Анна Ковалева: «Чтобы затащить всеросс, достаточно знать все, что знают ваши бабушки»
Заведующая кафедрой истории искусств Ассоциации победителей олимпиад Анна Ковалева рассказала нам про самые запоминающиеся задания всеросса по МХК прошлых лет, современное искусство и неожиданную связь Дмитрия Шостаковича и Гарри Поттера.
— В чем особенности всеросса по МХК? К каким заданиям нужно быть готовым?
— Муниципальный этап всеросса в Москве составляют искусствоведы. Задания направлены не на выявление знаний (там обычно изначально приводятся и названия произведений, и их авторы), а на умение анализировать, выстраивать логические связи, писать тексты, просто разглядывать произведения, смотреть фрагменты фильмов. Мы все так или иначе взаимодействуем с визуальным искусством, и это те навыки, которые мы используем в повседневной жизни. Региональный и заключительный этапы уже совсем другие, их составляют люди, которые имеют довольно опосредованное отношение к искусству. На заключительном этапе из 16 человек примерно 4 человека культурологи, а остальные — филологи. Среди них есть толкиенисты и любители «Гарри Поттера». Поэтому там более специфические задания, бывают ошибки составителей. Например, в этом году нужно было определить стиль здания. Кто-то написал «поздний классицизм», и этот ответ не засчитывался, засчитывался только вариант «ампир». А ампир — это поздний классицизм. За несколько лет до этого в похожем задании, наоборот, засчитывался только вариант «поздний классицизм».
— Что касается толкиенистов и поттероманов: я замечала, что даже в первых двух турах встречаются кадры из «Гарри Поттера»…
— «Властелина колец» много. А «Гарри Поттер» — это вообще их любимая тема, он постоянно возникает. Идти писать всеросс по МХК, не зная Гарри Поттера, — опасное дело. Это основа всего всеросса по искусству. К сожалению, составители заданий на нем немножко зациклились. Один раз (уже довольно давно) было такое трешовое задание: дана фотка композитора начала ХХ века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и изображение Гарри Поттера, нужно выделить общие черты и различия в характерах этих персонажей. Прикол в том, что если найти в интернете, как выглядел Шостакович в молодости, то можно увидеть, что он действительно был похож на Гарри Поттера. Такие довольно странные задания тоже иногда бывают.
— А есть еще примеры необычных заданий?
— Все, кто писал регион в прошлом году, вспомнят задание про двери — такой локальный мем для всех всероссников по МХК. Там нужно было придумать свою дверь в молодежный театр, и все задания были так или иначе связаны с образом двери в искусстве. Мы ждали, что же будет в следующем учебном году. Следующий год был посвящен теме цирка.
Еще помню, когда я писала олимпиаду в 11 классе, было задание: сопоставить фрагмент стихотворения с иллюстрациями, которые были обозначены странными буквами (не «а», «б», «в», «г», а там «у» или «й»). Многие подумали, что это ошибка, а оказалось, что, если расположить эти буквы в верном порядке, получается фраза «Улыбайтесь дети».
— Бывало ли, что знание скорее массовой культуры, а не классического искусства помогали на олимпиаде?
— Я всегда говорю: чтобы затащить всеросс, достаточно знать все, что знают ваши бабушки. Для муниципального этапа все же нужны основательные искусствоведческие навыки. А начиная с регионального этапа обычно спрашивают то, что хорошо помнит старшее поколение: советские фильмы, творчество Владимира Высоцкого и Андрея Миронова, то, что крутится в Новый год по Первому каналу. Это часть массовой культуры, только не нашей. Поэтому я всех призываю учить это, а там — уже настоящая русская рулетка: какая новость с телеканала «Культура» больше запомнится составителю задания.
— Что самое веселое на олимпиаде по МХК?
— Самое веселое — это взаимодействие с составителями заданий. Апелляция и показ работ. Кто это попробует, тому будет «весело» всю оставшуюся жизнь.
— А что насчет творческих заданий?
— На заключительном этапе есть отдельный творческий тур. Там нет вопросов по теории, проверяется креативность мышления. В этом году, например, просили придумать сайт музея. Иногда предлагают сделать путеводители, придумать и оформить словарик. Важно не столько качество исполнения, сколько сама идея. Необязательно самому что-то вырезать и осуществлять, достаточно написать, каким ты видишь проект и какое ТЗ составил бы дизайнеру. На региональном этапе иногда просят написать эссе на заданную тему: сравнить два памятника, придумать диалог между двумя картинами. Тоже из разряда «кринж»: было задание с изображением двух полотен разных художников. И там, и там была изображена Елена Прекрасная, героиня событий Троянской войны. И нужно было сказать, какая из этих Елен более «еленная», и аргументировать почему. А потом придумать между ними диалог.
— Встречаются ли на всероссе непривычные и непопулярные концепции или какие-то новые, только вышедшие в свет теории?
— Нет, такого там нет. Задания составляют люди довольно консервативных взглядов, которые часто упускают вещи, очень важные для истории искусства. Там не встретишь, например, работ поп-арта или концептуалистов, даже многих авангардных художников. Видно, что эти люди не очень любят даже те страницы искусства, которые уже изучены и чей смысл понятен любому человеку.
— По поводу современного искусства: как вы сами к нему относитесь, с чем можете сравнить?
— Я люблю рассказывать про эффект зловещей долины: есть два холма и долина, в которую попадает все, что мы не понимаем. Часто современное искусство попадает в ту самую долину нашего сознания. Но если что-то мы не можем нормально воспринимать, то это не значит, что оно некачественное. Обычно это значит, что нам нужно просто приложить какие-то усилия, попытаться погрузиться в контекст, и только тогда смысл его станет нам более понятным, мы разровняем долину.
— А современный танец — это искусство?
— Я, например, очень люблю контемпорари-дэнс. Мне кажется, что в этой форме современный танец близок к современному искусству и можно попробовать понять абстрактное искусство через абстрактный танец.
— В заключение хотела бы попросить рассказать вашу любимую историю из истории искусства.
— Мне очень нравится история о том, как Василий Васильевич Кандинский изобрел абстракцию. Вечером, когда он уже уходил из свой мастерской, он обернулся и увидел свою картину, где был изображен пейзаж. Она была перевернута, и художник понял, что произведение лучше смотрится в таком виде, когда не можешь различать предметы. Так он вдохновился на создание беспредметной живописи. Мне нравится идея, что, посмотрев под новым углом, можно увидеть преимущества в том, что казалось неправильным. Довольно мотивирующая история, и во многом она про оригинальное мышление.
Автор: Надя Тарасова