Решение задач по демографии


Автор: Олег Терещук, преподаватель кафедры географии АПО

Решение задач по демографии, изображение №1

В этой статье мы вспомним, что такое демография, поговорим об основных демографических показателях и рассмотрим типовые задачи из олимпиад прошлых лет и ЕГЭ. Часто эти довольно простые задания вызывают много трудностей у обучающихся. Но сегодня мы убедимся — формулы не такие уж и сложные, а решить задачи на расчёт основных демографических показателей проще простого!

Демография — это наука, изучающая закономерности воспроизводства населения, зависимость его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

При изучении социально-экономической географии в старших классах знакомству с демографией уделяется большое внимание. Дело в том, что демографические показатели в большой степени зависят от уровня развития регионов и стран. По одним только показателям рождаемости и смертности, продолжительности жизни, данным о естественном и миграционном приросте довольно точно можно судить о состоянии экономики страны.

Задачи на расчёт демографических показателей довольно часто встречаются в различных олимпиадах, но главное — они обязательно есть в ЕГЭ. Это задачи 33 и 34. Наша цель — повторить этот блок, вспомнить все формулы и понять, как они выводятся.

Основные демографические показатели можно разделить на две большие группы: абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели учитывают каждого человека. Давайте вспомним основные понятия:

Численность населения — количество людей, проживающих на определённой территории. Она постоянно изменяется вследствие рождения, смертей и миграций. Численность населения измеряется и оценивается по состоянию на определенный момент времени. Как правило, рассматриваются показатели на начало года (на 1 января).

Иногда возникает необходимость использовать показатель среднегодовой численности населения. Чтобы его найти, нужно просуммировать показатель численности населения на начало года с показателем численности населения на начало следующего года и полученный результат разделить на два.

Общее число родившихся и общее число умерших учитывают, сколько людей соответственно родилось и умерло за исследуемый период.

Естественный прирост населения определяется как разница между числом родившихся и умерших за период времени. Если число родившихся больше, чем число умерших, естественный прирост положительный. Если же людей умирает больше, чем рождается, то естественный прирост отрицательный.

Помимо естественного прироста, на численность населения оказывает влияние механический (или же миграционный) прирост населения. Прибывающие на территорию называются иммигрантами, а выезжающие — эмигрантами.

Но можем ли мы использовать абсолютные демографические показатели территорий для анализа? Ведь 100 человек для Китая с его населением в 1 344 000 000 чел. и для Тувалу, где проживают всего 9 994 чел., — две большие разницы. Чтобы иметь возможность сравнивать демографические показатели разных стран, используют относительные показатели: рождаемость и смертность, иммиграции и эмиграции, естественный и механический прирост приводятся к единому знаменателю, указываются в отношении к 1000 человек. Так мы получаем возможность сравнивать демографические показатели разных территорий независимо от того, сколько людей там проживает.

Относительные показатели в разговорной речи можно считать в «чел./1000 чел.», но научно и правильно они выражаются в промилле — ‰, от латинского «pro mille — на тысячу». Смысл тот же, но звучит гораздо серьёзнее!

Коэффициентом рождаемости называют отношение общего числа рождений на территории за год к численности населения, на 1000 чел. Аналогично и с коэффициентом смертности — это отношение общего числа умерших на территории за год к численности населения, на 1000 чел.

Коэффициент прибытия показывает, сколько человек прибыло на территорию на каждую 1000 человек населения в течение календарного года, а коэффициент выбытия — сколько человек, соответственно, выбыло.

Коэффициент естественного прироста определяется как разница между числом родившихся и числом умерших за год, деленная на численность населения, а коэффициент механического прироста — разница между числом въехавших и числом выехавших за год, деленная на численность населения.

Формулы для расчёта основных демографических показателях собраны в табличку:

Решение задач по демографии, изображение №3

Ну а теперь, когда мы освежили в памяти основные демографические показатели и формулы для их расчёта, попробуйте решить задачи из олимпиад и ЕГЭ. Подробное решение с комментариями будет дано в конце этой статьи.

Задача 1

Рассчитайте показатели общего коэффициента рождаемости, общего коэффициента смертности и общего коэффициента естественного прироста, используя данные таблицы. Все вычисления запишите. Результат округлите до сотых.

Решение задач по демографии, изображение №4
Решение задач по демографии, изображение №5

Задача 2

В стране А с населением 10 млн человек в течение года родилось 360 тыс. и умерло 120 тыс. человек. Выехало из страны 20 тыс., въехало 10 тыс. человек. Рассчитайте основные демографические показатели для этой страны и сделайте выводы об уровне и типе социально-экономического развития страны.

Задача 3

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Решение задач по демографии, изображение №6

Задача 4

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы из задачи 3, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Пермского края в 2011 году. Запишите решение задачи.

Решение задач по демографии, изображение №7

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

Задача 1

Это задание решается довольно просто, здесь необходимо лишь воспользоваться готовыми формулами:

Задача 2

Так же, как и предыдущая задача, решается подстановкой нужных чисел в формулы:

Решение задач по демографии, изображение №8

Задача 3

Задача решается при помощи формулы расчёта естественного прироста. В таблице уже приведена среднегодовая численность населения, более того, в тексте задания сказано использовать именно её. Не забываем округлить полученные значения до десятых долей:

-1670/2 632 312*1000=-0,6344232750525≈-0,6
Ответ: Естественный прирост населения в Пермском крае в 2011 г. составил -0,6‰/
В ответе обязательно нужно указать знак промилле — ‰!

Задача 4

Задача решается в два этапа. Сначала нам нужно найти общий прирост населения в Пермском крае за 2011 год:

2 631 073 — 2 633 550 = -2477

Теперь, зная общий прирост населения и (из таблицы) естественный прирост, вычислим миграционный прирост:

-2477-(-1670)=-807

Ответ: миграционный прирост населения в Пермском крае за 2011 год составил -807 человек.

Очень важно ответ записать именно так: прирост и со знаком «минус»! Не ведитесь на скобочки в условии задачи, которые предлагают вам написать убыль. Да, по логике вещей ответ «миграционная убыль населения в Пермском крае за 2011 год составила 807 человек» тоже правильный. Но на ЕГЭ логики нет! У эксперта в критериях указан только прирост. Автор этой статьи столкнулся с этим на собственном опыте: доказывать, что «прирост -807 человек» и «убыль 807 человек» — это одно и то же, приходилось с очень большим трудом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Казьмина О. Е., Пучков П. И. Основы этнодемографии. Учеб. пособие. — М.: Наука, 1994. — 253 с.

2. Протасов, Ю. М. Статистика: конспект лекций для студентов заочного отделения. — Москва : Издательство «Флинта», 2012. — 152 с.

3. Холина В. Н. География. Углубленный уровень. 10—11 кл. : книга для учителя— 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015. — 317 c.

4. Холина В. Н. География. Углублённый уровень. 10 кл.: учебник — М. : Дрофа, 2018. — 496 c.

5. Борисов В. А. Демография. Учебник для вузов. 4-е издание. М.: NOTA BENE , 2004. — 344 с.

6. http://geoschool.mosolymp.ru/mun_9
7. https://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-k-ege-po-geografii-razbor-zadaniya-33/