Анализируя произведения искусства, стоит всегда помнить, что у эпохи не бывает жестких хронологических рамок. Нельзя сказать, что ещё вчера был Ренессанс, а сегодня начинается барокко; что на днях кончилась Античность, и теперь начинается Средневековье. Образы той или иной культуры способны долго жить в сознании людей, трансформируясь и приспосабливаясь под новую реальность, если это необходимо. Раннехристианское искусство дает нам богатую почву для дискуссии о том, как становились византийскими (христианскими) образы античных (языческих) богов. И ключевой образ в данном случае — образ Доброго пастыря.
Добрый пастырь имеет два античных прообраза. Первый из них — это Орфей, прошедший испытания смерти и вернувшийся за Эвридикой в подземное царство. Изображали Орфея в образе пастуха, окруженного стадом овец, часто — босым и с посохом в руках.
Второй прообраз — Гермес Криофор, то есть несущий агнца. Как известно, Гермес был не только богом торговли: он покровительствовал пастухам и путешественникам, а также был проводником в подземное царство.
Гермеса Криофора изображали молодым безбородым юношей атлетического сложения, держащим ягненка на плечах (что, безусловно, очень похоже на изображение Доброго пастыря). Но почему именно Орфей и Гермес? Что ж, прежде всего, потому, что они оба могли спускаться в загробный мир и возвращаться оттуда. К тому же важную роль играл и образ пастуха: пастух — это проводник, оберегающий стадо и направляющий его. Таким на заре новой эры видели первые христиане и самого Христа: он был для них проводником, способным указать истинный путь к праведной жизни и спасению души.
Первые изображения Доброго пастыря встречаются нам в катакомбах, служивших кладбищами и местами встречи для первых христиан. Катакомбы — это, в основном, римское явление, хотя их также можно встретить в Неаполе и на Сицилии.
Изображения Доброго пастыря встречаются в катакомбах нередко; самые известные (и древнейшие) были найдены в Риме в катакомбах Каллиста и катакомбах Домициллы. Христос мог изображаться со стадом овец, символизировавшим паству (рис. 1), а мог — с ягненком на плече и ведром воды в руках, что символизировало духовную жажду (рис. 2).
Образ Доброго пастыря оставался актуальным в искусстве на протяжении многих веков — до тех пор, пока ключевой, вместо идеи спасения, не стала мысль о Божьем суде и ожидающей каре, а юного Пастыря не сменил Судья-средовек с бородой и суровым взглядом.
Источники:
http://иконовед.рф/сюжеты/добрый-пастырь/ (Электронный ресурс)
Автор статьи: Анна Шведова