и памятные призы.
Мероприятия для сотрудников и обучение преподавателей
Отдел внутренних коммуникаций, которым с 2023 года руководит Анна Бердникова, продолжает организовывать масштабные мероприятия для сотрудников. Мы продолжаем традицию общих встреч в начале учебного года, и 23 сентября провели День АПО. Площадкой для мероприятия стала школа № 56, которая является школой-партнёром ЦПМ и АПО с 2021 года.
Весной мы снова провели «АПОскар» — традиционный конкурс профессионального мастерства среди преподавателей АПО. В 2024 году мы решили сосредоточиться на педагогическом мастерстве и методической ценности выступлений, поэтому сократили количество номинаций. Теперь все финалисты готовят индивидуальные выступления на самостоятельно выбранную тему в рамках своего предмета, а оценивают выступления не только коллеги, но и школьники, для которых мы и проводим уроки (о которых сами мечтали в школе).



Мы поработали над систематизацией процесса обучения наших преподавателей. За 2023/24 учебный год 115 преподавателей прошли курсы повышения квалификации, организованные на кафедрах, и получили документы установленного образца. Удостоверения и сертификаты им были выданы в мае на нашем итоговом собрании.


