Если попросить любого человека назвать наиболее известный византийский храм, то, безусловно, назовут Святую Софию Константинопольскую. Однако мало кто вспомнит о других храмах, построенных в то же время. А вспомнить, между прочим, есть о чем.
Константинополь во времена правления Юстиниана (527 – 565 гг.) становится художественной столицей Византии: император был инициатором строительства четырех важнейших городских храмов. Один из них — Храм святых апостолов — был разрушен в 1453 году, когда турки захватили Константинополь.
До нас дошли три церкви: Святая София, церковь Сергия и Вакха и церковь Святой Ирины. О двух последних и пойдет наш разговор.
Церковь святых Сергия и Вакха строилась императором в 526 – 530 гг. и была, по сути, архитектурным экспериментом. Снаружи постройка представляет собой аскетичный, никак не украшенный квадрат, увенчанный плоским куполом, покоящимся на приземистом барабане (на плане можно увидеть, что купол поддерживается небольшими контрфорсами). К основному объему храма примыкают апсида (с восточной стороны) и нартекс (с западной). Внутри храм строится по принципу развернутого тетраконха, пространство изнутри будто растягивается сферами по осям. Создаётся ощущение живого, динамично развивающегося, пульсирующего пространства. Этот эффект поддерживается благодаря чередованию опор и колонн, плоских и лепестковых ниш.
Внутри храм кажется достаточно симметричным, и центром этой композиции мы можем считать купол. На срезе видно, что подкупольное пространство очень просторно и буквально наполнено воздухом. Эту его просторность подчеркивают и обрамляющие по периметру императорские хоры, вновь сочетающие в себе массивное (опоры) и почти что кружевное, изящное (колонны с кружевными капителями). Венчает все это великолепие широкий зонтичный купол, вырастающий из прямоугольника барабана и кажущийся нам изнутри не таким плоским, каким он был снаружи.
Кто проектировал и строил церковь Сергия и Вакха, доподлинно неизвестно. Есть мнение, что ее авторами стали знаменитые архитекторы, построившие в 532 – 537 гг. Святую Софию: Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
Вторая церковь — церковь Святой Ирины — строится уже после строительства Софии Константинопольской на месте сгоревшей во время восстания Ника (532 г.) церкви.
В плане этот храм возвращается к базиликальному типу, но над центральным (самым широким) нефом возвышается огромный купол.
К западу от него располагается второй купол несколько меньшего размера. Все это говорит о старании архитектора центрировать внутреннее пространство храма.
Как и в церкви Сергия и Вакха, в Святой Ирине поддерживающие купола опоры (столбы) чередуются с колоннами. Сама идея перемежать колонны и столбы была испробована ещё в ближневосточных базиликах и направлена на повышение сейсмической устойчивости здания.
На фасадах храма и в его интерьере плоскость стены заключается в огромного размера арки, соединяющие воедино все ярусы, что создает ощущение огромного единого пространства.
Редким и необычным представляется нам выполненный в виде амфитеатра алтарь. Объясняется это просто: раньше это было пространство для хора.
Безусловно, ощутимо влияет на создателей храма постройка Святой Софии: многие черты и элементы заимствованы именно оттуда. Однако нельзя сказать, что Святая Ирина — лишь архитектурное подражание. Совсем наоборот. Заимствуя элементы, архитекторы дополняют их, трансформируют и рождают новые, создавая неповторимый архитектурный ансамбль.
На примере этих двух церквей — важнейших для Византии VI века — можно увидеть, что ключевые архитектурные принципы христианских храмов формируются именно в юстиниановскую эпоху, а у Святой Софии были достойные, под стать ей «современники».
Список литературы:
Райс Д.Т. Византийцы. Наследники Рима. М.: Центрполиграф, 2009.
Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Малая история искусств. Искусство Средних веков. М.: Искусство, 1975.
Автор статьи: Шведова Анна