Византия эпохи Юстиниана, или Вокруг Святой Софии


Церковь Святой Ирины в Константинополе. Гравюра. 1877 г.

Если попросить любого человека назвать наиболее известный византийский храм, то, безусловно, назовут Святую Софию Константинопольскую. Однако мало кто вспомнит о других храмах, построенных в то же время. А вспомнить, между прочим, есть о чем.

Константинополь во времена правления Юстиниана (527 – 565 гг.) становится художественной столицей Византии: император был инициатором строительства четырех важнейших городских храмов. Один из них — Храм святых апостолов — был разрушен в 1453 году, когда турки захватили Константинополь.

До нас дошли три церкви: Святая София, церковь Сергия и Вакха и церковь Святой Ирины. О двух последних и пойдет наш разговор.

Церковь святых Сергия и Вакха строилась императором в 526 – 530 гг. и была, по сути, архитектурным экспериментом. Снаружи постройка представляет собой аскетичный, никак не украшенный квадрат, увенчанный плоским куполом, покоящимся на приземистом барабане (на плане можно увидеть, что купол поддерживается небольшими контрфорсами). К основному объему храма примыкают апсида (с восточной стороны) и нартекс (с западной). Внутри храм строится по принципу развернутого тетраконха, пространство изнутри будто растягивается сферами по осям. Создаётся ощущение живого, динамично развивающегося, пульсирующего пространства. Этот эффект поддерживается благодаря чередованию опор и колонн, плоских и лепестковых ниш.

Византия эпохи Юстиниана или вокруг Святой Софии, изображение №2
Византия эпохи Юстиниана или вокруг Святой Софии, изображение №3

Внутри храм кажется достаточно симметричным, и центром этой композиции мы можем считать купол. На срезе видно, что подкупольное пространство очень просторно и буквально наполнено воздухом. Эту его просторность подчеркивают и обрамляющие по периметру императорские хоры, вновь сочетающие в себе массивное (опоры) и почти что кружевное, изящное (колонны с кружевными капителями). Венчает все это великолепие широкий зонтичный купол, вырастающий из прямоугольника барабана и кажущийся нам изнутри не таким плоским, каким он был снаружи.

Кто проектировал и строил церковь Сергия и Вакха, доподлинно неизвестно. Есть мнение, что ее авторами стали знаменитые архитекторы, построившие в 532 – 537 гг. Святую Софию: Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.

Вторая церковь — церковь Святой Ирины — строится уже после строительства Софии Константинопольской на месте сгоревшей во время восстания Ника (532 г.) церкви.

В плане этот храм возвращается к базиликальному типу, но над центральным (самым широким) нефом возвышается огромный купол.

Византия эпохи Юстиниана или вокруг Святой Софии, изображение №4
Византия эпохи Юстиниана или вокруг Святой Софии, изображение №5

К западу от него располагается второй купол несколько меньшего размера. Все это говорит о старании архитектора центрировать внутреннее пространство храма.

Как и в церкви Сергия и Вакха, в Святой Ирине поддерживающие купола опоры (столбы) чередуются с колоннами. Сама идея перемежать колонны и столбы была испробована ещё в ближневосточных базиликах и направлена на повышение сейсмической устойчивости здания.

На фасадах храма и в его интерьере плоскость стены заключается в огромного размера арки, соединяющие воедино все ярусы, что создает ощущение огромного единого пространства.

Редким и необычным представляется нам выполненный в виде амфитеатра алтарь. Объясняется это просто: раньше это было пространство для хора.

Безусловно, ощутимо влияет на создателей храма постройка Святой Софии: многие черты и элементы заимствованы именно оттуда. Однако нельзя сказать, что Святая Ирина — лишь архитектурное подражание. Совсем наоборот. Заимствуя элементы, архитекторы дополняют их, трансформируют и рождают новые, создавая неповторимый архитектурный ансамбль.

На примере этих двух церквей — важнейших для Византии VI века — можно увидеть, что ключевые архитектурные принципы христианских храмов формируются именно в юстиниановскую эпоху, а у Святой Софии были достойные, под стать ей «современники».

Список литературы:

Райс Д.Т. Византийцы. Наследники Рима. М.: Центрполиграф, 2009.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Малая история искусств. Искусство Средних веков. М.: Искусство, 1975.

Автор статьи: Шведова Анна