Институт императора и его место в государственной системе Японии


Делимся с вами статьей об особенностях монархии в Японии. Автором статьи является выпускник Факультета международных отношений МГИМО Михаил Александров.

Из статьи вы узнаете об историческом контексте существования японской монархии, полномочиях императора Японии, особенностях его финансирования, порядке наследования японского престола и о многом другом.

Немного мифологии и исторического контекста

Настоящий правящий император Японии Нарухито, по уверениям японских историков, является прямым 126-ым потомком первого «человеческого» императора Дзимму, который взошёл на престол 11 февраля 660 года до н.э. Именно это дата и считается датой основания японского государства и в настоящий момент является национальным праздником. Его дед небесный принц Ниниги-но Микото, основатель императорской японской династии, был направлен на землю своей бабушкой Аматэрасу Омиками (привет всем фанатам Наруто :D) править богами и людьми.

От бабушки принц получил три предмета, которым впоследствии суждено стать регалиями императорской власти: бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч. По уверениям синтоистских священников, все эти предметы до сих пор существуют, но демонстрируются жрецами исключительно императору при проведении церемоний, связанных с его восшествием на престол.

В VI–VII веках правители центрально-японской страны Ямато, носившие титул окими (大君, великий хозяин), подчинили своей власти нескольких региональных правителей и создали централизованное государство — Японию. В VIII веке, основываясь на китайском опыте государственного строительства, они разработали государственную правовую базу и приняли новый титул тэнно (天皇, небесный правитель) — «Император». Легитимность правления этих монархов основывалась на их божественном авторитете.

В VIII–IX веках, в период расцвета древнего японского государства, императоры были полновластными суверенами страны и имели монополию осуществлять главные государственные ритуалы. Их господство было обосновано легендами и мифами, зафиксированными в «Записях о делах древности» (708 г.) и «Анналах Японии» (720), было усилено новыми зарубежными учениями: буддизмом, даосизмом и конфуцианством. Резиденция императора находилась в городе Киото, который был столицей страны.

С конца XII века, когда образовывается альтернативное самурайское правительство — сёгунат в Камакуре, политическое влияние императоров начинает падать. После поражения дворцовой аристократии в антисёгунатском восстании 1221 года японский монарх полностью превратился в номинального правителя. Несмотря на это, императоры оставались главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов, на этом полномочия императоров заканчивались. Реальная власть была сосредоточена в руках сёгунов, монархи не имели доступа к управлению государством.

Всё меняется в 1867 году, когда происходит так называемая Реставрация Мейдзи, суть которой заключалась в ликвидации сёгуната и в восстановлении прямого императорского правления. Прецедентом для этих действий стало подписание «позорных» для Японии договоров с США, Российской империей и Великобританией, что, по мнению сторонников императора, продемонстрировало слабость сёгуната.

Резиденцию императора перенесли в столицу и переименовали её в Токио. Императору были возвращены вся политическая и религиозная власть в стране. Согласно Конституции Великой Японской империи (1889 г.) император провозглашался верховным правителем Японской империи, божественной и неприкосновенной личностью (арахито-гами), главой государства, надзирателем за действиями всех органов власти и гарантом Конституции. Ему принадлежало право утверждать и провозглашать законы, принятые Парламентом, и объявлять его сбор и роспуск. Он определялся как глава исполнительной власти и главнокомандующий Вооружённых сил Японии, который имел право объявлять войну, заключать мирные и иные договоры. Синто стало государственной религией, первосвященником которой был император.

Главные синтоистские постулаты о «божественности» императора, об уникальности японского народа, созданного богами, и о его «великой миссии» были использованы после восстановления императорской власти в 1868 г. для обоснования шовинистической, агрессивной политики Японии, приведшей страну к развязыванию захватнических войн на Дальнем Востоке и в конечном итоге к полному ее краху.

Институт императора в современной Японии

Нынешний статус императора в системе государственных органов страны, его роль в политической и общественной жизни японского общества определился после поражения Японии во Второй мировой войне и был закреплен в новой конституции от 1947 г. Процесс выработки решений по судьбе конкретно императора Хирохито, занимавшего трон в период проведения Японией агрессивно-экспансионистской политики начиная с вторжения в Китай в 1931 г. и до капитуляции Японии 15 августа 1945 г. очень интересен.

Ещё до капитуляции в Вашингтоне шла дискуссия о том, каким государством должна стать Япония, включая форму правления — республиканскую или монархическую, и конкретно — какой будет судьба императорской династии. Стоит ли отдать императора под суд, ведь он всё это время находился на престоле. Достаточно широко было распространено мнение, что ликвидация императорской системы ожесточит сопротивление японцев, что вызовет дополнительные американские потери, а при оккупации может послужить причиной развертывания партизанского движения. Более того, бывший посол США в Японии Дж. Грю публично утверждал, что японский император является человеком «умеренных политических взглядов, сторонником конституционализма» и даже «пацифистом», но не имевшим возможности противостоять милитаристам. Вместе с тем в США было немало и противников сохранения в Японии императорской системы. Многие ведущие деятели республиканской партии, выступая принципиально против монархического правления, считали, что ликвидация монархии послужит хорошим уроком для японцев, которые таким образом смогут познать преимущества республиканского строя.

С целью доказать эффективность императорской власти и готовность императора сотрудничать с союзными державами император впервые в японской истории лично выступил 15 августа 1945 г. по радио с обращением к японскому народу и сообщил о поражении Японии в войне. 17 августа император отдал приказ вооруженным силам сложить оружие.

С начала оккупации статус синто как государственной религии Японии был отменён, а 1 января 1946 г. император провозгласил «Декларацию о человеческой сущности», согласно которой император отказывался от своей божественной природы. Новая Конституция Японии 1947 года определяет его символом Японского государства и единства японской нации и практически лишает права вмешиваться в государственное управление.

Согласно ныне действующей конституции от 1947 г. император может выполнять лишь церемониальные функции и должен согласовывать свои действия с Кабинетом министров Японии. В частности, японский монарх назначает премьер-министра Японии по представлению Парламента и председателя Верховного суда Японии по представлению Кабинета министров, утверждает поправки в Конституцию, законы, правительственные указы и договоры, созывает Парламент и распускает Палату представителей, а также провозглашает проведение всеобщих выборов депутатов Парламента.

На официальном уровне в Японии и за рубежом император выступает как «глава государства», однако это звание не закреплено за ним законодательно, так как статус главы государства в тексте Конституции не предусмотрен.

В связи с вышесказанным, 2 августа 2014 года правящая Либерально-демократическая партия Японии предложила ряд законопроектов, согласно которым полномочия императора незначительно увеличиваются. В них предполагается, что император в тексте Конституции вновь официально переименовывается из «символа» в «главу государства», и свои решения он принимает не по «совету и одобрению Кабинета» а просто по «совету», что как бы даёт возможность императору предпринимать действия, касающиеся дел государства, по собственному усмотрению, а не с разрешения Кабинета министров. В данный момент законопроект пока не вступил в силу.

А как японцы видят императора сейчас и на что Его Величество живёт?

В настоящее время император и императрица пользуются большим уважением в широких слоях японского общества, и в стране практически отсутствуют сторонники не только отказа от императорской династии, но и внесения каких-либо значимых изменений в нынешний статус императора. В целом превалирует мнение, что институт императора ныне «гармонично сочетается с принципом народного суверенитета».

Вместе с тем в отличие от европейских монархов император и императрица Японии, а также члены императорской семьи продолжают сохранять дистанцию, отделяющую их от «простых японцев», и стремятся не допускать «чрезмерной публичности» своей официальной и частной деятельности. За соблюдением этого весьма жестко следит Управление императорского двора. Этот орган так же решает административно-хозяйственные вопросы императорского дома на Совете императорского дома. Согласно действующей Конституции, собственность императорского дома является государственной собственностью, поэтому члены дома имеют правовые ограничения в отношении её передачи или приобретения. Бюджет императорского дома утверждается Парламентом Японии на уровне бюджета страны. И это порой становится предметом обсуждения в Интернете. Так, среди японцев есть недовольные тем, что императорская семья существует за счёт налогов обычных граждан.

Наследование

Правила наследования японского трона и критерии принадлежности к императорской семье определяются «Законом об императорском доме» от 16 января 1947 года. Так, только законные потомки мужского пола по мужской линии могут претендовать на императорский престол. Принцессы крови и принцессы утрачивали статус членов императорской семьи, если они вступали в брак с простолюдинами. Имперские принцы, кроме наследного принца, князья, не состоящие в браке принцы и принцессы, а также вдовы имперских принцев и князей по собственному желанию или в соответствии с решением императорского совета могут отказаться от членства в императорском доме. Император и другие члены императорской семьи не имеют права усыновлять детей. Когда же 1 декабря 2001 г. у на тот момент наследного принца и его супруги родилась дочь, принцесса Айко, стал вопрос о возможности изменения закона с тем, чтобы японский трон могла занять женщина. В связи с тем, что по состоянию здоровья супруга наследного принца вряд ли могла иметь других детей, а у младшего сына императора Акихито были две дочери, тема престолонаследия по женской линии обсуждалась правительственной группой экспертов. Однако в сентябре 2006 года в семье принца Акисино родился долгожданный мальчик, принц Хисахито, и обсуждения этой темы сошли на нет. За 41 год, с момента рождения его отца, он стал первым ребёнком мужского пола, родившимся в императорском доме.

Многие жители Японии считают, что с рождением принца проблема наследования разрешилась. Однако Управление Императорского двора Японии по-прежнему указывает на то, что это не так. В настоящее время в императорском доме существует шесть ветвей, но с кончиной престарелых членов дома и выходом молодых женщин из состава императорского дома при вступлении в брак возможно уменьшение количества членов дома и его ветвей.