1. Прежде всего помните, что вполне реально научиться писать эссе на устойчиво высокий балл. Главное — лишь знать алгоритм и набить руку на практике.
Какую тему выбрать? Ту, которую больше любите и знаете. Очень хорошо будет, если вы предварительно заготовите и выучите историографию по какому-нибудь периоду (18/19/20 век, к примеру).
Насчет тем по XX веку — сейчас становится модой их брать, так что дерзайте! Жюри любит смельчаков (и жаждет увеличения их числа), которые не побоялись взять и грамотно расписать Застой/Оттепель/Перестройку (по секрету скажем, что даже 5 наименований по тем периодам может оказаться достаточно).
2. Сформулируйте проблему высказывания — постарайтесь наиболее ясно понять и выразить словами, что имел в виду автор. Не бойтесь не соглашаться с ним: ясно выскажите свою позицию, в чем вы с ним солидарны, а в чем расходитесь.
3. Всегда пишите 4 задачи, с помощью которых вы раскроете тему. 4 задачи — это 4 этапа размышления над проблемой, поставленной автором высказывания.
Совет: найдите в нем 4 микротемы, из которых состоит проблема.
Задачи — самая чётко оформленная часть работы. Должно быть ясно всё. Это полезно для грамотного написания!!!
4. 1. Никогда не пишите в качестве историографии, просто перечень авторов через запятую, касавшихся этой проблемы.
4.2. Хорошим тоном будет знание инициалов авторов, а не просто фамилии.
4.3. В идеале необходимо распределить историографию по всему эссе, но можно и в одном месте поместить развернутый очерк-обзор спектра мнений, если он очень ладно построен.
4.4. В качестве «историографии» в олимпиадном эссе можно использовать цитаты не только историков, но и писателей/публицистов/современников/древних источников и т.д.
4.5. Из наших внутренних источников жюри часто считают достаточным приведение 7 действительно различных позиций/высказываний по проблеме.
5. В конце разбора каждой задачи делайте микровыводы. Это поможет сориентироваться и вам, и проверяющим.
6. В заключении лучше всего будет сказать свой принципиальный вывод, финальное мнение с опорой на сделанные микровыводы.
7. Если чувствуете в себе силы — экспериментируйте в формате эссе, примените творческий подход (сейчас очень модно придумать эпиграф к сочинению), но не в ущерб раскрытию темы.