Русские сезоны Дягилева


Русские сезоны — самые известные в мире театральные гастроли, которые с успехом продолжались с 1908 по 1921 год. Бессменным руководителем антрепризы был Сергей Дягилев. Через искусство оперы и балета он рассказывал Европе и Америке об отечественной культуре с ее национальными традициями и последними авангардными настроениями. На лучших театральных сценах мира блистали примы Императорских театров, постановки оформляли известные российские и зарубежные художники, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы — классики и экспериментаторы. Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой.

1906 год. Выставка русских художников в Париже

Серов В.А. Портрет С.П.Дягилева. 1904.

Перед тем как организовать первые театральные гастроли, Сергей Дягилев устроил выставку русского искусства на Осеннем салоне в Париже. Он привез в столицу Франции иконы и работы мастеров XVIII–XIX веков. А особое внимание уделил художникам из группы «Мир искусства», в которой ранее состоял. На выставке представили полотна Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского, Валентина Серова. Именно они позже оформляли многие балеты для Русских сезонов.

1908 год. Федор Шаляпин: опера «Борис Годунов» и открытие Русских сезонов

Александр Головин. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Новодевичий монастырь. 1908
Александр Головин. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Новодевичий монастырь. 1908

В 1907 году импресарио организовал в Париже Русские исторические концерты. А спустя год состоялась громкая премьера, которая стала началом многолетней славы отечественного искусства за рубежом. Всемирную известность Русским сезонам принесли балеты, однако история гастролей началась с исторической оперы — «Бориса Годунова». Для чего было везти ее в столицу европейской культуры? Сергей Дягилев хотел показать зарубежной публике «подлинную Русь» и не пожалел для этого ни времени, ни сил.

Чтобы воссоздать дух эпохи, большое внимание уделили оформлению спектакля. Художник Иван Билибин поехал в Архангельскую область — покупать для костюмов русские сарафаны и вышитые ткани.

А сам Дягилев ходил по петербургским барахолкам: искал старинные традиционные предметы обихода и одежду. Александр Бенуа писал: «Особенно же Сергей пристрастился к расшитым золотом и блестками головным платкам, из которых надумал делать отложные воротники боярских кафтанов и шуб».

Главную роль — царя Бориса — исполнил Федор Шаляпин. После премьеры зрители долго не отпускали артистов со сцены. «Публика вела себя удивительно, так могут вести себя только экспансивные французы — кричали, обнимали нас, выражали свои благодарности артистам, хору, дирижеру, дирекции», — вспоминал Шаляпин.

1909 год. Анна Павлова: олицетворение русского балета

Анна Павлова
Анна Павлова

На вторые Русские сезоны Сергей Дягилев готовил для Парижа балет. Он получил на постановки большую государственную субсидию: артистам разрешили репетировать в театре Эрмитаж и использовать во время гастролей роскошные декорации из Мариинского театра. Однако вскоре антрепризу лишили поддержки. Одна из причин — ссора импресарио с балериной Матильдой Кшесинской, имевшей вес при дворе.

К счастью, Дягилева поддержала его парижская знакомая — мадам Серт, пианистка, покровительница художников и музыкантов.

Она помогла арендовать и обустроить французский театр Шатле. В Париж Сергей Дягилев привез пять балетов — «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатру» и «Сильфид». На знаменитой «голубой» афише Валентин Серов изобразил воздушную Анну Павлову — и балерина, и плакат стали символом Русских сезонов. Однако европейская публика была восхищена не только Павловой — Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский, Вера Фокина и Ида Рубинштейн покорили французских зрителей. Декорации работы Александра Бенуа, Николая Рериха и Льва Бакста легли в основу новой моды на все восточное. После «Клеопатры» платья стали стилизовать под египетские костюмы и даже в интерьерах появились детали из декораций к спектаклю.

Рассказывает ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, премьер Большого театра, народный артист РФ
Николай Цискаридзе:

«К моменту появления дягилевской труппы в Европе уже не существовало классического балета как жанра. Эта была прерогатива исключительно русского двора: не надо забывать, что и школа, и театр с его огромной труппой в конце XIX века содержались на деньги императорской семьи. А в Европе к тому времени уже произошли буржуазные революции и балет существовал как приложение к опере. В оперных театрах, и то не во всех, были небольшие балетные труппы. Их выступления шли как дивертисмент, как способ заполнить время. Зачастую даже свет в зале не приглушался.»

1910 год. Игорь Стравинский: первый балет с русскими мотивами

Александр Головин, Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Жар-птица». Душное Кащеево царство. 1910
Александр Головин, Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Жар-птица». Душное Кащеево царство. 1910

После Русских сезонов артисты быстро становились знаменитыми, и каждый год Дягилев открывал и продвигал новые таланты. Благодаря гастролям мир узнавал о самых талантливых отечественных балеринах и танцорах, художниках и хореографах. В 1910 году Дягилев ставил балет «Жар-птица». А музыку к нему написал молодой композитор Игорь Стравинский, которого после премьеры уже знала вся Европа. «Жар-птица» стала первым балетом с русскими национальными мотивами, а спектакль «Петрушка» на музыку Стравинского — хитом Сезона в 1911 году.

Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Петрушка». Комната Петрушки. 1911
Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Петрушка». Комната Петрушки. 1911

1914 год. Наталия Гончарова: авангардный «Золотой петушок»

Наталия Гончарова. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1914
Наталия Гончарова. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1914

Любовь к России и всему русскому, привитая Европе дягилевскими Сезонами, достигла своего апогея в 1914 году, после премьеры балета «Золотой петушок». Постановку в авангардной живописной манере с «огненным» колоритом оформила Наталия Гончарова. Сенсацией стало новаторское решение: балет совместили с элементами оперы. Эстетика этого спектакля открыла новый этап в истории дягилевских балетов: на смену модернизму пришел авангард. Вместе с уходящей эпохой труппу покинули и ее многие артисты, включая Анну Павлову: они подписали контракты с зарубежными театрами. На пороге следующего этапа Сергею Дягилеву предстояло собрать новую постоянную труппу.

1917 год. Пабло Пикассо: новый эпатажный стиль

Пабло Пикассо. Занавес к балету Эрика Сати «Парад». 1917
Пабло Пикассо. Занавес к балету Эрика Сати «Парад». 1917

Однако планы нарушила Первая мировая война. В 1915 году полноценных Сезонов не было, а в 1916-м Дягилев с труппой — частично обновленной — гастролировал по Америке. В Европу артисты вернулись с премьерой — балетом «Парад». Либретто написал Жан Кокто, музыку создал авангардист Эрик Сати, а хореографию — Леонид Мясин, молодой, но уже прославленный дягилевскими Сезонами балетмейстер.

В постановке как театральный художник дебютировал Пабло Пикассо, он создал декорации и костюмы. Однако публика, в то время еще весьма консервативная, не сразу приняла эпатажный стиль нового спектакля. В результате полное признание «Парад» получил только через два года в Лондоне — тогда одну из главных ролей исполнила легендарная Тамара Карсавина.

Пабло Пикассо работает над оформлением балета Эрика Сати «Парад». 1917
Пабло Пикассо работает над оформлением балета Эрика Сати «Парад». 1917
Пабло Пикассо. Костюмы управителей (американца и француза) из балета Эрика Сати «Парад». 1917
Пабло Пикассо. Костюмы управителей (американца и француза) из балета Эрика Сати «Парад». 1917

1921 год. Коко Шанель и воссоздание дягилевского балета

В 1921 году Русские сезоны настиг экономический кризис. Балет «Спящая красавица», привезенный Дягилевым в Лондон, был успешным, но не прибыльным. Доходы не перекрыли трат на декорации, аренду зала и переезды труппы. На помощь импресарио снова пришла его давняя знакомая — мадам Серт. Она была хорошо знакома с Коко Шанель и обратилась к ней за помощью, рассказав о тяжелом положении самой красивой в мире балетной антрепризы. Шанель вложила в восстановление Сезонов колоссальные средства, а через несколько лет даже участвовала в постановках, создавая костюмы.

1925 год. Джордж Баланчин: новая знаменитость Русских сезонов

Анри Матисс. Набросок для балета Игоря Стравинского «Песнь соловья». 1925
Анри Матисс. Набросок для балета Игоря Стравинского «Песнь соловья». 1925

Звучное имя хореограф Джордж Баланчин приобрел благодаря изобретательному Сергею Дягилеву. Импресарио посоветовал Георгию Баланчивадзе представляться на европейский манер. Бывший ученик Театрального училища при Мариинском театре, Джордж Баланчин обновил для Дягилева «Песню соловья» и поставил спектакль «Барабо», которые вдохнули новую жизнь в балетную антрепризу. Баланчин работал с Дягилевым до конца Русских сезонов, а потом переехал в США и основал Школу американского балета.

1929 год. Смерть Сергея Дягилева: конец Русских сезонов

Могила Сергея Дягилева. Венеция, Италия
Могила Сергея Дягилева. Венеция, Италия

В 1927 году у Сергея Дягилева появилось новое увлечение: он собирал книги и даже планировал организовать самое крупное в Европе книгохранилище. Параллельно с новым проектом до последних дней Дягилев трудился над постановками, договаривался с театрами и искал артистов. С ним по-прежнему работали ведущие хореографы, танцоры и художники Европы.

19 августа 1929 года после обострения давней болезни Дягилев скончался в Венеции. Похоронили великого импресарио на кладбище Сан-Микеле. Через много лет, в 1971 году, неподалеку от Дягилева похоронили Стравинского.

Похоронили великого импресарио на кладбище Сан-Микеле. Через много лет, в 1971 году, неподалеку от Дягилева похоронили Стравинского. На могилу композитора традиционно приносят записки на нотной бумаге, а Дягилеву — балетные пуанты. Со смертью импресарио Русские сезоны прекратились, но его антреприза навсегда осталась яркой страницей в истории мировой культуры.