Подготовка к олимпиадам по географии: с чего начать и какие ресурсы можно использовать?


География представляет собой уникальную систему наук о Земле, объединенную не столько предметом изучения, сколько методом исследования. Географ — это специалист, владеющий навыками и инструментами анализа пространственных данных. Именно эта особенность объединяет выпускников географических факультетов — метеорологов, геоморфологов, биогеографов, гляциологов, специалистов по региональной экономике и других. Если взглянуть на их исследования, будет трудно поверить, что все они — географы, не правда ли?

Из этого исходят два главных вызова олимпиадной географии. Школьник должен быть готов к чрезвычайному тематическому разнообразию заданий, и в каждой области нужно хорошо понимать пространственно-временные закономерности. Не менее важно знать внушительный список физической и социально-экономической номенклатуры. Мы должны уметь описать и определить не только сущность, но местоположение объекта или явления — «географическую привязку». Как не запутаться во всем многообразии географических наук и максимально эффективно подготовиться к олимпиадам? Попробуем разобраться! 

Начнем с основ — школьные учебники и атласы. В учебниках представлена основная теория, используемая при составлении олимпиадных заданий. Для старших классов очень важно не забывать про материалы, предназначенные для 6–7 классов. В них отражены основные вехи истории географических открытий, Земли как планеты и космогенных факторов ее развития, дана достаточная практика по умению работать с топографическими планами и картами. Особенно важным является изучение атласов всех классов — тематические карты в них зачастую сопровождаются ценными теоретическими аспектами. Ученик, владеющий материалом из школьных атласов, уже с легкостью может стать призером муниципального этапа ВсОШ. Для более высоких результатов стоит освоить атласы и учебники углубленного уровня. Например, учебно-методический комплекс В. Н. Холиной «География. 10–11 классы. Профильный уровень» или пособие В. П. Максаковского «Географическая картина мира» в двух книгах. Вышеназванные материалы помогут справиться практически с любыми заданиями по социально-экономической географии.

Безусловно, для высочайших достижений школьной программы будет недостаточно. Олимпиадные задания заключительных этапов порой требуют знаний первого курса высших учебных заведений. В погоне за успехом многие олимпиадники прибегают к тернистому, но продуктивному пути — изучают классические университетские учебники (например, «Общая геоморфология» Г. И. Рычагова или «Метеорология и климатология» С. П. Хромова и М. А. Петросянц). С многочисленными учебниками можно ознакомиться по ссылке. При всех неоспоримых преимуществах такой подготовки нельзя не отметить, что освоить учебники по всем направлениям — это дело благородное, но очень времязатратное. К тому же многие главы будут избыточными в олимпиадном контексте, поэтому такой вариант подходит для подготовленных школьников, хорошо ориентирующихся в спектре возможных тематик заданий. Есть ли, в таком случае, другие варианты?

C:\Users\79128\Downloads\HkExPJkTPOE.jpg


Конечно! На просторах интернета есть множество ресурсов, которые помогут подтянуть теорию или помочь с изучением номенклатуры. Но давайте обо всем по порядку — разделим их на различные области географических знаний. И начнем с «альфы и омеги географии» — карты! 

1. Номенклатура и картографические материалы

Помимо школьных атласов, важным инструментом изучения номенклатуры являются интерактивные и игровые сервисы. Самый известный из них — «ГеоГессер». На нем можно найти квизы по физической или экономической географии, выучить города, флаги стран, горные сооружения по всему миру. Для России существует аналог — тесты Леонида Мотовских. Если базовые квизы наскучили, можно также обратить внимание на Maptomind или Worldle. Изучать номенклатуру в игровом формате куда веселее!

Углубленную номенклатуру (особенно физико-географическую) с помощью квизов не освоить на 100%. Для такой задачи лучшими источниками являются Физико-географический атлас мира 1964 года и Национальный атлас России. В них собраны детальные физические и тематические карты, которые помогут вывести познания в номенклатуре на высочайший уровень. Помимо прочего, могут быть полезны следующие картографические материалы: Геологические карты России (георастры и информационные ресурсы института Карпинского), почвенно-географическая база данных России, архивные топографические и исторические карты постсоветского пространства («ЭтоМесто» и RetroMap). Немаловажно ознакомиться и с картами великих географических открытий первооткрывателей! Маршруты путешественников и подробное описание их приключений можно найти в книге «Очерки по истории географических открытий», а наиболее великие открытия изложены в работе А. Г. Шемарина «77 самых знаменитых путешествий и экспедиций».

Карты — незаменимый инструмент, но все чаще в заданиях требуется умение анализировать космические снимки. При желании на любую территорию их можно скачать со специализированных ресурсов, однако для большинства задач оптимален сервис GoogleEarth

2. Физическая география

Литература и картографические материалы по физической географии и землеведению наиболее полно отражены на сайте кафедры физической географии и ландшафтоведения МГУ. С базовой теорией (впрочем, не только по физической географии) можно ознакомиться на сайте «География России».  Чтобы не запутаться в многочисленных терминах, полезно изучить «Геоморфологический словарь-справочник» или «Словарь терминов по физической географии»

Геологические и геоморфологические процессы и явления в малой степени отражены в школьной программе и могут быть сложны для восприятия. В особенности те, что формируются миллионы лет или протекают со скоростью в миллиметры в год. Для понимания их физической сущности в дополнение к учебникам или электронным энциклопедиям очень полезно изучить их визуализацию по различным видеоматериалам на ютуб-каналах (Atlas Pro, BBC Earth Science) или по многочисленным тематическим сайтам (например, по эволюции материков или динамике оледенений и уровня моря. В веб-среде также реализована визуализация глобальных экологических проблем, таких как обезлесение, или же их специфика в отдельных странах мира.

Регулярно в олимпиадной географии требуется анализировать климатические характеристики и их динамику. Выучить типы и подтипы климата помогут сайты с климадиаграммами (Climate Data и Klimadiagramme), а общие закономерности распределения метеорологических показателей и изменения климата приведены на портале университета Мэна. Ну а следить за прогнозом погоды в любой точке мира удобно с помощью Windy.

3. Социально-экономическая география

В случае, когда теоретические основы из учебников и инфографика из атласов освоены, следующий этап подготовки в социально-экономическом направлении — это изучение различной статистики. Для России основным источником статистических данных является Росстат, а также доклады, отчеты и базы данных отраслевых министерств — Минпромторга, Минприроды и других. Сайты ведомств (Роспотребнадзора, Росприроднадзора и пр.), сайты субъектов РФ также могут содержать полезные для олимпиадника материалы. По промышленности мира наиболее полным и легким в освоении источником является справочник А. В. Хохлова. Если и его оказалось мало, существуют базы данных ООН, Всемирного банка, Международного валютного фонда или ОЭСР. Также крайне рекомендованы к ознакомлению ресурсы, содержащие информацию о половозрастных пирамидах с 1950 года, о лидерах по добыче полезных ископаемых, о структуре экспорта стран мира и о прогнозных оценках развития экономики (Trading Economics, The Atlas of Economic Complexity), данные о международном туризме. Для большинства тем и этапов олимпиад достаточно справочника А. В. Хохлова, атласов и учебника В. Н. Холиной. 

4. Послесловие

Как бы хороша ни была теоретическая подготовка, ее нужно закреплять на практике. И для этой задачи нет ничего лучше, чем решение заданий прошлых лет! На специализированных сайтах можно найти огромный банк заданий ВсОШ (первый и второй порталы) или перечневых олимпиад (например, МОШ, «Высшая проба»). Только регулярные тренировки решения аналитических, практических и тестовых заданий могут вселить уверенность в собственных силах и подготовить к встрече с, казалось бы, совсем незнакомой темой. Выучить все невозможно, поэтому улучшать логическое мышление и способность донести свою мысль до проверяющих — это навыки, необходимые для победителя!

На этом краткий обзор источников подходит к концу. География — пугающе разнообразная олимпиадная дисциплина, и совсем необязательно проходить этот путь в одиночку! В группе кафедры географии Ассоциации победителей олимпиад вы можете найти уникальные материалы (статьи, подкасты, видео и многое другое) от студентов и сотрудников ведущих вузов страны (МГУ, ВШЭ, МГИМО), обратиться с вопросом в комментариях. Кроме того, на этой же страничке регулярно публикуется информация об олимпиадных мероприятиях, викторинах и конкурсах. Участие в них может обеспечить скидку или бесплатное обучение в дистанционной Школе АПО по географии. В ней вы найдете семинарские занятия с решением наиболее сложных задач, доступ к десяткам записанных лекций и индивидуальному треку с куратором школы. Ждем вас на просторах олимпиадной географии с АПО!

Дата публикации: 21 августа 2024