Понятие и виды монополий. Государственные и естественные монополии


МОНОПОЛИЯ — это экономическая категория; с греч. яз. — «продаю один», т.е. характеризует определенную структуру рынка с преобладанием на нем единого продавца или покупателя.

Между монополией и конкуренции существуют иные категории: дуополия и так далее.

В российском законодательстве определения монополии нет, необходимости такового тоже нет. Для целей правового регулирования мы используем категорию «доминирующего положения» (неважно, один или нет доминирующий субъект).

Для целей правового регулирования мы используем различные критерии:

1) роль государства на их установление:

— монополии, создаваемые при непосредственном участии государства (государственные и естественные монополии);

— рыночные монополии (монополии, образуемые без непосредственного воздействия государства, самими хоз. субъектами);

— монополии — обладатели исключительных прав.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

Подход к государственным монополиям: определения гос. монополии как не было, так и нет. Нет единого нормативного регулирования (ни закона, ни раздела).

Цели создания: всегда публичные (защита интересов государства, потребителей, безопасности страны). Вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства. Устанавливаются на осуществление предпринимательской и иных видов экономической деятельности, не на управление!

У нас, например, есть:

— Закон «О военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами» — монополия на военно-техническое сотрудничество, экспорт, импорт;

— ФЗ «О наркотических и психотропных веществах»;

— Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» — ст.10 (устанавливать пробу, экспорт необработанных алмазов);

— ФЗ «О ЦБ РФ» — на эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения, но это уже управленческая деятельность, но есть деятельность по изготовлению бумажных денег и монет (субъект — московский монетный двор и так далее).

Субъекты: не органы гос. власти, а хоз. субъекты, преимущественно образованные в форме унитарных предприятий, гос. корпораций. Государство предоставляет право на осуществление определенного вида хоз. деятельности и не предоставляет этого права другим субъектам.

2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

Урегулированы законодательством, есть специальный закон, где есть определение: естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических условий производства этих товаров и услуг . Есть три причины введения режима:

1) существенное понижение издержек производства на единицу при увеличении производства;

2) товары и услуги являются невзаимозаменяемыми;

3) спрос в меньшей степени зависит от изменения цены.

В определенных сферах один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея меньшие издержки. Указаны сферы естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов, транспортировка газа по газопроводам (Газпром), железнодорожные перевозки (РЖД).

Сферы естественных монополий:

1) Транспортировка нефти. Сама добыча нефти не относится к естественной монополии.

2) Транспортировка газа.

3) Железнодорожные перевозки. Предлагается вывести сами подвижные составы, как в авиаперевозках: цены, тарифы устанавливаются государством, а сами авиаперевозчики находятся в состоянии конкуренции, что позволяет улучшить качество и снизить цены.

4) услуги по передаче тепловой энергии — Мосгортепло.

5) Услуги по использованию внутренних водных путей.

6) Захоронение радиоактивных отходов.

7) Водоснабжение и водоотведение.

Всего 12 сфер естественных монополий.

Общее регулирование осуществляется ФАС.

Вводится режим недискриминационного доступа. Например, в сфере присоединения к электрической мощности. Устанавливают обязанности субъектов естественных монополий по недискриминационной политике.

3. МОНОПОЛИИ ОБЛДАТЕЛЕЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг): права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п.1 ст.138 ГК РФ).

Монопольное положение субъекта возникает исходя из факта юридического признания за ним статуса обладателя исключительных прав (например, у субъекта имеется патент).

Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого, а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии.

Олигополия — рыночная структура, при которой небольшое количество субъектов предпринимательства контролирует значительную часть рынка, и нет возможности для новых рынков (Приказ МАК 03.06.19 №67).

1) жесткая — при господстве на рынке в целом 2–3 фирм;

2) расплывчатая — при господстве на рынке в целом более 3 фирм (не более 5 фирм, дальше рынок монополистической конкуренции).