Органический конструктивизм Владимира Татлина. Часть 1


В чем заключается особенность метода Татлина? Как проявляется «органичность» его формообразовательной концепции?

«Бесконечная Татлин чаша великого» — эти слова Н. Н. Пунина были использованы в качестве заглавия выставки, организованной Третьяковской галереей в 2011 году. Действительно, деятельность В. Татлина, его творческая концепция, его вклад в развитие форм художественного языка отечественного искусства — необозримое поле для исследования. В рамках данной статьи мы остановимся на особом методе мастера, который будем называть «органическим конструктивизмом», но с некоторыми оговорками. Сам Татлин был далек от причисления себя к каким бы то ни было художественным течениям. В 1918 году, отвечая на «Письмо футуристам», он пишет: «Я отодвинул как ненужное ряд «измов» — хроническую боязнь современного искусства». Впрочем, такая дистанцированная позиция художника еще не гарантирует того, что метод мастера не будет классифицирован и наименован современниками или последующими исследователями его творчества. Однако и здесь не родилось термина «органический конструктивизм»: авторы, писавшие о Татлине, среди которых особенно важно упомянуть Е. Сидорину, А. Стригалева и Л. Жадову, говорят скорее об «органичности», «ориентации на органическую форму» или об «органических основах творческой концепции».

Вооружившись этим немного искусственным термином («органический конструктивизм»), в этой статье мы попробуем определить, в чем особенности метода Татлина, в чем проявляется «органичность» его формообразовательной концепции. Важно также попытаться охарактеризовать этот феномен в рамках общей «конструктивисткой» парадигмы 20-х годов. В первой части статьи мы хотели бы сконцентрироваться на том, как можно понимать «органическое» и «конструктивное» в творчестве Татлина, а во второй — сосредоточиться на конкретных примерах.

Материалом для исследования в нашей статье послужили проекты 1918–1932 гг. Если не считать сценографических работ, ни один проект этого времени не был реализован. Более того, утрачены модели «Памятника III интернационалу», два из трех аппаратов «Летатлин», а многие проекты на базе ВХУТЕИНа известны лишь по фотографиям или более поздним повторениям.

Отвергающий «измы» Татлин также не был склонен к обширным программным теоретизированиям, мы же постарались обхватить все немногочисленные статьи и выступления мастера в поисках обоснования своей творческой позиции.

Остановимся для начала на том, что мы понимаем под «органичностью». Выделяя два аспекта этого понятия, Е. В. Сидорина, исследовательница конструктивизма, говорит, во-первых, о «пригнанности» вещи к человеку, во-вторых, о том, что проектировщик обращается к формам живой природы. В отношении «пригнанности» вещи сам Татлин в статье «Художник — организатор быта» в 1929 году пишет: «Современная мебельная фабрика совершенно не считается с потребностями человеческого тела при конструировании того или иного образца мебели. Она заинтересована лишь во внешнем эффекте. А ведь человек — существо органическое, состоящее из скелета, нервов и мускулов». Такая ориентированность проектной деятельности на человека лежит в основе того, что уже позднее будет названо «эргономикой» и потому имеет далеко идущие перспективы.

На понимании второго аспекта — обращения к формам живой природы — стоит остановиться подробнее. Такого рода обращение может происходить двумя путями. Первый путь — художник вдохновляется конкретными, уже сложившимися природными формами, тем, что мы, пожалуй, можем условно назвать «natura naturata», природа созданная.

«Органический конструктивизм» Владимира Татлина. Часть 1, изображение №2

Второй путь интереснее и сложнее для исследования — это ориентация не на сложившиеся формы, но на природу действующую, «natura naturans», на творящую силу природы, ритмы. О ритме у Татлина в программном сочинении «Татлин (против кубизма)» пишет Н. Н. Пунин: «Удары, благодаря которым жизнь обнаруживает свое присутствие, исходят из более глубоких слоев. Ритмы шире и чище, источников больше». Ориентация на действующую силу природы, на биологический ритм опять представляет Татлина в исторической перспективе. На этот раз речь идет об основах архитектурной бионики и био-тека. Таким образом, мы имеем следующую концептуальную связку.

Далее следует сказать о втором слове, формирующем термин «органический конструктивизм», т. е. о конструктивизме. С одной стороны, мы имеем выявленность конструкции и геометрические объемы в «Памятнике III интернационала», который считается началом конструктивизма, с другой стороны, уже здесь Татлин наглядно выражает особенности своей «органической» концепции. В чем это проявляется, мы скажем чуть позднее.

Конструктивистов и Татлина объединяет стремление к организации нового быта, однако понимание того, на каких началах этот быт должен строиться, у них различается. Мы постараемся наметить эти противоречия на конкретных примерах. Здесь любопытно отметить, что сам Татлин использовал выражение «конструктивисты в кавычках», говоря о «механически пристегнувших технику к своему искусству». Очевидно, проблема дефиниций упирается в нестойкость значения термина «конструктивизм». Понимая его расширительно и перенося на эпоху, мы можем следовать Е. Сидориной, которая в работе «Конструктивизм без берегов» (название достаточно показательно) говорит о двух полюсах конструктивизма: естественном (Татлин) и искусственном (Ган). Если же мы ограничим «конструктивизм» набором строгих характеристик, то вынуждены будем совсем вывести Татлина за границы этого направления. Ясно одно: система Татлина по-своему уникальная, взятая ли в рамках направления «конструктивизм» или же принятая за отдельное направление, демонстрирует особый подход мастера, к характеристике которого мы хотели бы обратиться во второй части нашей статьи.

Список литературы

  1. Владимир Татлин. Ретроспектива: [Каталог выставки] / Под общей редакцией А. Стригалёва и Ю. Хартена. Köln: DuMont, 1993.
  2. Жадова Л. А. К выставке Татлина — одного из основоположников советской школы дизайна // Техническая эстетика. М.: Труды ВНИИТЭ, 1977.
  3. Н. Пунин о Татлине / Под общ. ред. В. Ракитина и А. Сарабьянова. М.: RA, 2001.
  4. Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. М.: Прогресс-Традиция, 2012.
  5. Сидорина Е. В. Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика. М.: ВИНИТИ, 1995.

Автор: Сычёва Юлия