Органический конструктивизм Владимира Татлина. Часть 2


«Органический конструктивизм» Владимира Татлина. Часть 2, изображение №1

Читайте продолжение нашей статьи о творчестве Владимира Татлина!

В первой части нашей статьи мы старались разобраться со специфическим и даже немного противоречивым термином «органический конструктивизм», который был предложен для описания творческой концепции В. Е. Татлина. Сейчас стоит обратиться к конкретным проектам мастера и проанализировать, чего же в них больше: органического или конструктивного?

Начнем с грандиозного проекта «Памятника III Интернационалу».

Башня, двумя спиралями наклонно вознесенная в небо, должна была достигать 400 метров. Необходимо подчеркнуть, что для Татлина форма кривой имела принципиальное значение, мы увидим это и в более поздних работах. Причем кривая обладает динамическим потенциалом за счет своей неправильности, иногда произвольности. Позднее в статье «Искусство в технику!» Татлин напишет о необходимости внедрения в проектирование форм сложной кривизны. Спираль Татлина принципиально отходит от построения по строгим правилам «золотого сечения». Классическая математика вообще была не в чести у мастеров русского авангарда. Особенно интересно вспомнить здесь увлечение многими художниками теорией Лобачевского. Аксиома Лобачевского, утверждающая, что через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести бесконечно много прямых, параллельных данной, неверна для обычной плоскости, но верна для поверхности постоянной отрицательной кривизны. Интерес к нелинейному пространству захватил многие умы художников, использовавших возможности кривой. Близкий Татлину поэт Хлебников написал в своей поэме: «Пусть Лобачевского кривые украсят города».

Владимир Татлин.

Неправильная спираль Татлина позволяет задуматься о распространенности этой формы в природе, начиная с мельчайших элементов (ДНК) и заканчивая огромными (галактики). Конечно, это не означает прямой апелляции ни к ДНК, ни, пожалуй, к галактике (хотя это более вероятно), уместно говорить лишь о чутком внимании к биоритмам как таковым, как к первичным способам самоорганизации формы.

Интерес к природному ритму выразился в том, что Татлин продумал систему вращения внутренних объемов Башни: куб должен был вращаться со скоростью один оборот в год, пирамида – один в месяц, цилиндр – один в день. Попыткой скоординировать памятник с жизнью мироздания также стал наклон спирали, соответствующий земной оси.

Динамичность и внутренняя энергия формы позволили исследователям увидеть в памятнике предтечу бионической и динамической архитектуры. Кривая Татлина динамична в силу своей упругости, того внутреннего потенциала, который органически заложен в форме.

Дальнейшие поиски органического Татлин продолжил в 20-е годах в своих проектах на базе отдела материальной культуры ГИНХУКа, а с 1927 года — ВХУТЕИНа. В 1923 году он выдвигает лозунг «Ни к старому, ни к новому, а к нужному!». Эта позиция отличает его от программных установок конструктивистов на кардинальную перестройку жизни и человека за счет перестройки быта. Татлин же идет от потребностей конкретного индивида.

«Нормаль-одежда».
«Нормаль-одежда».

В 1924 году он занят поиском форм «повседневной нормаль-одежды». Появляется проект мужского пальто, немного расширенный в плечах силуэт сужается книзу, что не позволяет теплу «выдуваться снизу». Принципиально важным для Татлина является органический силуэт, выразительность одежды строится на понимании пропорций человеческой фигуры, на подобии ей. Это отличает проекты Татлина от одежды других авторов, где основой выразительности выступает геометрический силуэт, которому подчиняется человеческая фигура (например, проекты В. Степановой).

Еще одной важной отраслью проектирования была посуда. Существенно, что Татлин обращается к предметам частного быта, в чем опять проявляется его ориентация на потребности человека. Под его руководством А. Сотников спроектировал набор детских поильников. Обтекаемая форма неправильного овала напоминает архетипическую тему женской груди. С одной стороны, форма вечна с точки зрения образности, с другой — функциональна. Отказываясь от ручки, Татлин вкладывает форму в нашу руку с ее индивидуальным рельефом.

Проект посуды Татлина.
Проект посуды Татлина.

На тех же началах проектируется чайник без ручек, но с рифлеными стенками. Образное начало татлиновских вещей органически следует из формы, естественных импульсов ее развития.

Пожалуй, наиболее смелым, нашумевшим и, по сути, последним проектом Татлина стал «Летатлин», продемонстрированный на персональной выставке 1932 г. Однако замысел орнитоптера родился гораздо раньше: еще в 1924 году Н. Н. Пунин описал в дневнике встречу с Татлиным так: «Между прочим, он говорил об аэроплане, над постройкой которого он, видимо, работает. Резко порицал строение и внешность существующих аппаратов, указывал на сложность их и на то, что эволюция их конструкции чрезвычайно запутана и не органична. <…> «Я, — говорит Татлин, — все равно не поверю их гроссбухам, а полечу сам по себе, как дышу, как плаваю»».

Летатлин. Чертеж и проект. 1932.
Летатлин. Чертеж и проект. 1932.

Аппарат должен был поднимать человека в воздух за счет мускульной силы, упругих колебательных движений крыльев: опять образуется единый ритм, объединяющий человека и устройство. В поисках этой органической силы, механики летающего тела, Татлин тщательно изучал анатомию птиц. Важно и то, что в период массового интереса к гражданской авиации Татлин обращается к авиации малой, «интимной» (по выражению А. Стригалева). Это абсолютно романтичный и при этом очень серьезный технический замысел.

Таким образом, вкратце обратившись к работам важным для понимания метода мастера, мы можем сделать некоторые выводы. «Органическая» концепция Татлина действительно идет в разрез со многими исканиями 20-х годов, Татлин далек от прямого техницизма и функционализма. В отличие от конструктивистов он не отвергает эстетическую и образную сторону объектов. Самоценность органической формы, развивающейся по своим внутренним законам, — одна из основ метода мастера. Это тесно взаимосвязано и с особым вниманием к свойствам материалов, их комбинациям. Обращаясь к природной органической форме, Татлин не копирует напрямую сложившиеся комбинации форм, но интересуется внутренней механикой, сложным ритмом, пронизывающим живой мир. Внимание к органике, жизненной силе связано и с ориентацией Татлина на человека с комплексом его физических, психоэмоциональных потребностей. Конструктивисты через быт создают нового человека, Татлин же исходит от человека и проектирует нужные ему вещи. В подходе Татлина можно усмотреть и предугадать многие искания XX столетия в области дизайна, эргономики, динамической архитектуры и био-тека.

Список литературы

  1. Владимир Татлин. Ретроспектива: [Каталог выставки] / Под общей редакцией А. Стригалёва и Ю. Хартена. Köln: DuMont, 1993.
  2. Жадова Л. А. К выставке Татлина — одного из основоположников советской школы дизайна // Техническая эстетика. М.: Труды ВНИИТЭ, 1977.
  3. Н. Пунин о Татлине / Под общ. ред. В. Ракитина и А. Сарабьянова. М.: RA, 2001.
  4. Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. М.: Прогресс-Традиция, 2012.
  5. Сидорина Е. В. Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика. М.: ВИНИТИ, 1995.

Автор: Сычёва Юлия