Статья по идеальному эссе №1


Автор статьи: Вартан Эйриян

Эссе – это любимый тур большинства участников всех этапов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Если на тесте проверяется эрудиция, а на проекте – умение быстро анализировать и приходить к необходимому выводу, то главной отличительной особенностью эссе является возможность работать с тем, что вам нравится. Здесь можно разгуляться и продемонстрировать проверяющим, что вы и есть тот самый лучший специалист по своему периоду, который способен поразить жюри не только познаниями, но еще и литературным слогом.

Вместе с тем даже пресловутый творческий тур радует участников необходимостью подстраиваться под определенные критерии, без следования которым вашу работу попросту не смогут оценить по достоинству. В нашем цикле статей мы постараемся указать на то, каким образом следует подходить к написанию эссе, чтобы в итоге получить идеальную работу. В первой части советов мы поговорим о том, что требуется от участников на стадии обоснования выбора темы и какие ошибки допускаются при этом чаще всего.

Для ответа на эти вопросы нам следует обратиться к критериям проверки нашей творческой работы. За т.н. «введение», т.е. объяснение того, по каким причинам ваш выбор пал именно на наиболее приглянувшуюся вам цитату, участник может получить до пяти (5) баллов. Не будем полностью дублировать текст критериев, напомнив, что найти их вы всегда можете на официальном сайте ВсОШ. Разберем лишь наиболее примечательные моменты:

1) Для получения максимального балла потребуются два «убедительных разноплановых разъяснения», указывающих на интерес как к периоду, исторической личности или важному для понимания соответствующей эпохи процессу, так и непосредственно к нашей цитате. Обратите внимание: если мы заранее подготовили свое обоснование, однако не смогли на месте «прикрутить» его к предложенной цитате, жюри не сможет выставить вам столь желанную пятерку за первый критерий.

2) Мы имеем право выстраивать свое «введение», ориентируясь на автора цитаты. Возможно, мы уже знакомы с некоторыми его работами и хотели бы подчеркнуть, что понимаем глубину замысла исследователя. Либо же мы впервые сталкиваемся со столь необычным подходом к изучению, казалось бы, уже набившей оскомину проблемы. Строить обоснование исключительно на том, кто является автором цитаты, пожалуй, не стоит, ведь слишком мала вероятность того, что у вас получится убедительно подать несколько аспектов вашей заинтересованности в данной теме, опираясь лишь на фамилию или концепт, однако и отмахиваться от подобной возможности тоже не нужно.

3) Проверяющие разрешают основывать рассуждения о мотивах, побудивших выбрать то или иное высказывание, на актуальности тематики. Здесь стоит сделать важную оговорку: любые фразы по типу «данная проблема кажется мне очень актуальной» или «сегодня эта тема постоянно находится на слуху» скорее сыграют вам в минус, ведь они могут быть использованы в отношении абсолютно любой проблематики. Помните о том, что актуальность того, о чем говорит автор, требует доказательств ничуть не меньше ваших тезисов в основной части. Клишированные и штампованные формулировки, которые применяются в дежурном порядке, когда

необходимо показать значительность кого-либо или чего-либо, вам не подойдут. Если вы убеждены, что рассматриваемая вами тема и впрямь релевантна, максимально четко объясните, по какой причине вы так считаете.

4) Несмотря на отсутствие в текущих ключах прозрачного указания на «личную компоненту» во вступительной части работы, держите в голове и то, что эссе – это ваша работа, а не набор умных слов и отшлифованных до блеска утверждений. Памятуя о том, что в каждой работе должно быть кристально ясно сформулировано ваше мнение, не убегаем от личной части и в обосновании. Проверяющему хочется понять, чем именно вас, а не вашего соседа по парте, привлекла данная цитата.

При написании работы всегда держим в голове то, что нам предстоит впечатлить нашего проверяющего хотя бы двумя разноплановыми обоснованиями. В связи с тем, что придумать их сходу не так уж и просто, довольно распространенной является практика предварительной подготовки необходимых «заходов». Но вместо выдумывания обоснований по разным правителям либо периодам рекомендуем вам сконцентрироваться на конкретных проблематиках, которым чаще всего посвящаются цитаты на эссе. К примеру, если вы готовитесь к написанию творческой работы по Великой Отечественной войне, заранее ознакомьтесь с темами, которые предлагались участникам на протяжении трех-четырех последних лет, и выпишите себе важнейшие дискуссионные вопросы. Возможно, речь идет не просто о битве за Москву, но о ее значении в контексте срыва немецкого блицкрига. В вашем обосновании должна будет четко прослеживаться линия на заинтересованность в данной проблеме, а не просто в событиях первого периода войны.

Постараемся кратко остановиться на наиболее популярных приемах, используемых при написании обоснования к работе:

1) Посещение музея, знакомство с памятником и т.п. Привычка рассказывать судьям, как вас поразил тот или иной монумент, преследует уже не одно поколение олимпиадников, а потому не кажется хорошим решением. С большой долей вероятности выбранный вами предмет обожания уже неоднократно был использован на творческом туре, поэтому, делая ставку на подобный заход, заранее озаботьтесь оригинальностью и адекватностью вашего введения. Более того, не бойтесь делиться своей любовью и к другим культурным аспектам: вместо того чтобы в очередной раз нахаживать круги вокруг памятника Петру I на страницах вашей творческой работы, попробуйте использовать интересное литературное произведение, шедевр классической музыки или даже замысловатую театральную постановку. Зачастую обоснования участников выглядят натянуто именно из-за того, что неправдоподобность их утверждений сразу бросается в глаза. Никто вас не осудит за то, что интерес к теме проснулся лишь после прослушивания необычного музыкального трека, в котором могла быть отсылка на предложенные темы. Использование приема с подобным обоснованием может быть уместно, если вы в состоянии красиво это подать, не забывая о том, какова же главная цель вашей работы.

2) Семейные истории. Ряд тематик, с которыми вы можете поработать в рамках эссе, явно располагает к приведению примеров из истории вашей семьи. Однако здесь стоит сделать несколько оговорок. Прежде всего, помните, что ваша работа ни в коем случае не должна быть деанонимизирована, т.е. проверяющий не должен понимать, чью именно работу он читает, иначе он будет вынужден ее аннулировать. Кроме того, помните о том, что приведенный вами рассказ должен

звучать уместно и легко: если вы планируете несколько страниц объяснять, как ваш родственник служил в Минтяжмаше СССР, вероятно, вы лишь вгоните в сон проверяющего, а не дадите ответ на то, по какой причине вам стала интересна конкретная тема. Главная сложность при написании подобного обоснования заключается в том, чтобы достичь идеального баланса между правдоподобностью введения и его оригинальностью.

3) Прочтение исторической работы. Традиционно участники пытаются обосновать выбор тем, что они прочли труд известного специалиста, после чего им захотелось поподробнее разобраться в той или иной проблеме. Несложно догадаться, что оригинальностью подобный прием не отличается, а потому на высший балл претендует довольно редко. Этот заход может быть спасен несколькими способами: можно делать ставку не на общеизвестную монографию по теме, а на менее популярную статью современного автора, в которой предлагается свежий взгляд, способный удивить даже искушенного читателя. Можно, напротив, сделать упор на книгу, которой было спето уже немало дифирамбов, но выделить в ней отдельные моменты, по-настоящему вас заинтриговавшие. Стоит учитывать лишь две вещи: во-первых, использованная во вступительной части работы историография НЕ будет засчитана при выставлении балла за работу с точками зрения; во-вторых, если вы пошли по пути использования каких-либо отдельных мыслей из популярной работы, помните о необходимости приводить то, что будет сообразно общему смыслу цитаты. Нет никакого резона в приведении интересных тезисов о церковной реформы Александра II при написании эссе по значению военных преобразований этого монарха.

4) Противоречивость того или иного события либо процесса. В данном случае ситуация максимально созвучна тому, что было сказано относительно актуальности тематики. В гуманитарных дисциплинах попросту не может быть чего-то непротиворечивого, поэтому любые попытки заявить о дискуссионности феномена, не подкрепив это конкретными рассуждениями, всегда выглядят не более чем попыткой сбежать от темы. Данный прием стоит использовать максимально осторожно и прибегать к нему лишь в том случае, если у вас хорошо продумана линия атаки. К примеру, вам известны максимально диаметральные позиции по какому-либо вопросу, что позволяет сделать вывод о том, что консенсус так и не был достигнут. Пожалуйста, помните и об уместности этого инструмента: начинать эссе с точек зрения радикалов по 1930-м гг. – очень плохая идея, несмотря на наличие в данном случае упомянутых нами диаметральных позиций. Так или иначе, любая тема противоречива, вопрос лишь в том, насколько убедительно и адекватно вы сможете это подать.

Завершая наш разговор о вступительной части вашей творческой работы, не можем пройти мимо элемента, влияющего на восприятие всего вашего эссе. Если ваша работа изобилует стилистическими ошибками, а предложения приходится перечитывать по несколько раз, чтобы понять их смысл, даже самый удачный заход может оказаться недооцененным. Эссе, не будучи сугубо строгой научной работой, требует от нас умения литературным языком доносить свои мысли, что обязательно будет учитываться проверяющими. Вместе с тем не стоит лишний раз переживать: критериями не предусмотрено снижение баллов за орфографические и пунктуационные неточности, однако ваша стилистика напрямую влияет на балл за творчество.

В качестве заключения еще раз призовем всех участников заранее продумывать свое обоснование, не забывая при этом на месте адаптировать его конкретно к выбранной цитате. Ваш успех на эссе зависит в первую очередь от того, насколько усердной была ваша домашняя подготовка.