Западные влияния в японском искусстве: живопись ё-га


Вторая половина XIX века стала для Японии временем открытия Европы во всей полноте ее технических, научных и культурных достижений. Это знакомство вылилось в осознание собственной неполноценности в вопросах прогресса и развитости Японии и японского народа, а также в кризис японского национального духа, поставивший страну на путь нового поиска себя в мировом культурно-политическом контексте. Искусство же во многом подверглось глубокому переосмыслению традиций в сравнении с «передовыми» западными образцами.

Художник: Одано Наотакэ. Название: Хризантемы на скале. Датировка: 1770-е гг. Техника: цветные краски, шелк .

Культурные контакты Японии и Запада начались еще в середине XVI века после прибытия христианских миссионеров с иллюстрированными религиозными книгами. Японские художники копировали европейские произведения, однако глубокой переработки европейской традиции не происходило. Взаимный интерес основывался на необычности чего-то нового, доселе невиданного. Приход в начале XVII века к власти сёгунов рода Токугава и решение о самоизоляции страны, продлившейся впоследствии более двух веков, жестко ограничили контакты с внешним миром. Закрывались порты, под запретом оказались выезд из страны и пребывание на территории Японии иностранцев.

Несмотря на это, сохранялось единственное окно в мир – порт Нагасаки, где местным жителям удавалось соприкоснуться с голландским и китайским искусством. Художники занимались изучением и копированием произведений европейских мастеров. Художественная школы ран-га (голландская живопись) выросла из подражания голландским живописцам. Её мастеров отличало слияние японского эстетического видения и техник европейской живописи.

Художник: Утагава Хиросигэ. Название: Улочка в Ябукодзи у подножия горы Атаго. Из серии «100 знаменитых видов Эдо». Датировка: 1857 г. Техника: цветная ксилография.
Художник: Утагава Хиросигэ. Название: Улочка в Ябукодзи у подножия горы Атаго. Из серии «100 знаменитых видов Эдо». Датировка: 1857 г. Техника: цветная ксилография.

Они привнесли в творчество светотень, перспективу, при этом нередко отдавая предпочтение традиционной композиционной и тональной структуре: вниманию к пустому пространству, четко выверенным акцентам и изяществу линии и колорита, что в итоге дало большое разнообразие творческих методов. Воспринятая японскими художниками техника масляной живописи накладывалась на традиционную для Японии шелковую основу; светотеневые моделировки создавались не привычными европейскому глазу лессировками, а техникой размывания, издавна практикующейся в японском искусстве.

В период Токугава японские художники осваивают и активно начинают внедрять в творчество линейную перспективу, ранее не пользовавшуюся популярностью. Это явно выражено в творчестве мастеров японской гравюры конца XVIII века.

После 1868 года, когда под давлением американской флотилии Япония была вынуждена открыться для обширных торговых связей с Европой и Америкой, в стране начался сложный период самоопределения в контексте мировой политики и культуры. Она оказалась слабой и отсталой на фоне сильных и прогрессивных материковых государств. В связи с чем молодым императором Мейдзи был взят курс на модернизацию «по-западному образу». Широкое распространение получили идеи о заимствования заграничных технологий и культуры, установки догнать и перегнать западные державы по уровню развития. В обществе насаждалась европейская культура одежды, переводились и тиражировались заграничные книги, открывались возможности обучения за рубежом. Реорганизация сопровождалась и изменениями в художественной сфере.

Художник: Такахаси Юити. Название: Пруд Синобадзу. Датировка: 1880 г. Техника: холст, масло.
Художник: Такахаси Юити. Название: Пруд Синобадзу. Датировка: 1880 г. Техника: холст, масло.

В последней трети XIX века широкое распространение получило направление ё-га (западная живопись), основанное на использовании техник и методов европейских мастеров. На фоне всеобщей волны европеизации это направление воспринималось как наиболее передовое и при поддержке правительства и императорского двора ставилось во главе живописи первых лет после падения сёгуната. Зачатки этого стиля обнаруживаются ещё в творчестве первых мастеров, обративших внимание на европейскую манеру художников ран-га, часть из которых напрямую вторили голландским живописцам. Однако наибольший расцвет ё-га пришелся на последующий период.

Для преподавания в Японию приглашались художники из Европы, в частности из Англии и Италии, в то время как местные мастера ездили обучаться за границу. На смену традиционной туши и минеральным краскам пришли карандаш, пастель, акварель и масло. Заново открылся и процесс письма как таковой: художники вышли на пленэр, обратившись к рисованию с натуры.

Одним их первых общепризнанных мастеров ё-га был Такахаси Юити (1828–1894). Этот художник, начавший знакомство с европейской живописью ещё в период изоляции, достиг больших высот в этом деле. Он по праву считается одним из пионеров нового направления. После недолгого обучения традиционному искусству школы Кано, известной еще с XV века, Такахаси поступил на службу в художественный отдел Института изучения варварских книг, где работал с европейскими произведениями.

Художник: Такахаси Юити. Название: Тофу. Датировка: 1877 г. Техника: холст, масло.
Художник: Такахаси Юити. Название: Тофу. Датировка: 1877 г. Техника: холст, масло.

При императоре Мейдзи поступил в Кобу Бидзюцу Гакко (техническую школу изящных искусств), где учился у итальянских мастеров. Такахаси никогда не выезжал за границу, но при этом стал одним из главных распространителей западной живописной манеры в Японии. В его работах прослеживается тщательное следование правилам европейской академической живописи. Тем не менее ярко выступает и пространственное видение исконно японского художника, стремящегося к эфемерности изображаемого. Непреодолимой остается отчуждённость от натуры, сохраняющей свойственную японскому глазу синтетичность изображаемого пространства и лаконичность композиционных построений.

В 80-е годы XIX века набирает силу движение за сохранение национальной идентичности и возвращение к традиционной живописи нихонга. Европейская живопись ё-га отходит на второй план и в течение двух десятилетий встречает сопротивление как со стороны властей, так и общественного вкуса. Новую жизнь она получает благодаря художнику Курода Сэйки (1866-1924). Он учился и работал в Париже, где испытал большое влияние барбизонской школы и импрессионизма. Возращение Курода Сэйки в Японию в 1893 году способствовало новому подъёму ё-га, обогатившемуся легкостью и светоносностью французской живописной манеры конца XIX в.

Художник: Курода Сэйки. Название: Озеро Сёрэ. Датировка: 1897 г. Техника: холст, масло.
Художник: Курода Сэйки. Название: Озеро Сёрэ. Датировка: 1897 г. Техника: холст, масло.
Художник: Курода Сэйки. Название: Гора Фудзи. Датировка: 1898 г. Техника: холст, масло.
Художник: Курода Сэйки. Название: Гора Фудзи. Датировка: 1898 г. Техника: холст, масло.

Произведения Курода японского периода сочетают в себе яркость, насыщенность тонального колорита, свободу техник и живую динамику глубокого пространства. Однако с новой манерой живописи художник воспроизводит японские мотивы, работая с традиционными образами красавиц и пейзажными видами.

Европейский авангард был с энтузиазмом воспринят японскими художниками. Одним из известнейших экспериментаторов начала XX века является Тэсугоро Ёродзу (1885-1927).

Художник: Тэсугоро Ёродзу. Название: Обнаженная красота. Датировка: 1898 г. Техника: холст, масло.
Художник: Тэсугоро Ёродзу. Название: Обнаженная красота. Датировка: 1898 г. Техника: холст, масло.
Художник: Тэсугоро Ёродзу. Название: Женщина с шаром. Датировка: 1912 г. Техника: холст, масло .
Художник: Тэсугоро Ёродзу. Название: Женщина с шаром. Датировка: 1912 г. Техника: холст, масло .

В 1906 году будущий художник посетил Америку с целью поступления в Школу искусств Сан-Франциско, однако почти сразу же был вынужден вернуться в Японию и начать обучение в отделе Западного искусства в Токийской Школе изящных искусств под руководством Курода Сэйки. Раннее творчество художника тяготело к динамичной манере предшествующих мастеров, но уже к концу обучения он занялся экспериментами с авангардными направлениями: экспрессионизмом, фовизмом, кубизмом, где открыл новые возможности реализации творческого потенциала японского видения. Чистота художественной выразительности этих стилей тепло была воспринята японскими мастерами по причине близости эстетики и технических новшеств к традиционным стилям каллиграфии и живописи.

Дальнейшее бытование ё-га сопрягалось с нарастающими тревожными настроениями национализма и милитаризма. Сохраняли свое влияние авангардные течения, в особенности экспрессионизм и сюрреализм. 

Художник: Тэсугоро Ёродзу. Название: Склоняющаяся женщина. Датировка: 1917 г. Техника: холст, масло.
Художник: Тэсугоро Ёродзу. Название: Склоняющаяся женщина. Датировка: 1917 г. Техника: холст, масло.

Ё-га как европейское направление в японской живописи укоренилось в художественной системе и существовало параллельно с традиционной живописью нихонга. В образовательных учреждениях возникло разделение на классы по техникам западного и традиционного искусства.

Ё-га открыло Японии обширное наследие западноевропейского искусства. Изучение и переработка зарубежных стилей, внедрение новых техник и мотивов породило широкие возможности определения художников XX века с последующим развитием и формированием современной японской художественной культуры, не только обращающейся к западным тенденциям, но и перерабатывающей исконные традиции японского искусства.

Библиография

На русском языке:

· Гусева А. В.. (2018) Искусство Японии эпохи Эдо (1615–1868): города и художники [запись лекции]// YouTube. 16 августа (https://youtu.be/FTiIVI0PDY4) Просмотрено: 08.12.2018.

На английском языке:

· Jeff Michael Hammond (2017) Straddling East and West in art [Электронный ресурс]//The Japan Times URL https://www.japantimes.co.jp/culture/2017/07/25/arts/straddling-east-west-art/#.XA3UYnQzY2w Дата последнего обращения: 10.12.2018.

· Kuroda Seiki, Master of Modern Japanese Painting: The 150th Anniversary of his Birth (2016) Tokyo National Museum URL https://www.tnm.jp/modules/r_free_page/index.php?id=1759#top Дата последнего обращения: 10.12.2018.

· Schaarschmidt-Richter, Irmtraud. Japanese modern art. Painting from 1910 to 1970. — New York: Edition Stemmle, 2000 — 207 c.

· Yōga (2018) The art story. Modern art insight [Электронный ресурс] URL https://www.theartstory.org/movement-yoga-western-style-japanese-painting-history-and-concepts.htm Дата последнего обращения: 10.12.2018.

· Yorozu Tetsugoro Internet archive WaybackMachine [Элекстронный ресурс] URL https://web.archive.org/web/20110927152712/http://www.pref.iwate.jp/~hp0922/engyorozu.htm Дата последнего обращение 10.12.2018.

На японском языке:

高橋由一【略歴と作品一覧】(2015) ネット美術館「アートまとめん」 [Электронный ресурс] URL http://artmatome.com/%E9%AB%98%E6%A9%8B%E7%94%B1%E4%B8%80%E3%80%80%E3%80%90%E7%95%A5%E6%AD%B4%E3%81%A8%E4%BD%9C%E5%93%81%E4%B8%80%E8%A6%A7%E3%80%91/

Автор: Софья Токарева