Гражданское общество и государство. Принципы функционирования государства


Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее граж­данского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданст­венности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной вла­сти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором ци­вилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.

Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Гражданское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влия­ния в политической организации общества.

Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Принципы функционирования государства:

— Учет различных социальных, экономических и политических интересов. В осуществлении собственной политики государство должно отталкиваться не только от своих целей и приоритетов, но и от интересов иных институтов общества и населения.

— Разделение властей. Данный принцип положен в основу всех современных государств: необходимым условием демократии и верховенства права является самоограничение государства, которое возможно только в том случае, если властные компетенции разделены между его ветвями и органами.

— Законность (верховенство права). Для современных государств необходимым является функционирования в рамках установленных им же законов. Не только граждане и организации должны подчиняться закону и нести ответственность за его нарушение, но и государство в лице его органов и должностных лиц.

— Гуманизм (уважение прав человека). В своей деятельности государство должно уважительно относиться к подвластному населению, что означает не только учёт его интересов, но и ограждение граждан от противоправных посягательств самих представителей государственной власти.

— Профессионализм. Государство должно уделять большое внимание кадровому обеспечению своей деятельности, поскольку общеизвестен факт, что решения политического лидера могут остаться нереализованными, если их исполнители не обладают должной квалификацией и над ними не установлен контроль. Государственный аппарат должен составляться из людей, способных разумно и квалифицированно принимать управленческие решения, проводить их в жизнь.

Для отдельных государств также свойственны принципы федерализма, взаимодействия различных уровней власти, демократизма (народовластия), политического и идеологического плюрализма.