Что такое лингвистический класс АПО?

Лингвистический класс — это совместный проект АПО, Центра педагогического мастерства и Школы ЦПМ. Учёба в лингвистическом классе позволяет совмещать освоение базовой школьной программы и профильную подготовку к олимпиадам по русскому языку, лингвистике и филологии. Занятия проходят в онлайн-формате. Несколько раз в год ученики встречаются в рамках очных недель и выездных школ.

Зачисление в класс осуществляется по результатам конкурсного отбора

Как устроен проект?

  • Обучающийся зачисляется в Школу ЦПМ
  • Профильные дисциплины ведут преподаватели АПО, тренеры сборной Москвы и учёные-преподаватели вузов
  • Часть дисциплин (например, астрономия, физкультура, ОБЖ) обеспечивается Школой ЦПМ
  • Занятия проводятся дистанционно пять дней в неделю (не больше 8 уроков в день)
  • Ученики участвуют в выездных школах лингвистического класса, а также получают возможность участвовать в других выездных школах АПО
  • Ученики лингвистического класса могут посещать занятия в Школе АПО по русскому языку

Приём заявок в лингвистический класс АПО завершён

Дни открытых дверей лингвокласса

25 и 28 апреля мы провели Дни открытых дверей лингвокласса. Посмотреть их вы можете в записи на нашем YouTube-канале

День открытых дверей. Часть 1 (25 апреля)
День открытых дверей. Часть 2 (28 апреля)

Тренажёры лингвокласса

До 31 августа вы можете попробовать себя в олимпиадных задачах по русскому языку и лингвистике: команда преподавателей лингвистического класса АПО разработала одиннадцать тренажеров по важнейшим аспектам лингвистической науки.

Для участия необходимо зарегистрироваться

Приглашение от научного руководителя лингвистического класса АПО

Профильные предметы

ПредметКомпонент10 класс (уроков в неделю)11 класс (уроков в неделю)
Подготовка к олимпиадам по русскому языкуГрамматика русского языка22
Фонология и лекскикология русского языка2
Введение в историю русского языка44
Олимпиадный практикум22
Семинар по составлению задач12
Лингвистические аналитические задачи12
Лингвистические исследованияНачала статистики и анализа данных22
Научно-исследовательский семинар2
Иностранный языкАнглийский язык44
Основной язык (баскский, норвежский, финский)44
Программирование22
Математика66

Подробнее про предметы лингвистического класса

План очных занятий в 10 классе

Очная неделя №1

Большая сессия-путешествие с квестами и турнирами, посвящённая диалектологии и социолингвистике. И знакомству!

Выездная школа №1

Интенсивная подготовка к муниципальному этапу с большим количеством олимпиадных задач

Выездная школа №2

Новогодняя рефлексивная школа, посвящённая повторению и обобщению изученного

Очная неделя №2

Интенсивная подготовка к региональному этапу с большим количеством практики и турниров, а также индивидуальной обратной связью

Выездная школа №3

Тематический выезд между региональным и заключительным этапами для повторения, обобщения и работы с индивидуальной стратегией

Выездная школа №4

Итоговая школа в конце учебного года для приведения олимпиадных дел в порядок: много тимбилдинга, самостоятельной и групповой рефлексии

Подробнее о компонентах учебной программы

Грамматика русского языка

Большой курс, разделённый на четыре модуля, в рамках которых интервально изучаются такие проблемные области как морфемика, словообразование, морфонология, общая морфология, морфология русского языка, синтаксис. Занятия по грамматике усложняются каждый модуль, длящийся один семестр.

Преподаватели: Роман Витальевич Илюшин, Матвей Романович Плугарёв, Надежда Александровна Григорьева

Фонология и лексикология русского языка

Эта программа — интенсивный годовой курс по двум не-грамматическим областям лингвистики: фонетике (и фонологии) и лексикологии (а также фразеологии и лексикографии). Курс даёт необходимый уровень теоретических знаний по этим аспектам для участия в олимпиадах по русскому языку.

Преподаватели: Анна Витальевна Алхазова, Екатерина Витальевна Аверьянова

Введение в историю русского языка

Этот курс состоит из двух частей, идущих параллельно: теоретической и практической. Первый направлен на ознакомление обучающихся с основными вехами становления современной грамматической, фонетической и лексической систем. Особое внимание уделяется истории русского ударения и сравнительному языкознанию. Практический курс учит переводить древнерусские тексты различного типа, решать задания по этимологии и находить решения для самых каверзных олимпиадных и исследовательских вопросов в области славистики и истории русского языка.

Преподаватели: Анна Александровна Петрова, Роман Витальевич Илюшин, Иван Александрович Папин, Диана Дмитриевна Врубель

Олимпиадный практикум

Этот курс является важнейшим элементом подготовки к олимпиадам по русскому языку и филологии. Его программа сопряжена с планом других предметов (компонентов). Курс научит решать задачи различного типа и уровня сложности.

Преподаватели: Ксения Александровна Патрикеева, Валерия Витальевна Быкова

Семинар по составлению задач

Один из курсов-открытий лингвистического класса АПО. Эта программа научит декомпозировать олимпиадные задания и составлять собственные. Как известно, «хороший игрок в “Что? Где? Когда?”, знаток — это, в первую очередь, хороший телезритель». Этот же принцип работает в олимпиадах по русскому языку и лингвистике.

Преподаватель: Роман Витальевич Илюшин

Лингвистические аналитические задачи

Этот курс — олимпиадный практикум, нацеленный непосредственно на лингвистические задачи, которые встречаются как на Всероссийской олимпиаде школьников, так и в рамках Традиционной олимпиады по лингвистике, Турнира имени М. В. Ломоносова и даже Международной олимпиады по лингвистике.

Преподаватели: Екатерина Витальевна Аверьянова, Владислава Николаевна Староверова, Анна Витальевна Алхазова

Начала статистики и анализа данных

Данный курс научит бережно обращаться с данными, интерпретировать их, а также анализировать. Эта программа познакомит учащихся с лингвистическими корпусами, лингвистическими экспериментами и особым языком программирования — R.

Преподаватели: Лада Игоревна Паско, Владислава Николаевна Староверова

Научно-исследовательский семинар

Семинар проводится только в одиннадцатом классе. Цель этих занятий — обучить академическому письму, дизайну несложных исследований и, самое главное, подготовить научно-исследовательскую или проектную выпускную работу.

Преподаватели: Владислава Николаевна Староверова, Анна Витальевна Алхазова, Роман Витальевич Илюшин

Основной язык

В рамках двухлетнего курса учащиеся познакомятся с грамматикой и основами фонетики выбранного языка, а также изучат необходимый для базового уровня вокабуляр.

Занятия проводят ведущие исследователи или носители языка

Программирование

Этот курс не только научит программировать на Python, но и познакомит с базовыми алгоритмами и структурами данных. Кроме того, в курсе будет рассмотрено применение библиотек для анализа данных и работы с лингвистическими материалами.

Преподаватели: Диана Дмитриевна Врубель, Валерия Витальевна Быкова

Преподаватели

Екатерина Витальевна Аверьянова

Подробнее

Преподавательница курсов «Лингвистические аналитические задачи» и «Фонология и лексикология русского языка», тьютор

Преподавательница кафедры русского языка АПО, студентка образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» НИУ ВШЭ. Учительница лингвистики в школе №2097, тренер сборной Москвы по русскому языку, член жюри регионального этапа ВСОШ по русскому языку. 

Призёр заключительного этапа ВСОШ по русскому языку и литературе и Турнира Ломоносова по лингвистике, победительница Московской олимпиады школьников по филологии

Анна Витальевна Алхазова

Подробнее

Преподавательница курсов «Фонология и лексикология русского языка», «Лингвистические аналитические задачи» и «Научно-исследовательский семинар», тьютор

Преподавательница кафедры русского языка АПО, студентка отделения теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Преподавательница образовательной программы «Лингвистика» в ОЦ «Сириус», тренер сборной Москвы по русскому языку, член жюри регионального этапа ВсОШ по русскому языку и Московской филологической олимпиады. 

Призёр заключительного этапа ВсОШ по русскому языку и литературе, победительница Московской филологической олимпиады, призёр олимпиады «Высшая проба» по русскому языку

Валерия Витальевна Быкова

Подробнее

Заведующая кафедрой русского языка АПО, студентка образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» НИУ ВШЭ. Тренер сборной Москвы по русскому языку, член жюри регионального этапа ВсОШ по русскому языку и Московской филологической олимпиады. Преподавательница курса программирования на Python и олимпиадного практикума. Абсолютный победитель заключительного этапа ВсОШ по русскому языку, победитель олимпиады «Высшая проба» по русскому языку

Диана Дмитриевна Врубель

Подробнее

Преподавательница курсов «Программирование» и практического курса по истории русского языка

Студентка отделения теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М.В. Ломоносова, учительница лингвистики в школе №2016, разработчица-лингвистка Центра искусственного интеллекта МТС. Член жюри регионального этапа ВсОШ по русскому языку, тренер сборной команды Москвы по русскому языку.

Победительница заключительного этапа ВсОШ по русскому языку, победительница перечневых олимпиад для школьников по русскому языку и лингвистике («Высшая проба» по русскому языку, «Турнир имени М. В. Ломоносова» по лингвистике)

Надежда Александровна Григорьева

Подробнее

Преподавательница курса «Грамматика русского языка»

Бакалавр фундаментальной и компьютерной лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Преподавательница и методист кафедры русского языка Школы ЦПМ. Старшая преподавательница кафедры русского языка АПО. Преподавательница дополнительного образования в школе №1290 и проекта «Яндекс.Уроки».

Победительница олимпиады «Высшая проба» по русскому языку

Роман Витальевич Илюшин

Подробнее

Научный руководитель класса

Заведующий кафедрой русского языка АПО, бакалавр кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, магистрант института образования НИУ ВШЭ. Член жюри регионального этапа ВсОШ по русскому языку и Московской филологической олимпиады, тренер сборной команды Москвы по русскому языку, преподаватель Школы ЦПМ и проекта «Яндекс.Уроки».

Призёр заключительного этапа ВсОШ по русскому языку, победитель универсиады «Ломоносов» по филологии, призёр Московской филологической олимпиады.

Почта для связи: roman.iliushin@apo-team.ru

Иван Александрович Папин

Подробнее

Преподаватель практического курса по истории русского языка

Студент отделения теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Тренер сборной Москвы по русскому языку, член жюри регионального этапа ВСОШ по русскому языку и Московской филологической олимпиады.

Призёр заключительного этапа ВсОШ по русскому языку

Лада Игоревна Паско

Подробнее

Преподавательница начал статистики и анализа данных

Студентка отделения теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудница Лаборатории автоматизированных лексикографических систем НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова. Член жюри регионального этапа ВсОШ по русскому языку и Московской филологической олимпиады, тренер сборной команды Москвы на ВсОШ по русскому языку.

Победительница заключительного этапа ВсОШ по русскому языку, призёр и победительница перечневых олимпиад для школьников по русскому языку и лингвистике («Высшая проба» по русскому языку, Традиционная олимпиада школьников по лингвистике, «Ломоносов» по русскому языку, «Турнир Ломоносова» по лингвистике). Победительница олимпиады для студентов «Я — профессионал» по лингвистике, призёр олимпиады для студентов «Высшая лига» по лингвистике

Ксения Александровна Патрикеева

Подробнее

Старший преподаватель кафедры русского языка АПО, бакалавр теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ. Победитель заключительного этапа ВсОШ по русскому языку. Педагог дополнительного образования Школы 1770, преподаватель Школы ЦПМ и проекта «Яндекс. Уроки»

Анна Александровна Петрова

Подробнее

Преподавательница лекционного курса по истории русского языка

Бакалавр кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, магистрант отделения фундаментальной и компьютерной лингвистики РГГУ.  Младшая научная сотрудница Института русского языка им. В.В. Виноградова (2017-2018 гг.). Учительница русского языка в школе «Летово», автор элективного курса по древнерусскому языку.

Победительница универсиады «Ломоносов» по филологии

Матвей Романович Плугарёв

Подробнее

Преподаватель курса «Грамматика русского языка»

Бакалавр отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, студент института образования НИУ ВШЭ по магистерской программе «Педагогическое образование». Член жюри регионального этапа ВсОШ по русскому языку и Московской филологической олимпиады, тренер сборной команды Москвы по русскому языку. Преподаватель русского языка в лицее РАНХиГС, преподаватель дополнительного образования в классическом пансионе МГУ им. М.В. Ломоносова.

Призёр заключительного этапа ВсОШ по русскому языку

Владислава Николаевна Староверова

Подробнее

Преподавательница курсов «Начала статистики и анализа данных», «Лингвистические аналитические задачи» и «Научно-исследовательский семинар», организатор внеучебных мероприятий

Младшая научная сотрудница Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, преподавательница школы лингвистики НИУ ВШЭ. Бакалавр программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» НИУ ВШЭ, магистрантка программы Cognitive sciences and technologies: from neuron to cognition НИУ ВШЭ. Тренер сборной команды Москвы по русскому языку. Член группы высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ в категории «Новые исследователи».

Победительница олимпиады «Высшая проба» по русскому языку, призёр олимпиады «Ломоносов» по русскому языку, олимпиады РГГУ по русскому языку, Московской филологической олимпиады, Традиционной олимпиады школьников по лингвистике, Турнира Ломоносова по лингвистике. Победительница олимпиады для студентов «Высшая лига» по когнитивным наукам

Лейре Аскаргорта

Подробнее

Преподавательница баскского языка

Переводчица и преподавательница баскского языка. Преподавала в МГУ им. М.В. Ломоносова курс баскского языка и культуры в течение двух лет. Окончила Университет Страны Басков (UPV/EHU) по специальности «Письменный и устный перевод»

Дарья Николаевна Солдатова

Подробнее

Преподавательница норвежского языка

Кандидат филологических наук, доцент кафедры языков стран Северной Европы и Балтии МГИМО. Практикующая переводчица с норвежского литературы нон-фикшн как для детей, так и для взрослых. Лектор в проекте «Шпицберген ближе, чем кажется»

Зачем учиться в лингвистическом классе АПО?

Поступить в Школу ЦПМ и получить аттестат о среднем общем образовании

Подготовиться к поступлению в престижный вуз Москвы и учёбе на первых курсах университета

Получить доступ к качественным видеоурокам и дополнительным материалам к ним. Лекции мы заранее записываем в студии, а семинары проводим в Zoom

Учиться по индивидуальной образовательной траектории

Поддерживать постоянный контакт с учёными

Бесплатно участвовать в выездных школах АПО и Школе АПО по другим предметам

Бесплатно жить в Москве во время государственных экзаменов, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников

Примеры учебных материалов

Лекции заранее записаны в студии и профессионально смонтированы. К ним мы даём конспект и рекомендованную литературу.

Лекции заранее записаны в студии и профессионально смонтированы. К ним мы даём конспект и рекомендованную литературу.

Семинары и консультации проходят в Zoom. На них мы разбираем наиболее сложные задания и более подробно разбираем содержание лекции.

Семинары и консультации проходят в Zoom. На них мы разбираем наиболее сложные задания и более подробно разбираем содержание лекции.

А ещё мы проводим факультативы, практикумы и онлайн-мероприятия. Например, большие эфиры!

А ещё мы проводим факультативы, практикумы и онлайн-мероприятия. Например, большие эфиры!

Как поступить в лингвистический класс?

Заполните форму до 15 мая. После изучения мотивационного письма приёмной комиссией, с вами свяжется сотрудник службы поддержки и сообщит решение. Тогда же мы ответим на ваши вопросы и сообщим ближайшие даты собеседований

Заполните форму до 15 мая. После изучения мотивационного письма приёмной комиссией, с вами свяжется сотрудник службы поддержки и сообщит решение. Тогда же мы ответим на ваши вопросы и сообщим ближайшие даты собеседований

Успешно пройти два оставшихся этапа вступительных испытаний: тестирование — до 20 мая, а также собеседование — до 31 мая

Успешно пройти два оставшихся этапа вступительных испытаний: тестирование — до 20 мая, а также собеседование — до 31 мая

Подготовить необходимые документы до 1 июля (с поддержкой от АПО) и передать их в Школу ЦПМ

Подготовить необходимые документы до 1 июля (с поддержкой от АПО) и передать их в Школу ЦПМ

Порядок и критерии отбора

В лингвистический класс АПО принимаются абитуриенты, успешно прошедшие все этапы вступительного испытания и набравшие наибольшее количество баллов

Заполните форму, указав данные для связи и приложив мотивационное письмо. В мотивационном письме мы просим вас рассказать о своем опыте изучения русского языка и лингвистики, участия в олимпиадах, а также о том, кем вы видите себя в будущем. Кроме того, в мотивационном письме необходимо указать причины, по которым вы хотите поступить в лингвистический класс.

Первый этап — рассмотрение мотивационного письма: приёмная комиссия изучает мотивационное письмо абитуриента и принимает решение о продолжении вступительных испытаний.

Второй этап — вводное тестирование, состоящее из нескольких аналитических задач с открытым ответом и лингвистического эссе.

Третий этап — онлайн-собеседование абитуриента приёмной комиссией, предполагающее вопросы о мотивации, опыте участия в интеллектуальных соревнованиях,  уровне фактических знаний. Это основной этап вступительного испытания.

В вводном тестировании десять олимпиадных аналитических задач, а также лингвистическое эссе. Образцы заданий и решения доступны в демоверсии.

Служба поддержки АПО предлагает абитуриенту и родителю (законному представителю) выбрать наиболее удобный временной слот и дату для прохождения онлайн-собеседования. На собеседовании мы ожидаем абитуриента и его родителя (законного представителя). Это обязательное условие участия во втором этапе вступительного испытания.

Во время собеседования мы обсудим с родителем вопросы, касающиеся административной и бюрократической частей проекта. Затем преподаватели обсудят с абитуриентом результаты выполнения вводного тестирования, опыт участия в олимпиадах, опыт подготовки абитуриента к интеллектуальным соревнованиям, а также мотивационное письмо. Вступительное испытание длится до 60 минут

Со стороны Ассоциации победителей олимпиад на собеседовании будут присутствовать:

  • один или несколько представителей администрации организации: Татьяна Берсенева (руководитель учебно-методического отдела АПО), Максим Макарцев (руководитель АПО); 
  • научный руководитель класса Роман Илюшин (заведующий кафедрой русского языка АПО);
  • несколько преподавателей профильных дисциплин лингвистического класса АПО.

Общий максимальный балл, который можно получить за все испытания, — 100 баллов. Мотивационное письмо приносит до 20 баллов. Максимально возможный балл за вводное тестирование — 30 баллов (итоговый балл рассчитывается путём умножения полученного первичного балла на 0,25). За устное онлайн-собеседование можно получить до 30 баллов. Оставшиеся 20 баллов назначаются за олимпиадные достижения абитуриента: 

  • диплом конкурса «Русский медвежонок — языкознание для всех» — 2 балла;
  • диплом муниципального этапа ВсОШ по русскому языку — 5 баллов
  • получение определённого балла* на региональном этапе ВсОШ по русскому языку — от 8 до 12 баллов;
  • похвальный отзыв Традиционной олимпиады по лингвистике за 9 или 10 класс — 10 баллов;
  • диплом заключительного этапа Традиционной олимпиады по лингвистике или олимпиады «Высшая проба» по русскому языку — 15 баллов;
  • диплом заключительного этапа ВсОШ по русскому языку — 20 баллов.

Баллы за олимпиадные достижения не суммируются.

*В 2023 году в 9 классе — 8 баллов за 55,5–62,9 вторичных баллов, 9 баллов за 63–68,8 вторичных баллов, 10 баллов за 68,9–70 вторичных баллов, 11 баллов за 70,1–78,8 вторичных баллов, 12 баллов за 78,9 вторичных баллов

Первая волна набора пройдёт с 27 марта по 31 мая

Внутри этого периода есть важные дедлайны: 

  • До 15 мая (включительно) осуществляется приём заявок в лингвистический класс, а также рассмотрение мотивационных писем. 
  • До 20 мая проводятся вводное тестирование. 
  • 21 мая публикуется список абитуриентов, приглашенных для участия в собеседовании. 
  • До 31 мая проводится собеседование. 
  • 5 июня публикуется список абитуриентов, рекомендованных к зачислению в лингвистический класс АПО. 

В случае наличия свободных мест в июне–июле состоится вторая волна набора в лингвистический класс АПО.

Стоимость

Стоимость обучения: 5 000 рублей в месяц

В стоимость включены дистанционное обучение, очные недели и выездные школы, питание и проживание в рамках очных занятий, скидки на курсы АПО по русскому языку, доступ к экосистеме олимпиадной подготовки города Москвы, специальные курсы и тьюторская поддержка

Оплата обучения осуществляется только за учебные месяцы, с сентября по июнь

Преимущества лингвистического класса АПО

Комбинированный формат учёбы: дистанционное образование и очные встречи на выездных школах и практикумах

Преподаватели — выпускники филологического факультета МГУ, школы лингвистики НИУ ВШЭ, действующие учёные, преподаватели ЦПМ и тренеры сборной Москвы

Зачисление в московскую школу: возможность попасть в сборную команду Москвы на ВсОШ и получить грант мэра Москвы, бесплатный вход в музеи Москвы

По-настоящему индивидуальное обучение: для каждого из учащихся мы подготовим персональную образовательную стратегию и будем ей следовать

Тьюторская и психологическая поддержка для каждого обучающегося, подготовка олимпиадного навигатора по русскому языку, лингвистике и филологии