Собрали на карточках главных режиссеров современности и самые известные их фильмы. Теперь вы сможете без труда узнать их творческий «почерк».
Кто вершит судьбу современного кинематографа и уже при жизни вошёл в историю? В списке «ТОП-15 лучших режиссёров современности» вы найдёте короткую характеристику индивидуального стиля каждого из творцов кино, а также список главных фильмов каждого из авторов.
Паоло Соррентино
Паоло Соррентино — один из самых влиятельных итальянских режиссёров современности. Для его киноязыка характерно объединение различных форм искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, танца и, конечно же, самого кино, а также использование отсылок и цитирование разных произведений искусства.
Разумеется, часто Соррентино сравнивают с Феллини, и не просто так — этих режиссёров объединяют общие темы, связанные с переосмыслением общественных институтов и моральных ценностей через сатиру. Литературная повествовательность, расширение тематики с помощью добавления новых персонажей, яркая и обогащённая контрастами визуализация — одни из уникальных черт киноязыка этого великого режиссёра.
«Новый папа» (2020);
«Молодой папа» (2016);
«Молодость» (2015);
«Великая красота» (2013).
Вуди Аллен
Принято считать, что Вуди Аллен всю жизнь снимает один и тот же фильм с незначительными вариациями, делая главного героя неуверенным в себе интеллектуалом, у которого, конечно, обязательно завязываются отношения с какой-нибудь обворожительно красивой девушкой. Однако такое отношение к творчеству этого режиссёра ошибочно: действительно, многие его фильмы объединяет схожий сюжет, но также в карьере режиссёра есть и совсем неожиданные, необычные ленты, которые вряд ли получится узнать по «почерку» режиссёра.
Вам наверняка знакомы такие знаменитые его фильмы, как «Манхэттен» (1979), «Энни Холл» (1977), «Хватай деньги и беги» (1969), если нет — обязательно посмотрите. Муза Вуди Аллена очень плодотворна: всего за свою жизнь режиссёр снял более 50 фильмов и продолжает увеличивать число своих работ. В этой статье обратимся к лучшим работам режиссёра XXI-го века.
«Дождливый день в Нью-Йорке» (2019);
«Полночь в Париже» (2011);
«Сенсация» (2006);
«Сладкий и гадкий» (1999).
Гай Ричи
Британский режиссёр по праву считается непревзойдённым мастером чёрной криминальной комедии и боевика. Его манеру съёмки отличает динамичный изобразительный ряд, чего он добивается благодаря параллельному и клиповому монтажу: часто он рассказывает своему зрителю несколько одновременно развивающихся историй и использует резкую смену кадров. Кроме того, Гай Ричи всегда уделяет особое внимание выразительности диалогов, из-за чего его фильмы буквально растаскиваются на цитаты.
«Джентельмены» (2019);
«Аладдин» (2019);
«Меч короля Артура» (2017);
«Агенты А.Н.К.Л.» (2015);
«Шерлок Холмс: Игра теней» (2011);
«Шерлок Холмс» (2009);
«Рок-н-рольщик» (2008).
Квентин Тарантино
Не имея никакого специального образования, режиссёр получил за дебютную работу «Бешеные псы» немало премий, а за свой третий фильм Тарантино получил «Оскар». «Я не ходил в киношколу, я ходил в кино,» — пишет о себе режиссёр, ведь до того, как войти в историю киноиндустрии, Тарантино работал клерком в видеосалоне и всё свободное время проводил за просмотром фильмов. Очевидно, благодаря этому в его собственных фильмах можно найти огромное количество отсылок и цитат из истории кино.
Просмотр работ Тарантино противопоказан впечатлительным людям: режиссёр очень любит чёрный юмор, для его фильмов особенно характерно изобилие сцен насилия и крови, которые, однако, часто оправданы развитием сюжета.
«Однажды в Голливуде» (2019);
«Джанго освобождённый» (2012);
«Бешеные псы» (1992);
«Бесславные ублюдки» (2009);
«Четыре комнаты» (1995) — снял одну из четырёх частей фильма;
«Криминальное чтиво» (1994).
Юрий Быков
Юрий Быков работал в киноиндустрии в разных амплуа: в качестве и актёра, и режиссёра, и сценариста. Фильмы Быкова отличаются единством места и времени, остросоциальной и философской тематикой. Часто режиссёр склоняется в сторону минимального количества героев, характеры и история которых постепенно открываются зрителю. Одним из самых известных фильмов режиссёра стал фильм «Дурак», который получил ряд наград и премий на российских кинофестивалях.
«Сторож» (2019);
«Дурак» (2014);
«Завод» (2019).
Алехандро Гонсалес Иньяриту
За этим мексиканским режиссёром закрепилась слава «мастера душераздирающих драм» и даже «голливудского короля боли». Первые его три картины принято объединять в трилогию, которую называют «трилогией смерти». Многие главные герои Иньяриту переживают внутренний конфликт, сам режиссёр так писал по этому поводу: «Меня действительно интересуют и вдохновляют переломные моменты в жизни человека, из-за которых все может измениться в один миг как в положительном, так и в отрицательном смысле.
К сожалению, наше общество всеми силами пытается не принимать реальность и особым образом ее трактовать, а тему смерти вообще старается не обсуждать, как будто ее нет. Это грустно, ведь смерть — это часть жизни, и наоборот. Я считаю, что только человек, который сознает свою смертность, может полноценно прожить свою жизнь и взять от нее все самое лучшее».
Несмотря на то, что на экране события могут развиваться в каком угодно порядке, снимать сцены режиссёр предпочитает в хронологической последовательности.
Иньяриту отличает любовь к магическому реализму: он максимально натуралистично выстраивает все детали в кадре, но при этом сама сюжетная линия часто связана с загадочными или маловероятными обстоятельствами. Также, чтобы погрузить зрителя в гущу событий, режиссёр иногда экспериментирует с длинным кадром, отказываясь от излишних склеек и монтажа.
«Выживший» (2016);
«Бёрдмэн» (2015);
«Вавилон» (2006).
Джим Джармуш
Джармуша многие кинокритики считают певцом прозы, ведь больше всего режиссёр любит переосмысливать простые и бытовые вещи, выворачивая наизнанку привычные нам явления.
Когда герои Джармуша сидят на месте, зачастую они всё равно пребывают в ожидании. Режиссер переосмыслил жанр американского road movie: он поместил в сердце каждой картины скрытое движение на каком-либо транспорте или пешком.
«Ночь на Земле» (1991);
«Мертвец» (1995);
«Патерсон» (2016).
Уэс Андерсон
Пожалуй, у этого режиссёра один из самых узнаваемых стилей. В его фильмах всегда сочетаются простота, лёгкость и одновременно обилие тонких деталей, которые благодаря первой составляющей трудно не заметить. Особое внимание Андерсон уделяет цветовой гамме: в его фильмах превалируют пастельные тона, режиссёр тщательно подбирает все костюмы и декорации, создавая особенную атмосферу с помощью цвета и тщательно подобранной музыки.
Одним из выделяющихся приёмов режиссёра является симметричное построение кадра, что противоречит всем законам кинематографа, — за счёт этого Андерсон добивается комического эффекта и прямолинейности.
«Семейка Тененбаум» (2001);
«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» (2007);
«Королевство полной луны» (2018);
«Отель ‘Гранд Будапешт’» (2014)»
«Остров собак» (2019).
Ларс фон Триер
В Дании, на своей родине, Ларс фон Триер является вторым по известности человеком после самой датской королевы и, очевидно, одним из самых известных датчан в мире. Трудно переоценить значение его творчества для мирового кинематографа.
Режиссёр любит экспериментировать с техническими инновациями, декорациями и трансформировать разные жанры. Его интересует исследование психики человека, а также такие темы, как милосердие, жертвенность.
«Догвилль» (2003);
«Антихрист» (2009);
«Меланхолия» (2011);
«Дом, который построил Джек» (2018).
Стивен Спилберг
Спилберг является одним из самых успешных кинорежиссёров в истории США: 20 его самых кассовых картин собрало в прокате более 10 млрд долларов. Очевидно, в первую очередь его имя ассоциируется у зрителей с приключенческим жанром. Особенное место в его творчестве занимают фильмы о войне («Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана» и «Боевой конь»).
Режиссёр первым стал так эффектно использовать уже известную ранее технику плавного перехода со среднего плана героя на крупный план или деталь, когда само лицо героя изображает испуг или удивление.
Потому среди десятков названий этой техники (трансфокаторный наезд, долли-зум, контра-зум, транстрав и т. д.) есть и название Jaws Shot, в честь «Челюстей», где встречается один из самых знаменитых примеров её использования.
Также Спилберг иногда использует длинный кадр, который редко применяется в коммерческом кино. Если средняя длинна кадра в большинстве современных голливудских блокбастеров не превышает 4–6 секунд, то у Спилберга она порой составляет 6–9 секунд. Например, в «Боевом коне» этот показатель равен 6,4 секундам; в «Поймай меня, если сможешь» — 7,8; в «Искусственном интеллекте» — 8,1; в «Линкольне» и «Списке Шиндлера» — 8,5; а в «Спасти рядового Райана» — 9,3.
«Индиана Джонс» (1981, 1984, 1989, 2008);
«Парк юрского периода» (1997);
«Список Шиндлера» (1993);
«Спасти рядового Райана» (1998);
«Искусственный разум» (2001);
«Поймай меня, если сможешь» (2002);
«Терминал» (2004);
«Война миров» (2005);
«Первому игроку приготовиться» (2018).
Дэвид Финчер
Дэвид Финчер — один из главных современных режиссеров. Если говорить об особенностях его кинематографического языка, то можно выделить следующие черты: использование общих планов, с помощью которых режиссер показывает масштабность, окружение героя и его изолированность, акцентирование внимания на деталях, использование цветовой палитры для создания эмоционального напряжения.
Что же касается педантичности, то Финчер относится к тому типу режиссёров, которые достигают идеала после десятков дублей. Например, открывающий шестиминутный диалог в «Социальной сети» переснимали 98 (!) раз.
«Бойцовский клуб» (1999);
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008);
«Карточный домик» (2013);
«Исчезнувшая» (2014);
«Охотник за разумом» (2017–2019).
Лилли и Лана (в прошлом Энди и Ларри) Вачовски
«Матрица» Вачовски отсылает зрителя сразу ко множеству культурных аллюзий: здесь тесно переплетаются взгляды Сократа и Платона, библейские мотивы и дзен-буддистская философия, а также выдержки из классических литературных произведений и современного творчества. А начиналось всё с их детского увлечения вымышленными мирами — настольной игрой «Подземелья и драконы», а затем написания 350-страничного сценария ролевой игры High Adventure.
Во взрослом возрасте они работали некоторое время в издательстве Marvel: Энди и Ларри были наняты для написания сюжета к книге Ectokid.
«Матрица» (1999);
«Матрица: Перезагрузка» (2003);
«Матрица: Революция» (2003);
«Облачный атлас» (2012).
Александр Сокуров
Говоря о творчестве А.Н. Сокурова, необходимо иметь в виду его суровую режиссерскую честность и правдивость. Режиссер не говорит с аудиторией на доступном ей наречии, в его фильмах нет проходных тем, внешних эффектов и злободневности — в этом его честность по отношению к искусству.
«Русский ковчег» (2002);
«Фауст» (2011).
Кристофер Нолан
Этот режиссёр сделал одну из самых успешных карьер в истории кино. «Я не хочу, чтобы люди хоть что-то знали обо мне. <…> Чем больше ты знаешь о ком-то, кто делает кино, тем меньше ты способен просто смотреть фильм», ― говорит режиссер, отвечая на вопрос о причинах его отказа освещать частную жизнь.
Некоторые фанаты Нолана любят искать в часто встречающихся темах его кино отражение его биографии. Да и сам фильм «Начало» можно принять за вольную автобиографию кинорежиссера (что-то вроде нолановской версии «8 с половиной» Феллини). Процесс внедрения идеи с помощью снов напоминает съемки фильма. Распределение ролей внутри команды Кобба соответствует спецификации съемочной группы: мастер по проникновению в чужие головы (ДиКаприо) ― это режиссер; имитатор (Харди) ― актер; проводник (Гордон-Левитт) ― продюсер; архитектор (Пейдж) ― художник-постановщик; заказчик (Ватанабе) ― инвестор.
«Бэтмен: Начало» (2005);
«Престиж» (2006);
«Тёмный рыцарь» (2008);
«Начало» (2010);
«Превосходство» (2014);
«Интерстеллар» (2014).
Джеймс Кэмерон
Джеймс Кэмерон стал не только одним из самых знаменитых режиссёров, но и тем человеком, который каждый раз задаёт новую планку качества. Для Джеймса Кэмерона каждый его фильм — нечто большее, чем просто фильм. Ко всем своим проектам он сам пишет сценарии, в процессе придумывает новые способы и технологии для достижения результата, а после зачастую сам занимается монтажом.
Словом, он делает всё, чтобы фильм получился именно таким, как он задумывал. В актёрской игре и создании антуража Джеймс Кэмерон стремится к полной реалистичности. За это актёры его и любят, и ненавидят. На съёмках фильма «Бездна» вся съёмочная группа действительно проводила много времени под водой, пройдя курс профессиональных ныряльщиков. Во время работы над «Чужими» тех артистов, которые играли десантников, отправили на тренировку в военный лагерь.
«Терминатор» (1984);
«На гребне волны» (1991);
«Правдивая ложь» (1994);
«Чужие» (1986);
«Терминатор 2: Судный день» (1991);
«Титаник» (1997);
«Аватар» (2009).
Ресурсы:
http://anthropology.ru/ru/text/ryygas-ev/o-tvorchestve-aleksandra-sokurova
https://www.film.ru/articles/esse-o-tvorchestve-devida-finchera