ООПТ в России. Законодательство


На сегодняшний день отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее «ФЗ-33»). На момент написания статьи к закону принято около 30 Федеральных законов с изменениями и дополнениями, ключевые из которых будут упомянуты ниже. Последняя правка от 26 июля 2019 года.

Преамбулой к ФЗ-33 определен основной объект правового регулирования:

«Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

В случае если вы пишите исследовательскую работу, мы рекомендуем использовать именно это определение. Для участия в олимпиаде выучить такое определение может быть затруднительно, но можно запомнить основные компоненты:

ООПТ = территория/акватория + природные комплексы + особое значение — хозяйственная деятельность

Запомнив эти 4 компонента, вы всегда сможете расшифровать «формулу» в такое краткое, но все еще достаточно полное определение:

ООПТ — это часть территории или акваториии, на которой располагаются природные комплексы, которые имеют особое (природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное) значение и на которых частично или полностью запрещена хозяйственная деятельность.

Кстати, еще один лайфхак. Предположим, на олимпиаде у вас спрашивают, какую роль играют ООПТ, какие функции выполняют ООПТ, какие задачи стоят перед ООПТ, с какой целью создается ООПТ и т. п. Ответ на эти и подобные им вопросы уже содержится в формулировке определения.

ООПТ выполняют следующие задачи:

— Природоохранные

— Научные

— Культурные

— Эстетические

— Рекреационные

— Оздоровительные

То есть достаточно просто перечислить прямо из ФЗ-33, какое значение имеют природные комплексы, на которых создается ООПТ. Всего их 6!

Вернемся к нашему Закону. Указание преамбулы на то, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния, подчеркивает, что особо охраняемые территории представляют собой основной «запас» экологически ценных природных объектов в стране и принадлежат всей нации. Обеспечение охраны таких территорий  важнейшая обязанность государства, в границах которого они располагаются.

С точки зрения правового статуса ООПТ являются некоммерческими учреждениями, которые финансируются за счет федерального, регионального или местного бюджетов, внебюджетных государственных и общественных экологических фондов, в том числе совместно, пользуются налоговыми льготами. ООПТ могут иметь самостоятельный баланс, счета, печать, собственную символику (флаги, вымпелы и др.).

ООПТ могут быть федерального, регионального и местного значения. От их «уровня» зависит, кто за них несет ответственность, насколько они важны и за чей счет они существуют. Некоторые категории ООПТ настолько важны, что они могут иметь только федеральное значение, некоторые категории могут быть только регионального значения, а на местах могут придумывать вообще свои категории, которых нет в Федеральном законе. Об этом мы поговорим в другом выпуске.

В первом разделе ФЗ-33 рассматриваются общие положения организации ООПТ, согласно которым, с учетом особенностей режима, различаются следующие категории ООПТ:

· Государственные природные заповедники, в том числе биосферные (только федерального значения);

· Национальные парки (только федерального значения);

· Природные парки (только регионального значения);

· Государственные природные заказники (федерального / регионального значения);

· Памятники природы (федерального / регионального значения);

· Дендрологические парки и ботанические сады (федерального / регионального значения).

До 2013 года лечебно-оздоровительные местности и курорты тоже являлись категорией ООПТ, поэтому в многих старых сборниках и пособиях, а также в старых комплектах заданий вы найдете такую категорию. Однако Федеральным законом № 406-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особо охраняемых природных территориях“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» лечебно-оздоровительные местности и курорты были исключены как категория особо охраняемых природных территорий.

Кроме того, ФЗ-33 определяет критерии выделения территории ООПТ:

  1. Значение территории для сохранения биоразнообразия и среды обитания;
  2. Наличие природных и культурных ландшафтов, имеющих особую эстетическую, научную и культурную ценность;
  3. Наличие геологических, минералогических, палеонтологических объектов, имеющих особую научную, культурную и эстетическую ценность;
  4. Наличие уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных, имеющих особую научную, культурную и эстетическую ценность.

Мы настоятельно рекомендуем вам самостоятельно ознакомиться с ФЗ-33, так вы гораздо лучше сможете запомнить его структуру и наполнение. Не надо бояться законов. Если какие-то формулировки для вас остаются затруднительными, в интернете часто можно найти комментарии к тому или иному закону, в которых вы найдете много интересной дополнительной информации.

Не только ФЗ-33 касается ООПТ, хотя он и остается основным законом в данном вопросе. Основной закон Российской Федерации в области природопользования также не оставляет без внимания вопрос создания особо охраняемых природных территорий.

В Статье 58 IX главы Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены следующие принципиальные положения:

— ООПТ имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и образуют природно-заповедный фонд;

— Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается;

— Земли в границах территории ООПТ не подлежат приватизации.

В земельном кодексе тоже упоминаются ООПТ.

Статья 95, Глава XVIII «Земли особо охраняемых территорий и объектов» Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) определяет следующие важные положения использования земель ООПТ:

— Земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

— На землях ООПТ запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов (в частности: предоставление садоводческих и дачных участков, строительство дорог, линий электропередач, коммуникаций, промышленных объектов, движение и стоянка транспортных средств). Изменение целевого назначения земель ООПТ и прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, запрещается. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность.

— Для государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на ООПТ. Земельные участки в границах охранных зон не изымаются у собственников и арендаторов, но используются ими с соблюдением установленного для этих земель режима.

Поскольку на территории ООПТ могут находиться леса, Лесной кодекс также рассматривает ООПТ.

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) в статье 103 определяет правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в частности, запрещает проведение сплошных рубок лесных насаждений и использование токсичных химических препаратов, если иное не предусмотрено правовым режимом территорий ООПТ.

ООПТ — это не всегда только территория суши, на также это может быть акватория. В таком случае в дело вступает Водный кодекс.

В статье 66 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 27.07.2017) определено, что водные объекты и их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами, статус, режим охраны и функционирование которых устанавливается в соответствии с 33-ФЗ и Федеральным законом № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

В следующем выпуске мы обсудим другие вопросы создания и управления особо охраняемых природных территорий в России. Ищите их в нашей группе по хештегу #экошпаргалка@olymp_eco. Не пропустите!