Статья по идеальному эссе №4


Автор статьи: Вартан Эйриян

Когда наше эссе начинает включать в себя все необходимые структурные элементы, без которых не обходится ни одна творческая работа на муниципальном, региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), самое время задуматься над тем, каким образом максимизировать прочие баллы и проработать содержательную часть нашего эссе.

В прошлый раз мы с вами обратили внимание на то, как должен выглядеть основной текст нашей работы, стержень, без которого все остальное будет бесполезным. Однако рано или поздно многие участники приходят к тому, что фактологическая часть становится понятна, ее нужно лишь постоянно совершенствовать, а такой важный компонент, как работа с точками зрения, остается на периферии.

Работу с точками зрения можно условно разделить на два компонента:

1) Историография и работа с позициями историков, а также других специалистов по исследуемой вами тематике

2) Работа с вашей точкой зрения

В рамках этой статьи мы рассмотрим с вами, как следует подавать вашу позицию и каким образом это коррелирует с критерием под красивым названием «творчество». До пяти (5) баллов за этот пункт участник может получить в том случае, если он:

1) Четко высказывает свою позицию в каждой задаче. Как мы помним, задач всегда должно быть четыре (4), а значит, мы должны будем напомнить о себе по меньшей мере четыре раза.

2) Приводит оригинальные мысли, а также проблемы и пути их решения. Как несложно заметить, трактовать эти слова можно практически как угодно. К сожалению, четкой детализации данного критерия на сегодняшний день нет. Говоря о некой «оригинальности» суждений участников, мы зачастую подразумеваем то, что они выходят за рамки школьного подхода, а также не боятся предлагать адекватные размышления, не пользующиеся популярностью в широко известной литературе. Приведем достаточно простой пример: безусловно, для школы Крымская война 1853-1856 годов является проигранной, о чем свидетельствуют результаты Парижского конгресса 1856 года, однако вы можете попытаться частично оспорить этот тезис, указав на успешность военных действий на Кавказском фронте в годы Крымской войны, а также подчеркнув, что возвращение городов Крымского полуострова на Парижском конгрессе было достигнуто во

многом за счет того, что русская армия в ноябре 1855 года взяла Карс, который по итогу стал разменной монетой на переговорах с коалицией западных держав. Оригинальность данного суждения, могут возразить некоторые, невелика: тезис о том, что начатый в годы правления Николая I военный конфликт следует оценивать в качестве полного разгрома русской армии, неоднократно подвергался ревизии, однако лишь от участника зависит то, каким образом он подаст эту мысль, чтобы сделать ее по-настоящему оригинальной. Более того, мы вольны зайти даже несколько дальше. К примеру, если вам хватает аргументов и фактологических познаний, вы можете попытаться оспорить утверждение о том, что Крымский фронт являлся единственным важнейшим. Сделайте упор на то, что Кавказский театр военных действий заслуживает не меньшего внимания, приведя факты о взятии крепостей, помимо Карса, и, вероятно, вы сможете выделиться на фоне остальных участников. Тем не менее заметим, что заранее дать гарантию того, насколько «оригинальной» посчитает вашу мысль проверяющий, практически невозможно, так как этот пункт является крайне субъективным.

3) Еще одним требованием, предъявляемым к работам претендующих на высший «творческий» балл участников, является необходимость соблюдать все жанровые особенности эссе. К этому же пункту можно отнести и желательность владения литературным языком, что в условиях олимпиады по истории (а не литературе!) означает настоятельную просьбу не допускать стилистических ошибок, которые могли бы повлиять на восприятие вашей работы. Если каждое ваше предложение сформулировано таким образом, что проверяющий вынужден гадать, что именно вы хотите сказать, безусловно, это скажется на баллах. Такую же отрицательную динамику могут дать и ошибки в сочетаемости тех или иных выражений и терминов. Недочеты, подобные именованию русского общества XIII века «классовым», могут ударить как по баллам за основную часть (вам попросту поставят фактологическую ошибку), так и по оценке за творчество (так как было подпорчено впечатление от работы). Ключом к соблюдению всех упомянутых нами в данном пункте норм может стать внимательное чтение научной, научно-популярной и даже художественной литературы. Обращая внимание на выбор выражений автором, вы постепенно привыкнете так же четко формулировать мысли, избегая ненужных ошибок

Помимо данных пунктов, которые кратко расписаны в ключах для проверяющих, есть и еще ряд соображений, о которых стоит помнить тем, кто настроен получить свою «пятерку» за творчество.

1) Выражайте свое мнение по дискуссионным проблемам. Нет никакой нужды повторять, что Смута являлась важным периодом нашей истории, особенно приписывая эту

мысль себе. Вряд ли найдется человек, который попросту отмахнется от начала XVII века, заявив, что период прошел бесследно. Соответственно, ваша позиция в данном случае будет смотреться не просто неуместно, но и глупо, что не поможет вам в достижении желанных высот.

2) Не перегибайте с радикальностью высказываний. Безусловно, каждый участник имеет право высказать ту позицию, которую он считает верной, однако вы никогда не знаете, какой точки зрения придерживается проверяющий вашу работу. Особенно актуальной эта дилемма является для тех, кто бросил все силы на изучение ХХ века. Если вдруг вы решили разобраться с тем, по какой причине экономические реформы А. Косыгина не принесли ожидаемого результата, не нужно валить всю вину лишь на один фактор, выстраивая «черно-белое» повествование. Вместо этого аккуратно заметьте, что на этот вопрос повлиял целый комплекс причин, но ваша позиция заключается в том, что особенно значимой являлась такая-то. Не нужно отмахиваться от всех остальных точек зрения, даже если они не совпадают с вашей. При написании эссе по спорной теме лучше придерживаться умеренной позиции, маневрируя между крайними точками зрения, но не солидаризируясь с ними.

3) Если вы ощущаете явную нехватку оригинальных суждений, не бойтесь брать какие-то мысли у крупных специалистов, чьи работы вы читаете для подготовки. В таком случае вам придется отказаться от идеи ссылаться непосредственно на высказавших эту идею авторов, вместо этого подав мысль в качестве собственной догадки, но развернув и аргументировав тезис таким образом, чтобы у проверяющих не было впечатления, что вы просто «выбросили» реального автора данного суждения в корзину.

4) Несмотря на требования демонстрировать личное мнение минимум один (1) раз на протяжении каждой задачи, возьмите за привычку напоминать о себе хотя бы дважды в каждой смысловой части. Во-первых, у вас никогда нет гарантий, что ваше творчество точно воспримут в качестве такового, особенно в условиях тотальной нехватки времени на написание эссе и проекта: запыхавшись, какую-то мысль вы можете подать довольно косноязычно, что ударит по изначальному замыслу. Чтобы гарантировать себе получение пресловутых баллов, лучше создайте себе подушку безопасности из двух личных суждений в каждой задаче.

5) Чтобы у судей не было никаких вопросов относительно того, где и как вы подали собственное мнение, сопровождайте подобные мысли оборотами по типу «как мне кажется», «на мой взгляд» или «лично я убежден». Набор клише здесь огромен, нужно лишь не забывать варьировать их, чтобы одни и те же штампы не приедались.

6) Заведите себе привычку напоминать о собственном мнении, когда вы приводите рассуждения историков. Вы можете согласиться с чьей-то точкой зрения, а можете аргументированно поставить ее под сомнение. Можно дополнить чью-то позицию, приведя дополнительный факт и подчеркнув, что вам в нем кажется важным, а можно попросту продемонстрировать обратную сторону той или иной медали. В любом случае не забывайте, что работа как со своей, так и с чужими точками зрения представляет собой во многом единый процесс, поэтому гораздо легче на начальном этапе тренироваться писать все это в качестве единого пассажа.

Если вы правильно подошли к данному вопросу, работа с творческой частью не покажется вам сложной, однако даже она таит в себе немало подводных камней. В следующий раз мы остановимся на работе с историографией, которая, как мы уже заметили, во многом пересекается со многими высказанными нами сегодня тезисами.