Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим признакам относятся:
1) обязательность уплаты в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;
2) адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
3) изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;
4) возможность принудительного способа изъятия;
5) осуществление контроля единой системой налоговых органов.
Таким образом, сборы имеют индивидуальный характер, им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.
Сборы от налогов отличаются по:
1) способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права.
2) по значению: налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
3) по цели. Цель налогов состоит в удовлетворении публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — в удовлетворении только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.
4) по обстоятельствам: налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.
5) по характеру обязанности: уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.
6) по периодичности: сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.
Своеобразным дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование производства или потребления определенных видов товаров, работ или услуг. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики.
Налоги способны влиять на доходы частных субъектов, уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т. д.
Регулирующая функция налогов может оказывать влияние на развитие экономической, социальной и демографической политики государства (будучи заинтересованной в поддержке отечественных товаропроизводителей, Российская Федерация установила повышенные таможенные пошлины на ввоз легковых иностранных автомобилей).
Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц
Классификация налогов
1. В зависимости от плательщика:
1) Налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций, в том числе налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.
2) Налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.).
3) Общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков, независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
2. В зависимости от формы обложения:
1) Прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.).
Прямые налоги подразделяются на:
• личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);
• реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается.
2) Косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.); при косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг), а реальным же плательщиком налога является потребитель (именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные).
3. По территориальному уровню:
1) Федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Государственной Думой РФ (водный налог, акцизы).
2) Налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные в НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес).
3) Местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления ( земельный налог).
4. В зависимости от канала поступления:
1) Государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты.
2) Местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты.
3) Пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам.
4) Внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
5) Целевые — налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно-определенных мероприятий (например, земельный налог).
5. В зависимости от периодичности взимания:
1) разовые (единый налог на вмененный доход);
2) регулярные налоги — взимаемые систематически (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).