Итоги Летней медиашколы АПО

С 3 по 10 июля прошла Летняя медиашкола АПО. Она объединила 7 творческих мастерских: вместе с нашими преподавателями ребята изучали тенденции в медиасфере, снимали кино, занимались литературой, готовились к поступлению на журфаки, общались с экспертами, ходили на экскурсии по городу, а также готовили финальные медиапроекты и даже инсталляцию для Музея Москвы.

Такая летняя смена проходит в АПО уже четвертый год, и за это время у нас сформировалось целое сообщество учеников, увлеченных медиасферой, креативными индустриями, гуманитарными предметами. В этом лонгриде преподаватели расскажут о работе мастерских и ее результатах.

Медиапроекты и школьные СМИ

Рассказывает преподаватель мастерской Дарья Колотий

Это базовая мастерская, которая позволяет попробовать себя в разных областях медиасферы. Так, ребята разбирали основы создания текстов, учились фотографировать (и активно снимали занятия других мастерских), записывали интервью в студии, писали технические задания для монтажа, работали в Figma, выезжали на экскурсии, создавали вертикальный познавательный и развлекательный контент и, кажется, просто хорошо проводили время!

Действительно, многие подходили и говорили, что мы максимально шумная и позитивная компания, — и мне кажется, что в этом совмещении несерьезности и ответственности сохраняется то, что необходимо для учебы летом. Мне хотелось показать, что медиа — это широко, ярко и интересно, и, возможно, помочь кому-то влюбиться в это дело так же, как однажды это случилось со мной. И, кажется, у некоторых правда произошел мэтч, учитывая слова на последней рефлексии.

У большинства участников не было опыта в медиасфере, поэтому процесс становился только увлекательнее. Мы все пробовали что-то новое (например, для меня это тоже один из первых проектов в роли учителя), преподавали друг другу важные уроки и становились командой, с которой можно пойти и в безумно жаркую студию на интервью, и в офис «ВКонтакте» за красивыми фотографиями и интересной информацией в 8 утра!

Мастерская креативных медиа в сфере культуры

Участники этой мастерской создавали проект в сотрудничестве с Музеем Москвы и Музеем «Царицыно». За неделю им было необходимо подготовить осязаемый продукт — инсталляцию, которая стала бы частью новой экспозиции в Музее Москвы, посвященной району Орехово-Борисово. Для этого участники рассматривали разные варианты презентации своих идей в контексте музейных экспозиций, изучали историю инсталляции, основы дизайна и музейного дела. Материал участники площадки собирали непосредственно в Царицыно. Для этого им понадобилось изучение навыков интервью, репортажа, фотосъемки. Результатом недельной работы стала интерактивная инсталляция в виде пластиковых кубов, каждый из которых содержит личную историю респондента.

Рассказывает куратор мастерской Анастасия Сумеди:

«Это проект про людей и для людей. Участники Летней медиашколы провели небольшое визуальное и антропологическое исследование в Царицыно: заранее изучили посвященные ему тексты, а затем в течение дня наблюдали, прислушивались, общались с посетителями. В этот момент на территории парка отмечался День семьи, любви и верности, поэтому среди собеседников оказались и семейные пары. Итогом погружения стало коллективное художественное высказывание с цитатами, авторскими рисунками и фотографиями.

Форма кубика напоминает о детском конструкторе, который можно пересобирать снова и снова, получая каждый раз новый результат. Таково и Царицыно, несущее на себе печать разных эпох, событий, следы деятельности непохожих друг на друга людей».

Приходите на выставку «Москва без окраин» до 13 октября, чтобы увидеть работу участников! А узнать подробнее об этом и других проектах креативной мастерской АПО можно на сайте.

Киномастерская

Рассказывает преподаватель мастерской Алена Алешина

Мы снимали киноальманах, состоящий из четырех частей. Первые три были созданы отдельными командами, а последняя — всей киномастерской.

Наша смена началась с просмотров и погружения в теоретическую часть кино: разбора драматургии, визуальных образов, киноязыка. А после была сценарная комната. Изначально настрой был сделать только один общий фильм, но идей было так много, что решили снимать альманах, части которого объединила тема вдохновения. Собралось три команды, каждая придумывала, а потом снимала свою маленькую историю. К середине смены мы уже видели первые результаты, а у ребят был первый полноценный опыт выстраивания собственного киноязыка и работы над разными задачами.

Желание создать общую работу никуда не ушло, и с опытом первых новелл мы сняли финальную четвертую часть. Придумывали конфликт, выстраивали мизансцены и схемы света, работали с костюмами и придумывали звуковые решения. Финальная часть выросла в небольшой самостоятельный фильм. Ребята из мастерской смогли полноценно раскрыться как актеры, операторы, звукорежиссеры, монтажеры. Самым ярким событием стал показ, когда все новеллы стали единым произведением с воодушевляющим концом.

Мастерская «Исследуем медиа»

Рассказывает преподаватель мастерской Глеб Зуев

На нашей мастерской мы изучали, как менялись медиа в нашей стране, начиная с времен еще рукописных «Курантов» при Алексее Михайловиче, заканчивая современными тенденциями в СМИ и медиакомпаниях, применением новых технологий, IT и нейросетями.

Изучая всю историю отечественной журналистики, мы любую общую информацию подкрепляли конкретными примерами. Например, листали журналы XIX и ХХ веков, находя на их страницах подтверждения фактам из лекций. А вместе с преподавателями кафедры литературы ученики  разбирали публицистические произведения Пушкина, Чехова, Гиляровского, Довлатова. Они общались с историками и искусствоведами, обсуждали иллюстрации советского периода, развитие кинематографа, фотографии. 

Причем с технологиями ученики знакомились не только в теории, но и на практике. Например, Никита Котельников провел для нас мастер-класс в фотолаборатории, где ребята узнали весь процесс проявки пленочной фотографии и смогли своими руками сделать кадры со своими портретами. Также ученикам удалось набрать текст на печатной машинке, поиграть на старых советских компьютерах в музее Яндекса. А потом мы пошли на экскурсию в офис ВК, где говорили уже о современной работе в  медиасфере.Так, ученики мастерской исследовали медиа разных эпох на конкретных примерах, создавая презентации, выступления, фотопроекты, работая с источниками. Вот в таком необычном миксе занятий по разным предметам, объединенным общей целью и общей историей, мы провели эту неделю. Ознакомиться с презентацией, которую подготовили ученики по итогам мастерской, можно по ссылке

Английский язык и media studies

Рассказывает преподаватель мастерской Татьяна Старостина

Мы занимались подготовкой к олимпиадам, но в том числе очень активно работали с креативной частью, то есть письменными работами, анализом графиков, основными механиками сторителлинга. Говорили про урбанистику и современное искусство, разобрались со страноведением штатов Америки.

На протяжении всей выездной школы мы обсуждали искусственный интеллект, open source intelligence (поиск по открытым источникам). Итогом наших занятий стало видеоэссе про дипфейки, потому что это классная, актуальная тема. Мы работали в студии, записывали кусочки текста. Ребята занимались проектом полностью самостоятельно.

Я как куратор участвовала только в ознакомлении учеников с тем, что вообще можно сделать, и была неким проводником в этот мир знаний. Сам проект создавался силами шести человек, и, мне кажется, получилось очень здорово. Пожалуйста, посмотрите видео, будем рады комментариям, подпискам и лайкам!

Подготовка к олимпиадам по журналистике

Рассказывает преподаватель мастерской Ника Уварова

Мы изучали форматы разных перечневых олимпиад. Большой блок тем был посвящен журналистским жанрам — разбирались, как писать репортаж, создавать эффект присутствия, насыщать работу деталями, наблюдать за происходящим. То же самое с интервью! Мы учились работать в этом жанре, разбирали, какие вопросы задавать герою, определяли «смертные грехи» журналиста. Кроме того, у нас было пять пар по истории журналистики. Сначала изучили события в этой сфере от античности до XVIII века. В основном мы останавливались на важных памфлетах, фельетонах, даже на религиозной публицистике, чтобы посмотреть, как это было раньше и во что это превратилось сейчас. Изучать историю российской журналистики мы начали прямо с XVIII века и прошлись по первым газетам, первым частным и сатирическим журналам, конфликтам, которые возникали, например, между Екатериной II и Новиковым.

Из XIX века читали отрывки из Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова, чтобы посмотреть на привычные нам персоналии с другой стороны. Прекрасные писатели были еще и чудесными журналистами, которые влияли на социальные процессы, обозначали проблемы и даже могли изменить ход уголовного дела во второй половине XIX века. Разобрали и зарубежную журналистику, прошлись по основным особенностям зарубежных медиасистем.

Подготовка к олимпиадам по литературе

Рассказывает преподаватель мастерской Анна Бердникова

Программа мастерской была посвящена изучению и анализу текстов ХХ века и современности. Мы также разбирали древнегреческие и славянские мифы и сказки, потому что в олимпиадных заданиях на анализ почти всегда есть мифологический интертекст. Для погружения в исторический контекст ребята прослушали несколько лекций по ХХ веку.

Творческие задания мы тоже отработали: например, ребята придумывали вопросы для интервью с разными авторами, а затем задавали эти вопросы друг другу.

Итоговой, проектной, частью работы стала игра ДаНетКи с тематическими вопросами про мифы, сказки и непосредственно литературу (пример игровой карточки можно посмотреть по ссылке). Игру мы напечатали, и каждый участник получит свою коробочку!

Яркие кадры из жизни всех мастерских собраны в фотоальбоме в нашей группе «ВКонтакте». Еще немного вдохновляющих воспоминаний — смотрите в видео наших учеников со смены.

Преподаватели, упомянутые в тексте

Дарья Романовна Колотий

Подробнее

Преподавательница курсов по журналистике и сотрудница медиацентра АПО, студентка факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ по направлению «Медиакоммуникации», призер олимпиады по журналистике СПбГУ, победитель Международной олимпиады молодежи от НИУ ВШЭ по медиакоммуникациям и журналистике

Анастасия Ильинична Сумеди

Подробнее

Преподавательница кафедры литературы АПО, куратор Мастерской креативных медиа в сфере культуры. Студентка Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М.В. Ломоносова. Абсолютная победительница заключительного этапа ВсОШ по литературе, призер — по обществознанию

Алёна Алексеевна Алёшина

Подробнее

Выпускница режиссерской мастерской «Московской международной киношколы» киноколледжа № 40. Выпускница «Киношколы имени МакГаффина». Организатор V Международного фестиваля молодого кино «МакГаффин Film Fest». Преподавательница образовательного проекта «Профессиональное обучение без границ» по специальности «Оператор видеозаписи»

Глеб Владимирович Зуев

Подробнее

Руководитель Ассоциации победителей олимпиад и пресс-службы Центра педагогического мастерства. Куратор и преподаватель курсов по журналистике и медиа. Выпускник факультета международной журналистики МГИМО

Татьяна Александровна Старостина

Подробнее

Преподавательница кафедры английского языка АПО и Школы ЦПМ, студентка НИУ «Высшая школа экономики». Победительница и призёр олимпиад «Высшая проба», «Учитель школы будущего» и других перечневых олимпиад по английскому языку

Вероника Сергеевна Уварова

Подробнее

Куратор кафедры литературы АПО. Бакалавр кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, студентка магистратуры кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Призёр шести перечневых олимпиад по литературе и журналистике, дважды победительница регионального этапа ВсОШ по литературе, призёр регионального этапа ВсОШ по литературе

Анна Владимировна Бердникова

Подробнее

Заведующая кафедрой литературы АПО, сотрудник службы внутренних коммуникаций АПО. Выпускница филологического факультета МГУ. Призёр регионального этапа ВсОШ по литературе, победитель олимпиады «Ломоносов» по литературе