Проблемы определения понятия государства


Что есть государство и почему определения этого понятия такие разные? Разбираемся с данными вопросами через признаки государства.

С древнейших времен, со времени появления самого государства как социального института, люди стали задумываться, что же есть такое государство. И каждая эпоха, исходя из уровня достигнутых в эту эпоху знаний, пыталась пыталась ответить на этот вопрос. На сегодняшний день существует более 300 определений, раскрывающих с разных сторон термин «государство».

Цицерон: «Государство — это правовой порядок в обществе».

Марксисты: «Государство — это орудие для подавления одного класса другим».

Либералы: «Государство — это ночной сторож общества».

В юридической литературе нет единства мнений о том, какие признаки следует выделять в качестве характеристик государства. Признаками должны выступать те качества, свойства, которые характеризуют составные элементы государства, а также те взаимосвязи, которые между этими элементами существуют.

1) Государство характеризуется публичной властью. Это означает, что государственная власть — это такая система управления делами общества, которая структурно и организационно с обществом не совпадает. Эта власть на определенном этапе из общества выделилась, но функционирует и действует в интересах этого общества. Организационно политическая публичная власть представляет собой круг людей, особым образом организованных, которые занимаются исключительно управлением делами общества и ничем более. Структурно же публичная власть представлена в форме механизма (аппарата) государства. Две подсистемы публичной власти: аппарат управления (система органов государственной власти) и аппарат принуждения (структуры, которые сами власть не осуществляют, но способствуют и обеспечивают её осуществление).

2) Наличие системы налогов. За счет этого существует и функционирует публичная власть. Налог — это обязательный, систематический, фиксированный и безвозмездный платеж в государственный бюджет. Налоги нужны для развития сфер жизни общества, которые сами по себе существовать не могут (сферы социального обеспечения, образование, наука, культура, здравоохранение).

3) Суверенитет. Предполагает совокупность трех составляющих. Это самостоятельность, верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и в международных отношениях. Можно выделить две формы государственного суверенитета: внутренний и внешний. Внутренний суверенитет предполагает самостоятельность и верховенство государственной власти внутри страны. Никакие другие социальные структуры (ни партии, ни общественные объединения) не могут вмешиваться в дела государства, не могут брать на себя без соответствующего допуска выполнение функций государства, не могут подменять государство при осуществлении своих функций. Внешний суверенитет предполагает самостоятельность и независимость государственной власти в международных отношениях. Никакие другие государства не могут указывать этому государству, как оно должно осуществлять власть на своей собственной территории. В литературе последних лет достаточно активно обсуждается вопрос о том, что государственный суверенитет в современном мире является ограниченным или частичным. В частности, говоря о федеративном государстве, полагают, что его суверенитет производен от суверенитета его субъектов. Говоря о внешнем суверенитете, ведут речь о том, что внешний суверенитет может быть ограничен добровольно или принудительно. Говоря о добровольном ограничении внешнего суверенитета, говорят о том, что ни одно государство не может существовать изолировано — государства вступают в обязательства международно-правовые и тем самым ограничивают свой суверенитет.

4) Деление населения по территориальному принципу. Определенная территория при переходе государства к организованному обществу закрепляется за определенным населением, а это население закрепляется за этой территорией. Между членами общества и государством устанавливается особого рода социальная взаимосвязь. Эта связь носит устойчивый, политико-правовой характер. Выражается она в наличии у индивида и государства взаимных прав, свобод и ответственности, то есть гражданства (подданства). Предполагается установление четких межгосударственных границ, точное определение состава территории государства, а также внутригосударственное, внутритерриториальное деление населения по административно-территориальном и национально-территориальным единицам.

5) Связь государства с правом. Современное государство не может существовать вне права и без права. В позитивном праве находит своё выражение властная воля государства. Именно нормативно-правовые акты как источники позитивного права, являются единственным каналом, через который государство может выражать свою волю, донести её до населения и потребовать исполнения этой воли. Никаких других каналов для выражения своей воли у государства не существует.

В литературе говорят и о других признаках: символика, язык, монополия на правотворчество, государственное принуждение и т.д. Ставить эти признаки в один ряд с классическими не совсем правильно, потому что перечисленные признаки характеризуют государство, но они либо производны от классических (монополия на принуждение производна от публичного характера власти и неразрывной связи государства с правом), либо они носят дополнительный характер (символика) и ничего для понимания государства не дают. Символика — это не сущностный признак государства, а его внешний признак. Она помогает только идентифицировать государство.