Учреждение АПО, первый логотип и проект «Мечтай смелее!»

Осенью 2015 года мы завели сообщество ВКонтакте, писали статьи про олимпиады и рассказывали про «звёзд всеросса».

Тогда мы нарисовали первый логотип, который не изменялся три года. Мало кто догадывался, что колонна воспроизводит форму здания Президиума РАН с её золотыми меандрами-мозгами на вершине.

«Место встречи талантливых ребят: лучших учеников, победителей и призёров разнообразных интеллектуальных конкурсов, которые здесь ищут и находят себя и для себя» – так звучало первое описание Ассоциации.

Весной 2016 года мы получили регистрацию в Министерстве юстиции и запустили первый кружок – в Школе № 625. Вот забавное архивное видео, в котором Александр Кирилов и Артём Шишов рассказывают ученикам школы, зачем нужны олимпиады и как в них побеждать.

Тогда же мы запустили проект «Мечтай смелее»: вели занятия для детей из семей, попавших в сложную социально-экономическую ситуацию. За следующие три года проекта преподаватели АПО провели 1500 занятий для 150 ребят.

Кружков в школах становится больше, АПО проводит первые выездные школы и олимпиадные праздники

После серии тестовых занятий в 2015-2016 учебном году мы открываем полноценные олимпиадные курсы в пяти школах Москвы: 19, 625, 2113, 1205 и 1534.

Слева – реальное расписание занятий, которое отправлялось и ученикам, и школам, и преподавателям. Курсы получают название «УТС к ВсОШ» (учебно-тренировочные семинары к Всероссийской олимпиаде школьников»). Это именование живо до сих пор, но содержание УТСов и принципы их организации будут меняться ещё не раз.

Формат занятий с победителями олимпиад показывает свою состоятельность: школы Москвы готовы приглашать АПО, чтобы развивать олимпиадное движение. В новом 2016-2017 учебном году мы зовём на работу еще больше олимпиадников. За год открыто 425 курсов в школах Москвы, в них принимает участие около 4800 школьников. Тогда для каждого «Кружка от чемпионов» преподаватели разрабатывают собственные учебные планы – классные по содержанию, но далекие от методического и визуального лоска. Название программы и текст даны в первозданном виде:

Структура проекта дополняется кураторами школ – за одной или несколькими школами мы закрепляем менеджера, который согласует расписание занятий, помогает преподавателю решить возникшие административные проблемы, а также консультирует школы по вопросам олимпиадного движения. Летом 2018 года кураторов заменит полноценная служба поддержки во главе с Ольгой Леонидовной Кольнер.

Параллельно с кружками АПО организовывает первые выездные школы: совместную с МГИМО весеннюю гуманитарную школу и три тематические летние смены на базе образовательного центра «Команда». Тогда смены длятся по 12 дней и проходят по группам предметов: технические, гуманитарные и естественно-научные. До сих пор мы придерживаемся этого разделения на наших олимпиадных выездных школах. Весной 2017 года к нам приехали 70 учеников, летом – 350. Кстати, в летние каникулы 2017-2018 учебного года началась «Московская смена»: для учеников начального звена, посещающих летние площадки в школах, АПО проводит курсы и мастер-классы.

Работа АПО в школах не ограничивается только занятиями – мы стараемся сделать информацию об олимпиадах более доступной. Например, выступаем с мотивирующими рассказами о преимуществах олимпиад (эта идея разрастётся до крупных «Олимпиадных праздников» и масштабного форума «Колесо обозрения»). А это одно из первых появлений в кадре руководителя Медиацентра АПО Глеба Зуева. Репортаж – про самый первый «Олимпиадный праздник».

Тогда на «Олимпиадных праздниках» будущие преподаватели учеников рассказывают о своем олимпиадном пути и проводят «экспресс-олимпиаду». Легендарным становится задание на определение таксономических категорий покемонов. Даже сегодня оно используется на наших образовательных мероприятиях и мастер-классах по методике преподавания.

Мы продвигаем олимпиады через статьи на страницах школьных сайтов, олимпиадные уголки: 1000 полутораметровых плакатов развезены за полгода по школам Москвы!

И продолжаем популярную рубрику про «звёзд всеросса»:

Развиваем научно-популярный и олимпиадный контент: так выглядело наше первое мотивационное видео (почти клип!), а так – одна из первых снятых лекций. Серия роликов от преподавателей истории названа «ГУМ» – все ролики серии посвящены ГУМанитарным предметам.

В 2016-2017 учебном году мы даже проводим престижные и популярные конкурсы, например, конкурс видео совместно с Государственным историческим музеем.

А это первое корпоративное мероприятие для преподавателей и сотрудников АПО – 29 декабря 2016 года.

Кафедры, Всеросс-live, КОТ, открытые лекции, поиск нового логотипа АПО

Кафедры и «Кружок от чемпионов»

В 2017-2018 учебном году мы проводим ещё больше «Кружков от чемпионов», поэтому в АПО требуется всё больше олимпиадников. Это приводит к трём серьёзным улучшениям:

  • Секретариат. Аня Карпова пришла в АПО в мае 2017 года и до сих пор делает жизнь преподавателей лучше.
  • Кафедры. Теперь все преподаватели объединены в 15 предметных кафедр во главе с заведующим. На больших кафедрах есть должности менеджера и методиста.
  • Конкурсный отбор на должность преподавателя. Одной лишь победы на олимпиаде теперь недостаточно, чтобы стать преподавателем АПО. Преподаватели проходят тестирование на знание предмета, затем очное собеседование с руководителями кафедры, педагогические тренинги, а с 2020 года – курсы повышения квалификации. В 2021-2022 учебном году конкурс на некоторых кафедрах составит 5 кандидатов на место.

Новая структура и правила работы позволяют помочь еще большему количеству учеников: в 2017/2018 учебном году около 20000 школьников посещают 3806 кружков.

С появлением кафедр в АПО наши программы стали стандартизированными и подробными. Помимо теоретического материала, на наших занятиях ученики решают пробные этапы олимпиад и получают индивидуальные консультации.

Поиски логотипа

Невозможность воспроизвести прежний логотип на бумаге выводит АПО на дорогу дизайнерских экспериментов: в РАН меняется погода, мы экспериментируем с шаром, шрифтами. «Вершиной» этого творческого поиска стала «виселица», надолго закрепившаяся в статусе главного мема АПО.

КОТ и крупные образовательный ивенты

В этом учебном году мы заводим КОТа – это аббревиатура «Командного олимпиадного турнира». В кросс-предметном соревновании участвуют большинство МРСД (межрайонных советов директоров), КОТ собирает аншлаги: за год проходит 26 мероприятий, на супер-финале – 40 команд. Ведущий – комик и будущий резидент «Вечернего Урганта» Дмитрий Романов.

Увлечение олимпиадников интеллектуальными играми привело к созданию Клуба интеллектуальных игр АПО, в рамках которого мы проводим турнир «Mozgow City». Чемпионат проводился трижды и даже выходил на международный уровень!

Новый уровень работы с контентом

У научно-просветительской деятельности АПО – новый виток развития: олимпиадные новости, популярный контент на ютьюбе и супер-проект «Всеросс-live».

Новостные материалы АПО цвета фуксии помогают олимпиадникам узнавать о самых разнообразных образовательных возможностях Москвы. Этот проект разрастётся до крупнейших олимпиадных сообществ ВКонтакте.

Рубрика «Звезды всеросса» превращается в супер-проект «Всеросс-live». Мы транслируем заключительный этап ВсОШ по всем предметам, первыми выкладываем большие фотоотчёты, публикуем полезные материалы, советы, разборы заданий, интересные истории олимпиадников. В результате мы печатаем глянцевый журнал трёхтысячным тиражом!

В создании научно-популярных видео мы перестаём дорисовывать задний фон ведущему, начинаем использовать нейтральные естественные фоны и обзаводимся первыми студиями. Содержательно наши лекции – еще круче, как, например, эта лекция Светланы Черненко по искусству XX века. Через год лекции будут записываться на моднейшем чёрном фоне.

АПО и другие

АПО начинает сотрудничать с МГИМО. Мы проводим несколько открытых лекций по экологии и масштабную акцию «Накорми птиц»: организуем мастер-классы для младших школьников и развешиваем кормушки.

АПО запускает серию встреч для активных школьников и студентов с популярными личностями и профессионалами своего дела. Удачный опыт таких мероприятий в следующем году позволит провести масштабный форум – «Колесо обозрения».

АПОскар и новые заведующие кафедрами. КОТ становится КОСМОСОМ. Открытые лекции и экскурсии, Колесо обозрения, Галактика мозга и новый логотип АПО

Кафедры и «Кружок от чемпионов»

В мае 2018 года мы проводим конкурс на звание лучшего преподавателя – «АПОскар». Его победители формируют кадровый резерв. Дмитрий Фёдоров вскоре станет заведующим кафедрой биологии и надолго будет вписан в работу всей олимпиадной экосистемы Москвы. Роман Илюшин станет заведующим кафедрой русского языка в АПО и олимпиадным тренером в ЦПМ.

В новом 2018-2019 учебном году руководители учебно-методического отдела АПО Татьяна Берсенева и Александра Каскевич проводят открытые конкурсы на должность заведующих кафедрами, менеджеров и методистов. Многие из принятых на работу продолжают трудиться в АПО и в 2021-2022 учебном году.

С новыми заведующими мы записываем небольшие ролики-приветствия, которые публикуем на сайте.

В 2021-2022 учебном году Виктория Журавлева и Татьяна Резанова продолжают свою деятельность в АПО в качестве заведующих кафедрами, а также работают олимпиадными тренерами в ЦПМ и преподавателями в Школе ЦПМ. Артём Тихонов продолжает участвовать в проектах АПО и занимает должность заместителя директора по развитию в Школе ЦПМ.

В этом году соруководитель учебно-методического отдела Татьяна Берсенева вместе с заведующими кафедрами АПО и службой корректоров систематизировала и унифицировала программы курсов. С этого времени в АПО налажена система организации любых образовательных программ: сначала заведующий кафедрой или методист готовит поурочный тематический план по единым стандартам АПО, затем качество программы и её соответствие стандартам проверяется руководителем учебно-методического отдела и при необходимости тренером ЦПМ.

Теперь вместо отдела кураторов работает служба поддержки во главе с Ольгой Леонидовной Кольнер. Сотрудники службы консультируют родителей и представителей школ по форматам учебных курсов, администрируют кружки и крупные проекты, упрощают взаимодействие преподавателей и учеников. В 2018/2019 учебном году более 35000 обучающихся посещали 2285 кружков.

Физрук из «Ранеток»

Тематические выездные школы мы проводили и раньше (посмотрите это роскошное приглашение на смену по Древней Руси!), но осенью 2018 года в АПО впервые проходит театральная выездная школа. На ней преподаёт Виталий Абдулов. Да, актёр, сыгравший физрука в «Ранетках»!

Образовательные игры, квесты и экскурсии по Москве

АПО не только рассказывает об образовательных возможностях, но и активно их создаёт: мы проводим образовательные экскурсии, квесты и прогулки по Москве. Школьники знакомятся с историей Ирана в Музее Востока, посещают старинные усадьбы и монастыри, физические лаборатории вместе с преподавателями-экспертами, встречаются со студентами Гарварда и ведущими учёными, участвуют в литературных вечерах и смотрят фильмы вместе с экспертами киноклуба АПО.

В этом же году Роман Илюшин вместе со старшими преподавателями кафедры русского языка изобретает турнир «МЫШ» – турнир «Московских Ынтеллектуальных школьников». Этот капитал-квиз заходит детям и становится визитной карточкой АПО. Образовательные игры популярны и на других кафедрах: по физике мы проводим квиз «ФИЛИН», по математике – «Регату» и «Бои».

Как КОТ улетел в КОСМОС

После успеха КОТа в 2017-2018 учебном году Александр Кирилов вместе с event-отделом и заведующими кафедрами АПО разрабатывает ещё более невероятное и геймифицированное кросс-предметное командное соревнование. Проект получает название «КОСМОС» – вольный акроним от Командного Московского Стратегического Соревнования. КОСМОС проходит в несколько этапов, специально для него заказана моушн-графика (да-да) и замысловатый реквизит. Каждую игру проводит большая команда организаторов и преподавателей. В КОСМОСе – три этапа: школьный, районный (в рамках МРСД) и «Вселенский» (то есть заключительный).

Конкуренция среди команд такая, что некоторые школы организуют специальные курсы по подготовке к КОСМОСу и соревнуются за право принять «Вселенский» этап чемпионата. В течение учебного года в турнире принимают участие 3200 учеников из 210 школ Москвы.

Первое место занимает команда «Импульс» (школа №2109), второе – «Арктур» (школа №1547), третье – «Успешные» (школа №1208).

Это одно из самых продуманных доковидных оффлайн-событий в АПО и с точки зрения содержания, и с точки зрения оформления (обратите внимание на видео: у нас даже скатерти на столах – брендированные!) А это супер-красивый сайт «КОСМОСа».

Колесо обозрения: от 150 до 1000 участников за полгода

В мае 2018 года мы провели первый форум «Колесо обозрения». Его цель – рассказать абитуриентам о вузах субъективно, но от первого лица. Иными словами, форум задумывался как площадка встреч абитуриентов-олимпиадников со студентами-олимпиадниками: первые расспрашивают вторых о реальном положении дел на факультете и в вузе. Медиаподдержку форуму оказали РИА Новости.

В декабре 2019 года мы собираем более масштабный форум – на 1000 человек. Тогда, кроме студенческих секций, организованы встречи с профессионалами в своём деле: выступает главред «Лентача» Артём Колпаков, лингвист Владимир Плунгян, адвокат Анатолий Кучерена, старший партнер международной консалтинговой компании McKinsey & Company Ермолай Сложеницын, юрист Илья Новиков, действующие учёные и изобретатели. Посмотрите, какая насыщенная программа!

В том же году мы проведём мини-форумы «Колесо обозрения» не только в Москве, но еще в Кирове и Твери!

Галактика мозга и БоБо

В 2018-2019 учебном году мы запускаем две серии научно-популярных роликов. Первую под названием «Галактика мозга» ведёт Полина Шлапакова (одна из первых преподавателей кафедры биологии АПО), вторую – «БоБо» – Борис Бояршинов. Теперь мы снимаем на более нейтральном фоне и качественнее монтируем! Серии соберут больше 35 000 просмотров.

Треугольник-квадрат-круг

После долгих творческих поисков мы обновляем логотип АПО: с 2018 учебного года треугольник, квадрат и круг символизируют АПО. Этот минималистичный дизайн с доработками и дополнениями используется до сих пор.

Самые многочисленные доковидные оффлайн-мероприятия в АПО – кружки в школах и «Колесо обозрения». «Pro.Олимпиады» – форум для педагогов. Весенний локдаун и Яндекс.Уроки. Открытые вебинары, олимпиадные сообщества, брендбук

«Кружок от чемпионов» и открытые вебинары

В 2019-2020 учебном году в АПО занимается 60 000 школьников. Программы кружков – ещё более качественные и, самое главное, апробированные, то есть созданные на основе анализа нескольких лет работы кружка. Ещё до пандемии мы запускаем для всех желающих вебинары по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальному и региональному этапам), а во время локдауна расширяем количество курсов, добавляя подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Уже тогда у АПО есть своя образовательная онлайн-платформа. Мы проводим более 800 вебинаров, а их записи смотрят до сих пор!

Колесо обозрения в МИСиС – 3000 участников!

Два дня подряд, 7-8 декабря, на площадке МИСиС проходит самое масштабное оффлайн-мероприятие за всю нашу историю: сотни пуфиков, десятки ролл-апов и пресс-волов, отдельный сайт с адаптивным дизайном, мерч, тысячи листовок и почти сотня спикеров! Работают 5 тематических секций: «Где учиться?» – студенты ведущих учебных заведений о своих вузах и специальностях; «Понятно о науке» – научно говорим на жизненные темы; «Воркшопы» – практические занятия и интеллектуальные игры; «Медиаобразование» – профессионалы в медиа рассказывают о том, как писать для образования и про образование; «Как жить?» – консультации от опытных психологов для родителей и детей. Фотографии с этого форума – лучшее подтверждение нашей гордости этим проектом!

Олимпиадные сообщества – самые крупные в России

В этом же году АПО запускает олимпиадные сообщества ВКонтакте. В них – полезные методические материалы для подготовки к олимпиадам, живые чаты с обсуждением заданий и анонсы мероприятий АПО. Годовой охват сообществ – 250 000 учеников, родителей и учителей!

Мы совершенствуем наш видеоконтент, делаем картинку качественнее, а содержание– полезнее. Ролики набирают десятки тысяч просмотров!

Популярными становятся не только ролики, но и целые серии видео, посвященные подготовке к региональному этапу ВсОШ, а материал сохраняет актуальность по сей день. В этом году мы – настоящие эксперты в репортажных съемках, например, в освещении встреч победителей международных олимпиад!

«Pro.Олимпиады»

В октябре мы проводим форум для московских учителей: опытные тренеры рассказывают о том, как готовиться к олимпиадам по их предметам, делятся методическими находками и жизненным опытом. Форум посещают 300 преподавателей.

Яндекс.Уроки

С первой волной ковида весной 2020 года отменяются все образовательные оффлайн-мероприятия. ЦПМ, Яндекс и команда АПО за 2 недели организуют огромный проект – Яндекс.Уроки. Задача – записать видеоролики по всем предметам для 5-11 классов с тем, чтобы дать всем российским школьникам возможность учиться во время четвёртой четверти, оставаясь дома. В то время ещё непопулярен зум, нет региональных образовательных платформ, дистанционка – это новый феномен 2020 года. Полтора месяца по 10 часов в день в 8 студиях мы непрерывно снимаем ролики, монтируем, оформляем презентации, отсматриваем полученный материал. Всего выпущено 1800 уроков, просмотры исчисляются миллионами. Это – наш самый трудный, но и один из самых важных проектов. Увы, у нас осталось совсем немного фотографий того времени, когда здание Школы ЦПМ было огромной съёмочной площадкой, но до сих пор хранятся пропуска, чтобы передвигаться по Москве в период всеобщего локдауна, а снятые видео не теряют свою актуальность и помогают нынешним школьникам.

Полученный опыт позволит нам в следующем учебном году обзавестись своими студиями, хорошей командой операторов, монтажеров, режиссёров и продюсеров, запустить очень качественные дистанционные курсы (проект «Школа АПО») и даже обучать полноценный дистанционный класс (проект «Биокласс АПО»)!

Брендбук АПО

С конца 2018 года в команде АПО новый главный дизайнер – Полина Черноколпакова. За полгода Полина разрабатывает единые стандарты оформления всего, где есть дизайн: постов, рассылок, презентаций, инфографик, моушн-графики. С тех пор неизменны корпоративный шрифт – Monserrat, три основных цвета – красный или карминно-розовый (eb5350), синий или «цвет Чёрного моря» (394b95), зелёный или «горный луг»(26b597). Края геометрический фигур логотипа скругляются, а стиль материалов становится более дружелюбным. АПО больше не вернётся к кричащей фуксии и рубленному дизайну. В следующем учебном году мы запустим последнюю версию сайта, свёрстанную по нашим новым стандартам. А это – полезный материал про то, как оформить презентацию в соответствии с нашими требованиями!

Школа АПО — годичные олимпиадные курсы, КПК для педагогов, сотрудничество с регионами и Хангаласский улус, прямые эфиры

«Кружок от чемпионов» — теперь и в онлайне

В 2020/21 учебном году в АПО занимается 70 000 школьников. Такой охват достигается прежде всего за счёт онлайн-занятий. Мы обновили образовательную платформу, а также программы кружков. Теперь мы проводим:

Интенсивы — двухнедельные курсы с насыщенной программой. На последних занятиях ученики решают авторский пробный вариант олимпиады, а затем разбирают его с преподавателем.

УТСы (учебно-тренировочные семинары) — годичные программы олимпиадной подготовки или углублённого изучения предмета. Кроме того, теперь УТСы могут быть направлены на конкретные предметные разделы. Например, мы проводим УТСы по молекулярной биологии или органической химии.

Все кружки в зависимости от пожеланий учеников и эпидемиологической обстановки мы проводим в школе очно или онлайн.

Ещё одно методическое нововведение этого года: все факультативы на выездных школах — теперь кросс-предметные, то есть участники могут сами выбирать четвёртую пару по своему желанию! Ниже — программа такого выезда и репортаж от Глеба Зуева с первой выездной школы в 2020/21 учебном году.

Школа АПО – годичные олимпиадные курсы

За 2020/21 учебный год наши студии проработали 7500 часов, отснят материал 2500 лекций, которые мы снимали в том числе для проекта «Школа АПО».

Школа АПО — это годичные олимпиадные курсы, состоящие из еженедельных онлайн-лекций, вебинаров, факультативов и очных мероприятий. Это очень насыщенные занятия для детей, готовящихся к всероссу. Всего в Школе АПО учатся 152 человека, 40 учеников выиграют региональный этап, а 15 — заключительный!

Опыт работы над Яндекс.Уроками позволил нам эффективно настроить внутренние процессы съёмок-монтажа-отсмотра и снять за год столько качественных материалов!

КПК: теперь АПО учит и педагогов

В этом году мы запускаем курсы повышения квалификации для педагогов. Успешно прошедшим курсы АПО выдаёт удостоверения установленного образца. За год у нас обучаются больше 300 педагогов, а программы варьируются: от мемов в образовательной деятельности и цифрового этикета до генетики и ЕГЭ по математике.

Возвращение олимпиадников домой и Хангаласский улус

В этом году Александр Кирилов успешно настраивает работу с регионами. В разное время мы организовывали Всероссийский олимпиадный праздник, олимпиадные десанты и мини-колёса обозрения. Теперь сотрудничество с регионами — на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ. АПО работает с Краснодарским краем, Ростовской и Нижегородской областями, Северной Осетией, Приморским краем. У каждого региона — своя индивидуальная карта развития олимпиадного движения с курсами для педагогов, вебинарами и очными занятиями, методическими пособиями и образовательными форумами. Одна из важных особенностей проекта заключается в том, что к работе с этими регионами мы привлекаем студентов-олимпиадников, которые учились в школах именно этих субъектов!

Кроме того, с 2021 года АПО участвует в большом проекте НИУ ВШЭ и ВЭБ, направленном на улучшение качества обучения в школах Хангаласского улуса в Республике Саха (Якутия). Мы отвечаем за олимпиадный показатель — организуем тьюторскую программу и интенсивные курсы подготовки учеников улуса к муниципальному и региональному этапам ВсОШ.

Прямые эфиры и студии АПО

В этом году начинает работать наш образовательный продакшн. Только посмотрите, какие прямые эфиры мы научились проводить!

Возвращение Всеросс-live

В 2020 году Всеросс-live взял вынужденную паузу из-за отмены заключительных этапов ВсОШ. Поэтому мы успели соскучиться по нашему самому душевному проекту и принялись за него с новыми силами и идеями!

Наши корреспонденты побывали во всех городах проведения олимпиады, а у самых активных собралась личная коллекция ПЦР-тестов, которые мы делали для каждого мероприятия. Главное во Всеросс-live — истории и эмоции олимпиадников, поэтому два месяца заключительных этапов мы провели в постоянном общении со всероссниками.

Мы проверяли навыки устного счета математиков, снимали репортажи на шести иностранных языках, заставляли ребят переводить «ботать» и «квотник» на английский, удивлялись невероятно креативным и сложным проектам на технологии — и, конечно, делились впечатлениями участников, советами победителей и призёров.

Биокласс АПО — научный дистанционный класс. Сотрудничество с МГИМО: курсы, олимпиады, студии. Дни науки. Реновация офиса и службы поддержки

Биокласс АПО

В 2021/22 учебном году в АПО появляется новый проект — биокласс АПО при Школе ЦПМ. Это дистанционный 10-й класс, в котором АПО организует весь образовательный процесс. С понедельника по пятницу у наших учеников по 4 пары, раз в четверть — выездная школа. В течение всего лета мы проводим собеседования абитуриентов. Формат вступительного испытания такой: за день до встречи в Zoom ученик получает научную статью для ознакомления, за час — вопросы к ней. Собеседование состоит из трёх частей: ответы на административные вопросы родителя, беседа по содержанию статьи с научным и классным руководителями, рассказ абитуриента о своей образовательной траектории в прежней школе и объяснение мотивации учиться в нашем классе. На 14 мест — больше 60 заявок!

В итоге у нас сложился дружный и мотивированный класс. Ребята занимались онлайн, раз в четверть собираясь вместе на выездных школах и очных неделях. Семь учеников биокласса прошли на заключительный этап ВсОШ, а трое стали призёрами!

Реновация службы поддержки и офиса

Теперь колл-центр во главе с Ольгой Леонидовной Кольнер — это полноценная служба поддержки. Сотрудники АПО консультируют родителей абитуриентов Школы ЦПМ, организуют курсы АПО, поддерживают коммуникации со школами и целыми регионами, ведут специальные проекты АПО. Служба поддержки — это важнейшие сотрудники АПО, без которых не реализуется ни один проект.

Осенью 2021 года завершился ремонт в нашем офисе. Теперь у нас есть коворкинг для заведующих кафедрами, методистов и менеджеров (в нём можно проводить и кафедральные собрания), уютный кабинет Марии Осьмаковой для подписания ГПХ, отдельный просторный кабинет службы поддержки, переговорные, комната для онлайн-встреч и кабинет команды АПО!

Дни науки

Теперь наши олимпиадные праздники более продуманы, красивее оформлены и организованы. Образовательное мероприятие проводится в две части: офлайн мастер-классы для учеников и онлайн-собрание для родителей в Zoom. Чего только нейминг мастер-классов стоит!

Родительское онлайн-собрание мы проводим с преподавателями АПО, которые уже провели занятия с учениками и будут вести кружки в школе. Ведущий и организатор — Александр Кирилов — в прямом эфире презентует проект вместе с директором школы, обсуждает образовательные траектории с преподавателями АПО и отвечает на вопросы родителей. В прямой эфир уходит картинка с разными ракурсами, моушн-графикой и заставками. Ниже — фотографии с очной части для детей и бэкстейдж трансляции для родителей.

АПОскар

В 2022 году мы возобновили традицию проводить внутренний конкурс профессионального мастерства АПОскар для наших преподавателей. Новый формат предполагал две номинации: кейс-чемпионат, на котором участники могли проявить себя как методисты и управленцы, и преподавательский конкурс, где нужно было подготовить короткое выступление. Задания кейс-чемпионата были основаны на реальных задачах, с которыми мы сталкивались в работе со школами. В нашем видео можно посмотреть, как прошёл АПОскар в 2022 году.

Победителями стали Илья Великов с кафедры английского языка, Ринат Кагиров с кафедры физики и Евгений Степанов с кафедры биологии.

Сотрудничество с МГИМО

АПО давно сотрудничает с МГИМО (со времён первой выездной школы в 2017 году). Теперь у нас много совместных проектов: образовательная среда с курсами для абитуриентов, культурологическая и лингвистическая олимпиады. Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО записывает свои лекции в наших студиях.

Тематические выездные школы и ЛОПы

Лето 2022 года отмечено для нас экспериментальными выездными школами. Почему бы не провести образовательную площадку для естественников с упором на практические занятия? Или сделать межпредметную выездную школу, где бы комплексно изучался период Древней Руси — с точки зрения и истории, и обществознания, и искусства, и даже языка (идея нашего заведующего кафедрой русского языка Романа Илюшина). Пожалуй, самым креативным стал медиапроект от нашей преподавательницы с кафедры литературы Анастасии Сумеди, посвящённый юбилею Марины Цветаевой: в течение недели команда школьников работала над аудиоспектаклем-променадом по цветаевским местам Москвы.

Сначала непросто было объяснить школьникам ценность таких тематических выездов. Конечно, у обычной олимпиадной подготовки гораздо более очевидная польза. Но уже в процессе ребята поняли, что это именно о том практическом приложении знаний, межпредметных связях, на которые не хватает времени в школе.

Лаборатория талантов

Мы продолжили углублять сотрудничество с нашими школами-партнерами и придумывать вместе с ними специальные, комплексные программы. Так, в школе 56 мы впервые запустили Лабораторию талантов — систему дополнительных занятий для учеников средней школы по естественно-научному и социально-гуманитарному направлениям. В каждое направление входит целый комплекс предметов: чтобы на этом этапе ребята могли получить крепкую базу знаний по смежным дисциплинам, а потом осознанно выбрать свое направление для более профильной подготовки в старших классах. Лаборатория — место для опытов, вот и наши ученики экспериментируют со своими интересами и способностями в поисках себя.

Открытые мероприятия

После пандемийных ограничений в АПО вернулись ивенты! Со второго полугодия все наши кафедры начали регулярно проводить бесплатные мероприятия для всех желающих школьников. Так ребята могут легко познакомиться с олимпиадным миром и просто узнать что-то новое о любимом предмете. Мы устраивали открытые лекции и экскурсии, квесты и конкурсы. Одним из самых масштабных стал совместный кейс-чемпионат кафедры экономики АПО и Тинькофф. Через год вдохновитель и организатор чемпионата Михаил Грязнов возглавит кафедру экономики в АПО.

Маркер

Мы запустили свой научно-популярный You-Tube канал «Маркер». Маркер – потому что мы находим и выделяем самое интересное в окружающем мире. Нашим преподавателям всегда есть, что рассказать о своем предмете, и они умеют это делать увлекательно. Поэтому You-Tube канал под руководством продюсера Светланы Черненко и оператора Руслана Белякова стал новой возможностью их самовыражения.

Первым авторами видео на канале стали финалисты АПОскара. Мы озвучивали крысу-француза, приносили в студию кота и жидкий азот (не одновременно), разбирались в крипте и NFT, говорили про русских классиков и героев комиксов – все со строго научной точки зрения. Результат иногда удивлял нас самих – например, мы до сих пор не можем объяснить, почему самым популярным видео канала стал shorts про лишайник.

В общем, ролики «Маркера» интересно и снимать, и смотреть!

Новый формат школы АПО

Проанализировав прошлый год, мы обновили программы и доработали формат Школы АПО. Мы хотели, чтобы курс давал более эффективную подготовку и мотивировал ребят продолжать учиться. Теперь у каждой группы появились кураторы, которые помогают ученикам и преподавателям организовывать учебу. Кроме лекций и семинаров мы регулярно проводили игры, консультации, встречи с экспертами и психологами.

В Школе АПО теперь можно продолжать учиться и летом, чтобы повторить материал и подготовиться к новому олимпиадному сезону.

В этом году среди учеников школы АПО – призёры и победители заключительного этапа ВсОШ по 10 предметам. Нам кажется, что из всех наших курсов именно школа АПО может внести наибольший вклад в победу, ведь это регулярная и системная подготовка, постоянная совместная работа ученика, учителя и куратора.

Например, Ученик АПО по истории Михаил Дементьев стал призёром всеросса по истории!

Профильные классы – не только Биокласс

Профильных классов АПО стало четыре:

  • 10 и 11 Биоклассы
  • 7 естественно-научный класс им. В.А. Легасова в школе 56
  • 10 социально-гуманитарный класс в школе 1212

А на будущий учебный год мы планируем открыть классы по уникальным направлениям: лингвистический и эколого-биологический.

Профильные предметы в классах ведут преподаватели АПО и Школы ЦПМ, а остальные дисциплины – преподаватели школ-партнеров. Смысл профильного класса – возможность на олимпиадном уровне изучать предмет прямо на школьных уроках и иметь доступ к дополнительным возможностям развития. Так, специально для профильных классов мы проводим экскурсии, интеллектуальные игры, выездные школы.

Ждал нас в этом году и радостный, и печальный праздник – выпуск первого биокласса. Это наш самый первый профильный класс, в который вложили душу не только его руководители и преподаватели, но и многие другие сотрудники. Ребят в АПО знали по именам, переживали за их успехи, уважали их интересы, а они в свою очередь отвечали нам доверием и открытостью. За два года вместе у нас получились 8 дипломов ВсОШ, 15 уникальных траекторий обучения и команда мечты!

Региональная инициатива

2022-2023 год стал для нас рекордным по количеству региональных проектов! Над проектом «Региональная инициатива» теперь работает целая команда под руководством Егора Тараторкина. Наши преподаватели провели курсы и мероприятия в 13 регионах России. Каждый раз они возвращались с массой впечатлений и от нового профессионального опыта, и от путешествия. Всем этим они охотно делились с нами в интервью:

  • Георгий Зимин о своей поездке в Салехард и том, каково быть самым младшим в жюри олимпиады

  • Глеб Лисененков о Сахалине, математике и соленой горбуше

Помимо курсов для школьников и учителей, мы запустили несколько отдельных проектов специально для регионов. Олимпиада «Старт с АПО» собрала более 600 участников из 15 регионов. Идея олимпиады была в том, чтобы дать ребятам возможность познакомиться с миром олимпиад и оценить свои силы перед олимпиадным сезоном.

Победительницей стала Полина Павлова из Приморья – которая потом, кстати, взяла диплом призёра на всероссе по экологии!

Полномасштабный проект развития олимпиадного движения мы запустили в партнерстве с Ямало-Ненецким автономным округом. Для этого мы приложили весь свой опыт: проводили олимпиадные курсы, «Арктическую олимпиаду», турнир КОСМОС.

Бесплатные программы совместно с ЦПМ

АПО еще активнее участвует в системе развития таланта школьников Москвы. Совместно с Центром педагогического мастерства мы постоянно проводили бесплатные образовательные события для столичных школьников. Среди них особенно выделяются олимпиадные праздники – мероприятия, на которых их бессменный организатор и ведущий Павел Журавлев рассказывает о системе олимпиад школьников, а затем преподаватели АПО дают мастер-классы по своим предметам. Один такой мастер-класс особенно оценили наши подписчики, судя по лайкам.

КОТ, ГРИБ, МЫШ и КОСМОС – это не галактический зоопарк и нет, мы не забыли мягкий знак. Этой весной в нашем офисе можно было услышать фразы вроде «скоро награждение грибов», а в официальных бумагах прочитать «приглашаем к участию в КОСМОСе команды образовательных организаций Москвы». На самом деле все это – командные турниры и конкурсы для школьников, которые мы проводим совместно с ЦПМ. Один раз назвав такой турнир звучной аббревиатурой, мы не смогли остановиться. Особенности этих чемпионатов – межпредметность, нестандартные даже для олимпиад задания и форматы, которые делают их похожими то на квест, но на капитал-квиз, то на приключенческий триллер. Автором и креативным продюсером таких затей выступает Роман Илюшин. Их цель – показать школьникам, что решать сложные задачки может быть увлекательно, а наука действительно помогает в жизни.

В 2022-2023 учебном году наши преподаватели и сотрудники выступали экспертами на образовательных форумах и конференциях в МГИМО, Ташкенте и Витебске. Мы обсуждали эффективную организацию образования, делились опытом работы с талантливыми школьниками, рассказывали о наших медиапроектах.

Отдел внутренних коммуникаций и работа с комьюнити

Школьники всегда говорят, что главная ценность олимпиадной жизни – позитивные и умные люди, единомышленники. Наши преподаватели и сотрудники – тоже олимпиадники, поэтому наш коллектив – отдельная причина работать в АПО. Мы любим собираться вместе по рабочим поводам и не только. В этом году мы активно развивали систему клубов и курсов для сотрудников. Мы играем в волейбол и учим корейский, смотрим и обсуждаем кино, играем в интеллектуальные игры и ходим на экскурсии. Проводят эти клубы тоже наши преподаватели – друг для друга!

Организацией этих активностей занимается новый отдел – Отдел внутренних коммуникаций во главе с Анастасией Волковой и Анной Бердниковой. Глобальная задача – обеспечить для всех сотрудников удобные возможности развития, что, конечно, не ограничится клубами по интересам. Например, в этом году мы снова провели конкурс профессионального мастерства АПОскар. Преподаватели соревновались в трех номинациях: преподавательский финал, кейс-чемпионат и научно-популярный финал.