«Государь» Макиавелли — пособие для тиранов?


Делимся с вами статьей преподавателя АПО Софии Конецкой о политической философии Никколо Макиавелли. Статья будет интересна широкому кругу читателей. Особенно рекомендуем к прочтению тем ребятам, которые собираются писать олимпиады по обществознанию в следующем году.

В 1532 году уже после смерти Макиавелли публикуется его трактат «Государь». Эта работа принесла автору, пожалуй, наибольшую славу, при этом создав ему один из самых неоднозначных образов среди мыслителей возрождения. Саму работу Макиавелли изначально адресовал Лоренцо Медичи, создав что-то вроде инструкции по получению, удержанию и эффективному использованию высшей политической власти в государстве. «Государя» многие считают «пособием для тиранов». Действительно, Макиавелли допускает в действиях государя порок и жестокость, иногда даже считая их необходимыми, а это уже интуитивно кажется присущим тирану.

Поэтому, когда речь заходит о политическом макиавеллианстве, на ум сразу приходят именно его негативные аспекты. Тем не менее, не смотря на достаточно жесткие методы управления, которые предлагает Макиавелли, не стоит полагать, что его целью является установление тирании. Политическая философия Макиавелли имеет и позитивные черты, в том числе и стремление к свободе.

Макиавелли является сторонником республиканизма. Его идеалом стал образ Рима как мощной державы, обладавшей в свое время и внешней силой, и внутренней гармонией. Это прослеживается в работе «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Макиавелли здесь обращается к Римской республике, как к одному из наиболее свободных и справедливых государственных устройств, размышляя, каким образом можно было развить и укрепить республиканские институты в самой Флоренции. По мнению Макиавелли, у народа должны быть рычаги для влияния на действия знати. Развращенность политической элиты в условиях закрепощенности населения оказывается даже опасней возможной недостаточной компетентности народа. Макиавелли признает, что могущество Рима во многом определялось фортуной (удачей, судьбой) и существованием сильного войска, но отмечает, что причины его процветания нельзя свести к этим двум факторам. Вольность граждан в Римской республике, по его мнению, сыграла большую роль в поддержании силы государства: именно беспорядки и смуты в народе, приведшие к созданию трибуната, стали толчком к «великим деяниям этой республики». Свободолюбивый народ обладает гражданской доблестью, которая является следствием хорошего воспитания, проистекающего из хороших законов, устанавливающихся как раз таки благодаря определенному контролю власти со стороны населения. Таким образом, Макиавелли явно поощряет включение граждан в политическую жизнь.

Эти аспекты политического макиавеллианства можно считать положительными. Высокая политическая культура, предоставляемые народу возможности влияния на политическую жизнь, гражданская свобода — такие ценности не относятся к тираническим.

«Государь» завершается цитатой из Петрарки:

Доблесть ополчится на неистовство,

И краток будет бой,

Ибо не умерла еще доблесть

В итальянском сердце.

Макиавелли надеется на воплощение в жизнь этих строк. Это в очередной раз подтверждает, что конечная цель — возрождение римской доблести и республиканской свободы. Так, противоречия между «Государем» и «Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия» снимаются через понимание их общей идейной направленности. Более того, факт способности настоящего добропорядочного гражданина быть готовым забыть понесенные обиды ради любви к отечеству демонстрирует отсутствие несовместимости между рассматриваемыми Макиавелли целями и средствами. В ценностном поле Макиавелли вполне очевиден приоритет общих интересов (интересов республики) над частными. Поэтому для создания правильного политического строя допустимы жестокость и применение насилия.

Является ли идеальный для Макиавелли правитель тираном? Ответ — нет. Он правит ни ради себя, но ради всего народа. Является ли жесткое управление населением самоцелью? Тоже нет.

Государь в трактате жесток, для него цель оправдывает средства, а коллективные интересы стоят выше частных. Его методы весьма сомнительны. Но, делая скидку на эпоху, мы понимаем: пособием для тиранов эту работу назвать нельзя.