Статья по идеальному эссе №6


Автор статьи: Вартан Эйриян

Еще в первой статье мы обращали внимание читателей на характерную структуру нашей работы, забыв о которой наше творчество попросту не смогут оценить. Чтобы завершить разговор о том, как же должно выглядеть правильно структурированное эссе, сегодня мы затронем тему выводов и научимся писать заключительную часть нашего сочинения.

Приятной отличительной чертой итоговых положений исторического эссе на Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) является то, что к ним практически не предъявляется каких-то замысловатых требований. По крайней мере, именно такое впечатление может сложиться у участника, если он откроет критерии проверки работ. Изначально все и впрямь выглядит довольно просто: следует привести т.н. мини-выводы по каждой задаче (раз у нас всегда четыре задачи, значит, в конце нужно сделать четыре мини-вывода), а затем подвести финальную черту и обозначить общее заключение. За каждый корректно сформулированный вывод автор эссе может получить один (1) балл, т.е. суммарно за заключительную часть можно набрать уже привычную нам «пятерку». Вместе с тем даже такой, казалось бы, интуитивно понятный элемент творческой работы, как выводы, требует некоторых комментариев. Попробуем озвучить их в форме ответов на наиболее популярные вопросы, которые возникают у участников при написании итоговой компоненты:

  1. Как понять, о чем писать в мини-выводах? Наши мини-выводы строго соответствуют задачам. Точно так же, как мы нумеровали наши задачи от одного до четырех при их формулировании после обоснования выбора темы, указываем номер каждого нашего мини-вывода. Стараемся уложить в несколько предложений (буквально в 2-4, хотя никаких строгих ограничений в данном случае нет) то заключение, к которому мы пришли по итогам раскрытия конкретной задачи. Обратите внимание, что мысли, озвученные вами в основной части работы, должны соответствовать вашим заключительным рассуждениям: будет довольно странно, если вы на протяжении всей первой задачи доказывали, что НЭП был нецелесообразен, а по итогу придете к выводу, что в 1921 г. на X съезде партия приняла верное решение. В заключительной части вам нужно отразить именно то, к чему вы пришли в процессе написания эссе, дополнительно упоминать «промежуточные звенья» в виде фактологии и историографии не требуется. Иногда ребята, переходя к написанию мини-выводов, уже забывают, о чем же они вообще писали в первых задачах. Хорошим решением этой проблемы может стать фиксирование на черновике ключевых мыслей сразу после завершения работы над очередной задачей: дописали первую задачу – сразу в одно-два предложения записали на черновик, что же вам нужно будет сказать в первом мини-выводе.
  2. Если все ключевые мысли, озвученные в задачах, уже ушли в мини-выводы, о чем тогда писать в общем заключении? Как только мы написали четыре мини-вывода, мы начинаем новый абзац и высказываем свое мнение по всей цитате. Если до этого наши финальные рассуждения касались именно отдельных смысловых элементов, то теперь мы их собираем воедино. Кроме того, ребятам часто оказывается полезным следующий совет: если вы не можете понять, чему же должен быть посвящен общий вывод, когда по задачам вы уже все сказали, вспомните о существовании проблемы, поставленной вами сразу после обоснования выбора темы. Проблема, которую мы с вами изобразили в качестве научного вопроса, является более глобальной, нежели наши отдельные задачи, поэтому финальный или общий вывод вы можете использовать именно для того, чтобы еще раз четко высказать личное мнение в отношении всей проблематики.
  3. Есть ли вещи, которые обязательно нужно проговорить в выводе? Есть ли, наоборот, то, что озвучивать не следует? Руководствуясь здравым смыслом, мы можем выделить лишь два необходимых для любого вывода (что общего, что «мини») элемента: ваше личное мнение и конкретика. Можете провести следующий эксперимент: напишите историческое эссе, а затем прочтите только проблему с задачами и выводы автора. Если вы видите, что выводы соответствуют задачам, а в самих заключительных словах присутствует четкая позиция автора, большая часть дела уже сделана. Если же выводы кажутся вам «плавающими», по ним невозможно понять, к чему же автор реально пришел, значит, над этим аспектом еще следует поработать.

Кроме того, стоит помнить о том, что в выводах настоятельно рекомендуется писать те вещи, к которым вы реально пришли, а не те, которые изначально лежали на поверхности. Мини-вывод, содержащий указание на то, что Александру I довелось править в непростое время, безапелляционно останется без своего балла, потому что эту мысль можно было уверенно озвучить и без написания эссе. Напомним, что ваше раскрытие задачи должно строиться от какого-то тезиса, который по итогу задачи подтвердится либо будет опровергнут. В мини-выводах самое время озвучить именно то, что вы усердно и упорно доказывали либо опровергали, возможно, еще раз подчеркнув главный аргумент «за» или «против» изначального тезиса. При этом никаких строгих запретов на упоминание чего-либо в выводах, конечно же, нет. Единственным нюансом, который мы уже затрагивали ранее, является нежелательность отстаивания радикальной точки зрения. Если выводы будут написаны резким языком, не допускающим никаких альтернатив и запрещающим всерьез котировать другие версии, вряд ли это пойдет на пользу эссе. Более того, всегда есть риск того, что ваш проверяющий окажется просто не согласен именно с той точкой зрения, которую вы отстаиваете: если бы вы высказали ее аккуратно и не допустили лишних перегибов, судья признал бы за вами право на личное мнение, которое, впрочем, все равно должно быть подкреплено какими-то аргументами. В случае же жесткой формулировки, считающей, что все остальные версии являются лишь профанацией, у судьи может испортиться впечатление обо всем эссе.

  • Насколько большим должен быть вывод? Как и любая другая часть нашей работы, вывод не ограничен какими-то конкретными рамками, в которые необходимо попасть для получения баллов. Традиционно ребята пишут порядка 2-4 предложений на каждый мини-вывод и раза в два больше в случае общего заключения. Изначально настраивайтесь на то, что вывод займет не меньше половины тетрадной странички, а значит, на него придется выделить хотя бы 10 минут!

Рассмотрев все основные вопросы, связанные с написанием заключительной части творческой работы по истории, мы завершаем наш цикл статей по написанию эссе. Внимательно изучив все представленные материалы и применив все озвученные хитрости на практике, вы сможете значительно повысить свои баллы за соответствующий тур.