Политика контроля рождаемости в Китае: истоки, реализация, социальные последствия)


Делимся с вами статьей о политике ограничения рождаемости в Китае от нашего автора Камили Салахутдиновой, студентки факультета Востоковедения НИУ ВШЭ. Камиля рассмотрела историю политики ограничения рождаемости, ее причины и последствия. Данная информация может пригодиться вам при написании олимпиад и научных работ по обществознанию и социологии.

Практически каждый, даже не особо знакомый с социально-экономической ситуацией в современном Китае, так или иначе, слышал о существовании политики контроля рождаемости в стране (计划生育). Зачастую, однако, в обсуждении широкой общественностью политики контроля рождаемости факты смешиваются с оценочными суждениями, имеющими лишь косвенное отношение к ее целям и принципам проведения. Давайте попробуем вместе разобраться, какие цели преследует политика контроля рождаемости в КНР, как она осуществляется и какие имеет социальные последствия.

В первую очередь стоит отметить, что политика контроля рождаемости имеет исключительную важность для социально-экономического развития страны. С 1982 г. политика контроля рождаемости была включена в Конституцию КНР как одна из «основных государственных политик» (基本国策). Статья 25 Конституции называет целью государственного контроля рождаемости приведение в соответствие «рост населения с планами экономического и социального развития».

В 1949 г. в Китае победой Коммунистической партии завершилась Гражданская война, идущая с перерывами с 1927 г. Было провозглашено создание нового государства — Китайской Народной Республики. В первые годы после окончания войны правительство проводило политику поощрения деторождения, а рождение в семье 4–5 детей считалось нормой. Этому способствовал и тот факт, что Китай продолжал оставаться традиционной аграрной страной, в которой рождение мальчика, с практической точки зрения, считалось предпочтительнее, чем рождение девочки. Поэтому многие домохозяйства продолжали рожать детей до тех пор, пока не родят мальчика. На китайском языке это традиционная концепция называется чжун нань цин нюй (重男轻女), дословно — «ценить мужчин и пренебрегать женщинами». Период с 1949 по 1958 гг. стал первой волной демографического взрыва в стране: к 1958 г. население страны достигло почти 700 млн человек.

С 1958 по 1961 гг. в Китае проводилась политическая кампания, направленная на укрепление индустриальной базы путем коллективизации сельского хозяйства и последующей перекачки ресурсов из аграрного сектора страны. «Большой скачок» — такое название получила в истории данная кампания — обернулся одной из крупнейших социальных катастроф в XX в., в ходе которой, по разным подсчетам, погибло от 20 до 40 млн человек. В эти годы прирост населения, соответственно, также был очень низким. Сразу же после окончания Большого скачка в Китае начался второй бэби-бум — крупнейший в истории страны. Около 1/5 современного населения КНР было рождено в период с 1961 по 1970-е гг. Бурный рост населения в 1960-е гг. впервые стал предметом для беспокойства в 1971 г. В этот год в официальных документах — а именно в плане экономического развития — впервые появляется упоминание контроля рождаемости.

Поворотным моментом в социально-экономическом развитии КНР является начало политики реформ и открытости в 1978 г. (改革开放), направленной на создание социалистической рыночной экономики. Реформы, продолжающиеся по сей день, сделали из отсталой аграрной страны мировую державу и вывели из нищеты более 800 млн человек. Начиная с этого времени уровень жизни и образовательный уровень населения страны непрерывно повышались.

Спустя два года после начала реформ, в 1980 г., была введена политика «Одна семья — один ребенок» (一孩政策). Причиной ее введения была невозможность обеспечения рабочими местами всего населения страны — экономика все еще была слабой и не могла справиться с непрерывно возрастающим населением, численность которого уже приближалась к 1 млрд человек.

В начальный период политика планирования семьи проводилась ожесточенно, особенно в сельской местности, где скрыть факт беременности от односельчан и деревенского старосты не представлялось возможным. В 1980-е гг. методы, используемые деревенскими властями, были очень жесткими — вплоть до поджигания дома семьи, в которой девушка забеременела вторым ребенком, и принудительных абортов. Помимо подобных, применялись и превентивные меры — принудительная стерилизация женщин, уже родивших по одному ребенку. Стоит отметить, что по отношению к национальным меньшинствам (少数民族) политика «один ребенок — одна семья» проводилась не так тщательно, как по отношению к титульной нации хань.

Интересно, что несмотря на активное проведение политики контроля рождаемости в 1980-е гг., в это время в КНР начался третий «бэби-бум», названный также «эхо бэби-бумом», — это были дети поколения 1960-х гг., которые к этому моменту достигли 20–25 летнего возраста. После третьего демографического взрыва населения Китая превысило 1 млрд человек.

Начиная с 1990-х гг. в Китае, вслед за бурным развитием экономики, началась масштабная волна трудовой миграции из деревни в города. Из-за массовых передвижений населения правительственный контроль стал намного слабее, и теперь за вторую беременность стали взимать налог, обычно составляющий годовой доход домохозяйства. Несмотря на то, что налог предполагался единоразовым, разные административные уровни зачастую могли по своему усмотрению сбирать налог повторно — так, налог, уплаченный уездным властям, не гарантировал освобождения от аналогичного налога в пользу властей провинции.

Уезжая на заработки, супруги по ряду причин оставляли детей в деревнях, и могли не видеть их годами (данная актуальная социальная проблема называется в Китае проблемой «оставленных детей» 留守儿童). На новом же месте жительства, где власть деревенского старосты уже не могла их достичь, они заводили новых детей. Из-за того, что фактически рождение второго ребенка все еще было запрещено, чтобы избежать налога, детей зачастую не регистрировали в прописке, а потому они не могли получать образование и в целом выпадали из социальной жизни. Такие незарегистрированные домохозяйства носят название хэй ху (黑户), буквально — «черный двор».

В то же время с повышением образовательного уровня населения и уровня жизни соответственно стал падать и уровень рождаемости. В 2016 г. политика одного ребенка была отменена. Теперь каждая семья вне зависимости от национальной принадлежности может заводить по два ребенка. Несмотря на это рождаемость продолжает падать. В 2019 г. в Китае родилось менее 15 млн детей — самый низкий показатель за всю историю страны.

Сокращение рождаемости населения в современном Китае является проблемой из-за увеличения темпов старения населения. Поколение бэби-бумеров 1960-х гг. в скором времени покинет категорию активного населения, что приведет к значительному сокращению количества работоспособных граждан КНР. При сохранении современных темпов старения населения к 2030 г. 1/5 населения будут составлять пенсионеры. Помимо этого, политика одного ребенка наряду с предпочтением в пользу рождения мальчиков привела к значительному гендерному дисбалансу — мужчин в стране больше, чем женщин, на 30 млн человек.

В то же время политика контроля рождаемости привела и к положительным результатам: ей, как и сказано в Конституции, удалось соотнести прирост населения с экономическими нуждами страны, а также значительно «повысить качество населения» (提高人口素质) — вложение ресурсов домохозяйств в одного ребенка вместо нескольких значительно улучшает образовательный уровень последних.

Приведет ли отмена политики «одна семья — один ребенок» к ожидаемым результатам, станет понятно лишь по прошествии длительного времени. Тем не менее, некоторые выводы можно будет сделать и после публикации в апреле этого года результатов седьмой Всекитайской переписи населения.

Список литературы:

  1. Статья 计划生育 на 百度, доступ по ссылке: https://baike.baidu.com/item/%E8%AE%A1%E5%88%92%E7%94%9F%E8%82%B2/608369?fr=aladdin
  2. Интервью с китайскими знакомыми автора, заставшими реализацию политики «одна семья — один ребенок».