
Причины изучения архитектуры в рамках предмета МХК и истории искусства не всегда бывают ясны. Архитектурой можно назвать очень разные объекты – от безвкусных и неприглядных строений, лишённых каких-либо эстетических функций, до великолепных сооружений, очень сложных по своему устройству, богато декорированных, являющихся достоянием мировой культуры.
Если с живописью, скульптурой и музыкой мы сталкиваемся в повседневной жизни время от времени, увидев небольшую картину на стене прихожей своего друга, памятник на площади или же прослушав в своём плейлисте «Токатту и фугу ре минор», то с архитектурой наша жизнь связана неразрывно: она создаёт нам условия для жизни, удовлетворяет разнообразные насущные потребности общества.
Не всякое здание допустимо относить к произведению искусства (особенно при нынешнем легкомысленном отношении застройщиков). И можно ли называть здание утилитарного характера архитектурой, тем же словом, которым мы называем, например, Софийский собор в Константинополе — сложный вопрос. Также сложен и вопрос о том, как отделять простые здания от архитектуры как вида искусства – здесь с ответом каждый должен определиться сам. Тем не менее, каждая постройка, хотим мы того или нет, отражает культуру эпохи — архитектура запечатлевает в себе вкусы и потребности общества. Но не каждое здание совмещает в себе выполнение первичного назначения с выполнением эстетической функцией. И вот когда эта функция выполняется, мы скорее будем воспринимать такое сооружение как произведение искусства.


Для того чтобы лучше разобраться, почему же архитектура является искусством, чем она отличается от остальных видов и чем на них похожа, попробуем их сравнить. Во-первых, архитектуру выделяют масштабность, зависимость от материала. Так художнику для написания картины нужны лишь краски и холст, а архитектору для осуществления замысла необходимо большое количество денег для закупки материала, оплаты труда строителям, специально отведённое место для постройки здания. Архитектор напрямую зависит от ряда вещей: от своего заказчика – чаще всего приходится следовать его прихотям, выполнять строго поставленную задачу; от места, где воздвигается здание.
Так, русскому архитектору Баженову не удалось осуществить свой замысел постройки дворца в Кремле – Екатерина Великая отвергла ранее одобренный ею проект; не понравилась императрице и работа мастера в Царицыно – строительство этого комплекса также было остановлено. А вот Эусеби Гуэль, покровитель известного испанского архитектора Антонио Гауди, спонсировал многие задумки архитектора, и старался давать ему полную свободу при создании будущих шедевров.



Андрею Никифоровичу Воронихину пришлось пренебречь симметрией, столь важной для классицизма, чтобы вписать Казанский собор в пространство уже застроенного Петербурга, о чём позже сокрушался и напрасно долго искал способы исправить эту асимметрию. Профессия архитектора сильно отличается от ремесла художника или скульптора: она соединяет в себе как творческую часть, так и необходимость в точных расчётах.
В учебных заведениях будущие представители этой профессии учатся рисовать, лепить, а также глубоко погружаются в предмет математики и физики, хоть и всё равно при строительстве здания архитектор непременно работает вместе с инженером, производящем необходимые расчёты. Здесь можно вспомнить афоризм Лейбница, который характеризовал архитектуру как «духовную деятельность, бессознательно оперирующую числами».
Архитектура изобразительна – она отчерчивает геометрические формы, создаёт пространственные ритмы. В отличие от живописи и скульптуры архитектура пользуется абстрактными формами, лишь изредка напоминая нам конкретные объекты, в чём похожа на музыку. Есть всем известный афоризм Шеллинга, который прекрасно отражает эту связь: «Архитектура – застывшая музыка».


Здание Сиднейской оперы и здание Сената в Москве. (В каком из сооружений архитектура больше пользуется абстрактными формами, а в каком стремится напоминать некий реальный объект?)
Первичной задачей архитектуры стоит преодоление силы тяжести, для того чтобы конструкция не разрушилась, при этом далеко не всё в архитектуре подчиняется этой цели. И чем она дальше развивается, тем незаметнее располагаются «костяки» постройки, тем великолепнее создаётся иллюзия определённого взаимодействия с земной поверхностью – это может быть утрированная тяжесть здания или же, наоборот, его подчёркнутая лёгкость и невесомость.
Внутренний вид собора Св. Софии в Константинополе (огромный тяжёлый купол благодаря обилию окон и проходящему в них свету как будто взлетает над пространством храма).

Другой целью архитектуры является организация пространства. Всё в архитектуре работает на эту цель, создаёт ритм, динамику, начиная с плана здания до таких деталей, как расположение перил или окон (посмотрим на окна в барабане Константинопольской Софии, которые своим учащённым расположением создают эффект движения, вращения купола).


И последним пунктом, на котором мы остановимся при анализе архитектуры как вида искусства – это символические образы как средство выразительности. Казалось бы, какие символы могут быть в архитектуре, но ведь она редко обходится без пластических элементов, в том числе скульптуры, рельефов, без фресок, плафонов, а значит, может использовать средства выразительности тих видов искусств в своём контексте.
Кроме того и беспредметная пластика, сами принципы организации пространства могут быть символичны, как, например, движение с Запада на Восток в христианских храмах. Для другого примера рассмотрим самый известный храмовый комплекс в Акрополе. Кариатиды Эрехтейона повёрнуты в сторону Парфенона, они становятся не просто декоративными опорами-колоннами, а процессией женских фигур, несущих дары богам в храм.
Подводя итоги, ещё раз вспомним, что архитектура является искусством, когда она выполняет не только утилитарную функцию, но и эстетическую. Оперирует она часто похожими методами, что и живопись, скульптура, музыка, но кардинальное её отличие – это масштабность произведений, а также работа с пространством, стремление его систематизировать или же преобразовать.
Список литературы:
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2015.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. М.: Искусство, 1988.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; Страны Западной Европы XVII-XVIII веков; Россия XVIII века. М.: Искусство, 1990.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. М.: Искусство, 1993.
- Пилявский В.И., Тиц А.А. История русской архитектуры. М.: Архитектура-С, 2004.
Автор: Анна Ковалёва