Советы по подготовке к ВсОШ по экологии от победителя заключительного этапа Елизаветы Плешко


В наше время люди наконец стали задумываться о своём влиянии на окружающую среду и уделять внимание экологическим проблемам, так как стало очевидно, что от этого напрямую зависит благополучие человечества. В связи с этим набирают популярность различные олимпиады по экологии для школьников. Они не только позволяют получить новые знания и практические навыки, но и облегчают поступление в ВУЗ. БОльше всего для поступления дает Всероссийская олимпиада школьников. Призёры и победители могут быть зачислены без вступительных испытаний в любой ВУЗ на направление, связанное с их предметом. Особенность олимпиады по экологии заключается в том, что по ней можно поступить на очень разные направления, связанные не только напрямую с экологией, но и со многими естественными и социально-гуманитарными науками, так как сейчас почти любая деятельность человека включает в себя экологические аспекты. При этом подготовиться к олимпиаде по экологии гораздо проще, чем к олимпиадам по другим предметам.

Для того, чтобы подготовиться к ВсОШ по экологии в первую очередь нужно прочитать хотя бы один учебник по общей, или биоэкологии. При этом нужно акцентировать внимание на понимании основных закономерностей и понятий, а не заучивании терминов, цифр и имён учёных. Учебников по экологии довольно много, но во всех пишут примерно одно и то же. Поэтому можно взять любой, какой нравится. Если останется время, стоит прочитать несколько разных учебников, а также послушать видеолекции, чтобы закрепить информацию и узнать мнение разных людей.

  • Общая экология, Чернова (https://vk.com/doc10627941_589778108) — классический школьный учебник. Написано довольно понятно, для олимпиады вполне достаточно.
  • Экология, Шилов (https://vk.com/doc-136818386_522446657) — учебник для ВУЗов. Чуть более сложный, для олимпиады может быть избыточно.
  • Biology, Campbell (https://vk.com/doc267567274_583871157) — очень хороший зарубежный учебник. Экологии там посвящён 8 раздел. В нём очень логично описаны все основные понятия без излишнего углубления в детали. Кроме того, последнее издание было выпущено в 2020 году, поэтому там приведена наиболее актуальная информация. Также там очень много красивых картинок и схем, интересных примеров и заданий, моделей научных исследований. Это может быть полезно для подготовки как к теоретическому, так и к практическому этапу олимпиады. Единственный недостаток учебника — он ещё не переведён на русский язык. Однако читать английский знать полезно, поэтому это может быть даже его достоинством.
  • Биология, Тейлор, Грин, Стаут (1 том — https://vk.com/doc663907298_612019131, 2 том — https://vk.com/doc663907298_612019155, 3 том — https://vk.com/doc663907298_612019194) — это более старый учебник, но зато он переведён на русский язык. Там тоже есть много интересных заданий. Экологии посвящена 10 глава (2 том). Также в 11 главе (3 том) описаны некоторые экологические методы. Это может быть полезно для практического тура.

Далее стоит более подробно изучить тему устойчивого развития, так как это сейчас наиболее важное направление экологии, и ему посвящено большое количество вопросов в олимпиаде.

  • Устойчивое развитие человечества, Марфенин (https://vk.com/doc173982279_522172677) — хороший учебник.
  • Устойчивое развитие — стратегия планеты Земля, онлайн-курс в Stepic (https://stepik.org/course/1818?search=727601484). Для олимпиады избыточен, запоминать названия документов, даты и т.п. не нужно, но послушать будет полезно. Кроме того, там много интересных теоретических и практических заданий.
  • Также нужно обязательно изучить главный сайт, по устойчивому развитию (https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/). Лучше всего сделать конспект по всем целям устойчивого развития и для каждой выделить экологическую составляющую (похожие задания часто бывают в олимпиаде).
  • Далее стоит уделить внимание национальному проекту “Экология” (http://ecopress.center/page3608470.html). Эта программа посвящена реализации целей устойчивого развития в России. Вопросы про это тоже часто встречаются.

Теперь очень важный момент. Главным составителем олимпиады и членом жюри является В.М. Захаров. Поэтому будет крайне полезно прочитать что-то из его работ.

Для дальнейшей подготовки будет полезно прорешать задания прошлых лет. Это позволит понять, на какие темы стоит обратить больше внимания. Для подготовки к региональному и заключительному этапу это особенно важно.

Лучше всего решать варианты регионального и заключительного этапов для 11 класса, потому что они включают все задания за 9 и 10 и ещё несколько дополнительных. Заключительный этап по сложности не сильно отличается от регионального, он скорее является его продолжением. Темы, которые были на регионе, обычно повторяются и на закле. Поэтому темы, с которыми на регионе возникли проблемы, стоит хорошо проработать перед заключительным этапом.

Сами вопросы имеют определенную специфику. Как правило, дается очень общий вопрос, на который нужно дать очень общий ответ. При чем этот ответ должен уместиться в четыре строчки. Иногда это бывает непросто, поэтому сначала стоит написать ответ на черновик, вычеркнуть из него все слова, которые не несут смысловую нагрузку, а нужны только для украшения речи, а потом уже написать в бланк. Кроме того, всегда стоит писать несколько идей, это увеличит вероятность попадания в критерий.

Стоит также обратить внимание на выполнение проекта для практического этапа. Тут стоит сказать, что для успешного выступления на олимпиаде совсем не обязательно делать проект, в котором используются сложные методики и дорогое оборудование. Максимальное количество баллов можно получить и за очень простой проект, выполненный в домашних, если правильно его преподнести.

На заключительном этапе сам проект повторно оцениваться не будет. Вместо этого нужно будет ответить на вопросы по своему проекту. Это такие вопросы, как “какова значимость вашего проекта?” или “какова актуальность вашего проекта?” и т.п. Можно посмотреть на сайте задания прошлых лет, а также ответы на них призёров и победителей олимпиады и проработать ответы для своего проекта, Но в целом, если вы сами делали и оформляли свой проект, эти задания не должны вызвать затруднения.

В прошлом году на заключительном этапе было ещё одно задание. Нужно было придумать проект на заданную тему и ответить по нему на такие же вопросы, как и для своего проекта. Проекты принимались абсолютно любые, главное было правильно понимать, что такое актуальность, значимость и т.п.

Всероссийская олимпиада школьников нацелена на проверку не столько того, насколько хорошо вы знаете экологию, сколько того, насколько у вас сформировано экологическое мировоззрение. Вам будет гораздо проще отвечать на вопросы про устойчивое развитие и сохранение природы, если вы будете согласны с важностью того, о чём пишете, а не просто заучите наизусть стандартные ответы. Необходимо понять и почувствовать, что изучать экологию нужно не только для того, чтобы выиграть олимпиаду и поступить в ВУЗ, но и для более высоких целей.

Поэтому для успешного написания олимпиады, помимо чтения книжек и прорешивания заданий, стоит задуматься о собственном влиянии на окружающую среду и начать экономить природные ресурсы. Речь идет не только о том, что нужно выключать свет, уходя из комнаты и закрывать кран во время чистки зубов. В первую очередь нужно уменьшить потребление любых вещей, особенно одноразовых. При изготовлении чего-либо расходуется не только природное сырье, но и электроэнергия, вода, происходит загрязнение окружающей среды. При этом многое из того, что было произведено, очень быстро отправляется на свалку.

Эти источники могут быть полезны для написания проекта, но будет хорошо, если вы прислушаетесь к описанным в них советах.

Также для формирования экологического мировоззрения, а значит успешного написания олимпиады по экологии, и вообще для успешной жизни, стоит чаще гулять на природе и любоваться её хрупкой красотой.

Мнение автора может не совпадать с мнением редактора или группы. Авторская орфография и пункция сохранены.