Делимся с вами статьей Амира Гареева, преподавателя АПО по обществознанию. Статья посвящена исследованию социальных лифтов и сопоставлению данной концепции с реальными историческими примерами.
Сейчас сложно представить общество, которое не подвержено мобильности или видоизменениям. Структура социума в настоящее время не предполагает чётко законсервированный характер функционирования. В связи с этим появляется возможность перемещения индивида или социальной группы с одной социальной позиции на другую, возникает социальная мобильность, обусловленная относительно свободным построением структуры общества. Причём она может быть как горизонтальной — переход в рамках одного уровня, так и вертикальной — смена уровня социального положения при помощи социальных лифтов, которые можно представить в виде механизма или метода перемещения людей из одного социального слоя в другой.
Именно последний вид мобильности и привлекает наибольший интерес, поскольку он предполагает возможность роста карьеры человека. Смена уровня жизни за счет социальных лифтов может сопровождаться бурными историческими изменениями, влиянием на большие социальные группы и перестраиванием различных общественных структур. Поэтому в данной статье я хотел бы заострить внимание на роли социальных лифтов в профессиональной деятельности известных личностей.
За основу я считаю целесообразным взять такие социальные лифты, как армия (на протяжении практически всей нашей истории она всегда являлась опорой государства, и многие новобранцы имели возможность получать повышение по званию); церковь (с 988 года после принятия христианства на Руси началось активное развитие религиозной сферы общественной жизни и выделение духовенства в отдельное привилегированное сословие); образование (стало использоваться как социальный лифт лишь в начале XVIII века после внедрения Петром I системы профессионального образования, в настоящее же время эта функция с каждым днём всё более актуализируется). На мой взгляд, многие выдающиеся личности сумели «воспользоваться» данными социальными лифтами, которые продолжают действовать и в наши дни, а также являются основой для полноценного развития государственности и могут быть представлены в контексте преемственности их роли в развитии российского общества.
Наиболее полно и эффективно действие армии как социального лифта проявляется в сложные и революционные годы для государства, в частности в период войн. Представители военных структур, наделяемые властью, используют её в целях дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Зачастую это позволяет грабить, унижать врагов, получать высокие титулы, «купаться в роскоши» и быть в центре событий государственной значимости. Армия представляется в таком контексте социальным лифтом. Это позволяет людям из низших слоёв населения становиться генералами, получать статус диктаторов и властителей мира. Например, в олимпиадах по истории и обществознанию в блоке социологии нередко требуют привести примеры проявления социальных лифтов. В данном случае уместно будет назвать А.В. Суворова и Г.К. Жукова как наиболее видных деятелей военного искусства. Несмотря на то, что отец Александра Суворова был генерал-аншефом, это никак не помогло юноше ускорить его продвижение по социальной лестнице. В 1742 году он был зачислен мушкетером в гвардейский полк. И лишь в 1799 году после Швейцарского похода он был удостоен звания генералиссимуса русской армии. На прохождение всех этапов военной карьеры ему понадобилось 57 лет! К слову, для Маршала Советского Союза (1943) Г.К. Жукова этот срок составил 28 лет. В отличие от А.В. Суворова его родители не имели отношения к воинской элите. Георгий Жуков родился в крестьянской семье, а его служебная карьера началась с призвания на фронт. В целом, данные социальные лифты чаще всего рассматриваются с точки зрения 1) возможности изменить социальное положение в период консервативного устройства государства (Российская Империя — Суворов); 2) возможности приобрести власть и влияние на население (Жуков — Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами СССР).
Церковь считается одним из ведущих каналов общественной мобильности. Определяющее значение церковь имела в те периоды, когда важность ее роли в социуме достигала пика: это подтверждается историей христианства, а также средневековой теодицеей. Данный социальный лифт способствовал восхождению как рабов, так и крепостных. Также он становился средством для нисходящего движения: язычники, еретики и преступники. Существуют и уникальные случаи сначала восходящей, а затем нисходящей социальной мобильности. Ярким примером является жизнь патриарха Никона. Как и Жуков, Никон родился в семье крестьян, представлявших на тот момент низший социальный класс. Тем не менее упорство, которое является неотъемлемой составляющей «скорости и эффективности» социального лифта, помогло Никону стать священником московской церкви. Спустя 26 лет карьерного роста он был возведён в сан патриарха. Роль такого социального лифта, как церковь является весьма стандартной, однако уникальность его в том, что он способен в быстрые сроки извергнуть священнослужителя из церкви и опустить его на дно социальной стратификации (Никон). Причиной тому могут быть разногласия с царём, противоречивые действия, неактуальные реформы и др. Фактически за 40 лет Никон прошёл «церковный круговорот», опустившись до монаха. Другими словами, церковь способна вывести человека «из грязи», указав ему верный жизненный путь, а также сменять религиозную элиту, понижая при этом статус служителя церкви, а то и вовсе изгоняя его. Церковь не терпит оплошности и неповиновения канонам.
В ряде случаев социальный лифт приносит славу личности уже после её деятельности. Наиболее наглядно такая тенденция прослеживается в сфере образования. Увековечить память о себе возможно при помощи написания научных трудов или создания практикоориентированных концепций, которые послужат подспорьем для развития науки. В настоящее время процедура получения образования довольно снисходительна к социальному статусу личности. Она позволяет получить доступ к престижной работе, к руководящей должности. А успех на олимпиаде в школьные годы может дать шанс поступить в ведущие вузы страны. Недаром мы часто можем встретить задания, проверяющие знание правильной иерархии уровней образования. Оно представляется нам менее перспективным, в частности в имперский период, когда доступ к эффективному образованию имели лишь представители высших социальных слоёв. Поэтому социальный лифт работал «не с первого этажа, а скажем, с пятого или шестого». Однако наша страна достаточно богата исключениями. М.В. Ломоносов, чьим именем назван университет, олимпиада, научные организации, в начале жизненного пути вынужден был заниматься вместе с детьми. Он пробирался в образовательную элиту, не имея никакого представления об обучении из-за рождения в семье помора-охотника. Образование повысило его социальный капитал, дало возможность обучаться в Европе, стать одним из наиболее авторитетных учёных в истории. Его наследие в таких областях, как физическая химия, астрономия, металлургия может разве что сравниться с духовно-культурологическими заслугами Д.С. Лихачёва, одного из наиболее видных гуманитарных учёных XX века, удостоившегося звания Академика АН СССР. Образование позволило ему повысить авторитет, получить признание со стороны научного мира и общественности, сформировать объективную позицию в отношении действия властей.
Таким образом, роль социальных лифтов в жизни известных личностей заключается в увековечивании памяти о них. Это шанс самореализации, от которой в виде «дивидендов» можно получить как духовное, так и материальное вознаграждение. Историческая специфика данного вопроса позволяет выявить наиболее важные тенденции в карьере вышеупомянутых личностей: противостояние консервативному устройству и самоотверженность во имя благого дела; несгибаемость воли в эпоху кризисных периодов; новизна пути построения карьеры и способа использования социального лифта. Таким образом, социальная мобильность является шансом практически для любого человека добиться карьерного роста, успеха, признания, социальных связей и включения в состав элиты общества.
Список литературы
- Беляева Л.A. Образование в России и модернизация экономики (по результатам Европейского социального исследования) // Социс. 2011. № 12. С. 13–24.
- Лихачёв Д.С., Воспоминания // 1995, с. 346.
- Лихачёв Д.С. / Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. // М., Советская энциклопедия, 1969.
- Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории // СПб., Наука, 2007. 648 с.
- Погодин С.А. Ломоносов и химия XVIII века. // Вопросы естествознания и техники, 1962, выпуск 12.
- Погосский А.Ф. Александр Васильевич Суворов, генералиссимус русских войск. Его жизнь и победы.
- Севастьянова С.К., Зеленская Г.М. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2013. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—, т. 23)
- Сорокин П. Социальная мобильность / Питирим Сорокин; [пер. с англ. М. В. Соколовой] // М., Academia: LVS, 2005.
- Фролова Людмила, журнал «FB.ru», «Социальный лифт — это… Социальные лифты в современном обществе», 2015.