ВсОШ по МХК — содержание олимпиады и чек-лист для участника


В этой небольшой статье мы подробно рассмотрим одновременно самый сложный и самый ценный трофей для любого олимпиадника-искусствоведа: Всероссийскую олимпиаду школьников по искусству (МХК), которая стала проводиться только с 2011 года, позднее, чем по другим школьным предметам. Этот гайд будет особенно полезен тем, кто только начинает свой олимпиадный путь и постепенно знакомится с особенностями интеллектуальных состязаний. Помимо основных этапов олимпиады и рекомендаций к ним, автор подготовил чек-лист, соблюдая пункты которого можно намного эффективнее и спокойнее подготовиться к каждому из четырех этапов ВсОШ.    

Основная вводная информация по ВсОШ

Всероссийская олимпиада школьников состоит из четырех этапов — школьного, муниципального, регионального и заключительного. Уровень сложности заданий на каждом из этапов постоянно возрастает. Тематика посвящена основным видам искусства: архитектуре и скульптуре, живописи и графике, музыке и кинематографу, а также театру. В последние годы все чаще встречаются задания по мультипликации, а также по литературе в тесной связи с визуальными искусствами. Существует множество форматов заданий — встречаются как простые задания (напишите ФИО композитора и годы его жизни), так и сложные (предложите собственную концепцию Парижского салона). И все зависит от конкретного составителя, у которого могло быть особенное настроение в момент разработки задания. Важно всегда помнить, что паника худший враг любого олимпиадника. Даже при получении самого сложного и непонятного задания необходимо писать — то, что вы думаете, то, что вы считаете необходимым, указать что угодно, но ни в коем случае не оставлять поле ответа пустым. Автор этого материала много раз участвовал и в разработке заданий для олимпиад («Высшая проба»), и в их проверке. По своему опыту могу смело сказать, что ключи в заданиях позволяют участникам, не понявшим задание полностью, но написавшим хоть что-то, набрать баллы, так как могут быть точечные попадания. В то время как участники, оставившие пустой лист, автоматически получают 0

По итогам каждого тура формируются проходные баллы, после чего на следующий этап приглашаются те, кто прошел этот порог. Допущенные к заключительному этапу участники формируют сборные своих регионов. На заключительный этап также могут быть приглашены участники регионального этапа, не набравшие проходной балл, в рамках региональной квоты (обычно один человек от одного региона в рамках квоты). Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получают льготы при поступлении в российские университеты (зачисление без вступительных испытаний, 100 баллов за профильный предмет олимпиады на ЕГЭ). Обладатели дипломов по МХК могут поступить на разные гуманитарные направления в крупнейших московских и петербургских университетах (смотрите наш материал «МГУ, Вышка и другие куда поступать с олимпиадами по МХК?»), а также претендовать на повышенные стипендии и гранты, в том числе на грант Президента РФ. Льготы по диплому действуют 4 года, поэтому победа или призерство в 8 классе (при условии участия за 9 класс) гарантируют поступление в университет, а также дают возможность перепоступить в будущем, ведь льгота, использованная ранее, не сгорает. 

Школьный этап (ШЭ)

Самый первый и легкий этап, проводится в сентябре-октябре. Чаще всего задания создают в рамках единой концепции, понятной только одному составителю (от женских портретов до репрезентации исторических событий в искусстве). На школьном этапе проверяются общие знания по истории искусства и базовые навыки сравнительного и формально-стилистического анализа, и потому основой подготовки к нему должны являться учебники и методические пособия по МХК, а также походы в музеи, изучение архитектуры вашего региона и окрестностей. Как и на любом другом этапе Всероссийской олимпиады школьников, после проверки формируется конкурсный список участников, по итогам которого прошедшие минимальный порог приглашаются на муниципальный этап

Муниципальный этап (МЭ)

Задания муниципального этапа — он же «муницип» — разрабатываются и составляются локальными методическими комиссиями и потому разнятся от региона к региону. Если школьный этап составляется на уровне одной школы или объединения, то муниципальный регламентируется в рамках целого населенного пункта — города, села, поселка, и т. д. Задания МЭ ощутимо сложнее, чем на ШЭ: они требуют уже не только формальных знаний хронологии, имен и дат, но и умения понимать историко-культурный контекст, анализировать произведения с разных позиций, сравнивать одно произведение со множеством других, схожих визуально или сюжетно. Чаще всего муниципальный этап, как и школьный, выдержан в рамках единой концепции — от железных дорог в искусстве до зеркал и дверей. По этой причине к муниципальному этапу у участника должен сформироваться навык активного критического анализа, позволяющий не утонуть в визуальном материале. Он тренируется посредством постоянного чтения научной и научно-популярной литературы, где приводятся различные точки зрения, а также постоянного «смотрения» — изучения картин, фильмов, архитектурных планов, скульптур и других объектов искусства, что могут встретиться на олимпиадах. После муниципального этапа проходит региональный этап.

Региональный этап (РЭ)

Региональный этап — он же «регион» — разрабатывается уже на федеральном уровне, поэтому его задания едины для всех. Помимо традиционных вопросов на выявление особенностей архитектуры, знание известных личностей в истории искусства и проч., на региональном этапе появляется диктант на знание терминологии — еще один важный пункт для участника. Помимо Pinterest, надо завести искусствоведческий словарь.

Существует не вполне очевидный момент, которым могут воспользоваться составители при составлении заданий (а могут и не воспользоваться), — это юбиляры конкретного года. Ими часто пугают участников, но к этому стоит быть готовым. Юбилярами могут быть кто угодно — актеры, писатели, музыканты, художники, которым может исполниться как 100 лет со дня рождения, так и 465 (но чем «круглее» дата, тем выше шанс, что в вопросах попадется именно этот юбиляр). 

Практика показывает, что юбиляры встречаются примерно в 25% случаев за 2 года: если не было на регионе, велик шанс, что точно будет на заключительном этапе; если был на закле, скорее всего, на регионе следующего года не будет задания на юбиляров, но статистика не может предугадать мысли организаторов. Предупрежден — значит вооружен, и потому на юбиляров надо посматривать и постепенно их запоминать, но не уделять им 99,9 % внимания при подготовке. Пройдя через терния регионального этапа, участники попадают на заключительный этап

Заключительный этап (ЗЭ)

«Закл» является мечтой любого олимпиадника (даже если он это отрицает), ведь это главный шанс взять заветный диплом всеросса и выиграть право на отпуск (особенно если диплом взят не в 11 классе) до поступления в университет. 

К этому этапу надо относиться со всей серьезностью и ответственностью, читая литературу и просматривая визуальные материалы. Диктант и теоретический тур, как на региональном этапе, остаются в том же формате, но существенно возрастает уровень сложности. К тому же организаторы выпускают на заключительном этапе нового кракена — творческий тур, на котором участнику необходимо составить набросок собственного проекта, например, музея, школы искусств, галереи. Здесь требуется показать комиссии умение креативить, создавать планы и разрабатывать интерьеры/экстерьеры зданий, причем с опорой на историю искусств

Пройдя все эти сложности и получив проходной балл, участник награждается дипломом призера или победителя под овации других участников, преподавателей и жюри. 

Приятное завершение истории, не так ведь? Чтобы это воплотилось в реальность, мы подготовили небольшой чек-лист, который поможет сконцентрироваться на подготовке к олимпиадам. Мы не предлагаем курс молодого олимпиадника по взятию заключительного этапа всеросса, а хотим представить важнейшие моменты, которые будут полезны всем олимпиадникам без деления на профили. В конце чек-листа можно найти специальные советы для искусствоведов. Я постарался разделить их на подгруппы, не смешивая все в один большой ком. 

Ментальный чек-лист

1. Напоминайте себе, ради чего вы участвуете в олимпиадах. Сохраняйте цель и мотивацию трудиться.

    У каждого могут быть свои конкретные цели участия — доказать себе/родителям/друзьям, что вы можете «затащить» олимпиаду, выиграть московский грант, поступить на бюджет в престижный университет, просто так выиграть олимпиаду, лишний раз потренироваться — все они имеют право на существование и реализацию. Важно всегда помнить, что у вас есть цель и у вас есть мотивация ее достичь. Потеря мотивации в процессе подготовки является скорейшим способом выгореть и впоследствии потерять желание браться за любое дело.  

    2. Напоминайте себе, что победа или призерство — это хорошо, но на олимпиадах жизнь не заканчивается.

      Никто не любит проигрывать: очень больно получать грустные новости, что вы уже победитель просто участник, а не призер или победитель. В такие моменты всегда ощущаешь потерю смысла участия, не хочешь браться за дальнейшую подготовку (особенно если на носу еще несколько олимпиад), но это необходимо перебороть по двум причинам. Первая — всегда все можно исправить. Даже если не получится взять олимпиаду в школе и поступить по ней в бакалавриат, можно выиграть олимпиаду в качестве студента и поступить в магистратуру, оставив горечь поражения в прошлом. Вторая — необходимо признать, что олимпиады — это инструмент (для составителей, для университетов, для участников), но никак не самоцель. Еще не придумали такую профессию, как «олимпиадник» (а жаль), и потому итог участия в олимпиадах, будь он положительный или отрицательный, никак не должен сказываться на вашей жизни, учебе или взаимоотношениях. Абсолютного победителя на всероссе и обычного участника объединяет то, что у них обоих жизнь только начинается и свой опыт они могут одинаково рационально использовать. На олимпиадах жизнь не заканчивается

      3. Всегда держите в голове, что ментальное здоровье оказывает влияние на физическое. Помните об отдыхе.

        Помните, что постоянный стресс, особенно на протяжении долгого времени из-за тяжелых психологических нагрузок при подготовке к олимпиадам, оказывает губительное влияние не только на психику, но и на тело. Вы становитесь уставшими, хуже воспринимаете информацию и запоминаете ее, вам намного сложнее сконцентрироваться. Поэтому важнейшая часть подготовки к олимпиадам, как это ни парадоксально, это отдых — умение успокаиваться, восстанавливаться после тяжелых нагрузок, думать о чем-то отстраненным может быть важнейшим преимуществом на самой олимпиаде. У каждого может быть свой способ «переключения» — от чтения любимой книги до вечерней пробежки или чашки чая с лимоном с утра, и такой способ стоит у себя выработать. Пока другой участник не может уснуть всю ночь, размышляя о том, какой проект попадется завтра на творческом туре, вы высыпаетесь и бодрыми приходите на тур, будучи полностью сконцентрированными и расслабленными. И на этой ноте переходим к еще одному значимому пункту…

        4. Всегда помните о важности хорошего сна.

        Самое важное напоминание для любого человека. Сон — одна из важнейших биологических потребностей, наравне с водой и едой, и, если «сломать» биологические часы, можно столкнуться с серьезными проблемами. Именно сон помогает восполнить всю ту энергию, которую вы потратили при подготовке. Необходимо соблюдать баланс между отдыхом, работой (в нашем случае — учебой и подготовкой к олимпиадам) и сном. Не устраивайте ночные интеллектуальные забеги (особенно накануне олимпиады) — они обычно малоэффективны по сравнению с хорошим спокойным сном. Я сам являюсь совой, и мне комфортнее готовиться ночью, но чаще всего олимпиады пишутся утром, и активная работа мозга перед сном может обернуться недосыпом и ощущением разбитости с утра.   

        Олимпиадный искусствоведческий чек-лист

        1. Заранее планируйте, что вы будете читать и в каком объеме.

        Прежде чем начать олимпиадную подготовку, сформируйте примерный список для обязательного и дополнительного чтения, который будет со временем пополняться. Разбейте его по дням с временным объемом по обязательному чтению в день (обычно это около 30 минут). При этом держите первый пункт ментального чек-листа в голове: если вы сильно устали, нет желания или времени прочитать обязательный пункт, не корите себя, перенесите его на другой день и расслабьтесь. Непрочитанное всегда можно наверстать, и это всегда лучше и эффективнее, чем убить желание чтением через силу, которое и не запомнится из-за вашего состояния.  

        2. Группируйте визуальный материал по удобству.

        Искусствоведческие олимпиады подразумевают работу с огромными базами визуальных материалов — здания, скульптуры, картины, фильмы, в которых можно легко утонуть. Старайтесь на компьютере или ноутбуке создавать отдельные папки по видам искусства и далее уже их дробить по авторам/эпохе/стилю и т. д., как вам удобнее. Это поможет запомнить материал и визуально, пока вы его сохраняете и загружаете, и текстуально, так как у вас есть связь: название папки → название произведения — автор — эпоха, что может спасти в критический момент на самой олимпиаде. 

        3. Изучайте историко-культурный контекст. Рассматривайте произведение в рамках эпохи, биографии создателя, специфики времени и стиля.

        Лучший способ понять произведение искусства — понять эпоху, в которой он создан, и человека, его создавшего. Искусство не создается в отрыве от происходящего в мире или как минимум в государстве/регионе, где живет автор. Старайтесь смотреть на искусство как можно глубже и детальнее — узнавайте историко-культурный контекст, читайте источники разного времени (особенно биографические), проводите параллели между работами и временем, в которое они созданы, задавайте вопросы к эпохе и личностям в искусстве. 

        Почему на голландских натюрмортах XVII века такое обилие экзотических фруктов и овощей? Почему они расположены именно так и почему именно они? Почему Джузеппе Арчимбольдо изображал германских императоров подобно рогам изобилия? Как Жаку Луи Давиду удалось побывать придворным художником при трех разных политических режимах (Людовике XVI, французских революционерах и Наполеоне Бонапарте) и всегда оставаться «своим» автором?  

        Все это поможет натренировать рефлексию, которая важна на олимпиадах, особенно когда попадается полностью неизвестный материал и приходится оперативно импровизировать.