Медиапроект к 200-летию А.Н. Островского
18 марта стартует новый медиапроект АПО — проект, посвящённый юбилею Александра Николаевича Островского. Участники проекта под руководством опытных наставников создадут документальный фильм о творческом наследии одного из основоположников отечественного театра. Прошлым летом мы уже провели два подобных проекта и записали два аудиоспектакля о Марине Цветаевой: «Услышь моё имя – Марина» и «Дом, где опять не спят».
Чтобы принять участие в программе, нужно выполнить тестовое задание до 11 марта включительно. Присоединиться к программе можно бесплатно.
В чём суть проекта?
Мы будем создавать документальный фильм-исследование о наследии Александра Николаевича Островского к его 200-летию. Участники проекта, поделившись на команды, напишут сценарии эпизодов фильма, которые соединятся в общий киноальманах. На протяжении месяца ребят ждёт разносторонняя образовательная программа по документальному кино, сценарному мастерству, истории театра и драматургии Островского.
Как будет проходить программа?
Программа пройдёт с 18 марта по 8 апреля:
- два будних дня в неделю — онлайн-занятия по две пары;
- в выходной — очные мероприятия (экскурсия в театре, практические семинары, съёмочные дни, дискуссии с театроведами).
Чему будем учиться?
Теоретический блок:
- изучать историю русского театра и находить в ней парадоксы;
- анализировать драматургию Островского в контексте его жизненного пути и культурной ситуации второй половины XIX века;
- ходить в театры, обсуждать премьеры спектаклей к 200-летию Островского;
- узнавать, как работает современная индустрия кино.
Практический блок:
- придумывать с нуля концепцию своего документального фильма и создавать его;
- писать сценарий короткометражного фильма;
- организовывать съёмки, составлять режиссёрские сценарии, общаться с приглашёнными гостями из театральной сферы;
- пробовать себя в роли сценариста, режиссёра и продюсера фильма.
Кто будет вести мастер-классы?
Занятия в рамках проекта проведут:
- преподаватель факультета журналистики МГУ, автор курса «Технология создания документального фильма»;
- продюсер кинокомпании «Марс Медиа»;
- театроведы, эксперты фестиваля «Золотая маска», преподаватели МГУ и ГИТИСа;
- преподаватели АПО.
Кому подойдёт программа?
На программу мы приглашаем:
- учеников медиаклассов и авторов школьных СМИ;
- участников сборных команд Москвы по литературе или искусству, уже победившим на заключительном этапе ВсОШ;
- старшеклассников, успешно выступивших на региональном этапе ВсОШ по литературе или искусству в этом году;
- всех, кто интересуется театром, хочет познакомиться с профессиями в сфере медиа и культуры и попробовать себя в качестве сценариста документального кино.
Проводились ли ранее похожие программы?
Прошлым летом мы разработали два аудиоспектакля-променада к 130-летию Марины Цветаевой: первый — по цветаевской Москве, второй — по Мемориальному дому-музею Марины Цветаевой в Болшеве (город Королёв). Их можно послушать на Izi.Travel, Яндекс.Музыке, Apple Подкастах, а второй спектакль музей теперь использует в качестве своего аудиогида. О том, как рождались эти проекты, можно почитать на сайтах.
Как принять участие в программе?
Присоединиться к программе можно бесплатно. Для этого нужно выполнить тестовое задание до 11 марта включительно и прислать свою работу на почту a.sumedi@apo-team.ru.
Тестовое задание
Вам предстоит снять короткометражный документальный фильм (хронометраж — до 20 минут) к 200-летию Александра Николаевича Островского, создателя русского национального театра.
Каким получится ваш фильм? Как он сможет творчески переосмыслить наследие Островского? Что сделает фильм уникальным, необычным для сферы документалистики? Представьте свою концепцию в виде заявки на создание фильма, ответив на следующие вопросы:
- Какова целевая аудитория вашего документального фильма? На какого зрителя он рассчитан и чем его может заинтересовать?
- О чём ваш фильм? О каком эпизоде биографии Островского ИЛИ особенности его драматургии ИЛИ истории создания пьесы вы расскажете в документальном сюжете? Опишите эти факты биографии или черты драматургии.
- В фильме обязательно должна отразиться современность. Как ваш документальный сюжет переосмыслит творчество Островского, покажет его влияние на театр/литературу/культуру/театральное дело XXI века? В чём актуальность вашего фильма, почему его надо снять именно в 2023 году? Что изменилось за 200 лет или, может, не изменилось вовсе?
- Каких гостей (театральных деятелей, актёров, директоров театров, ныне работающих в Москве) вы бы хотели пригласить на интервью, которое станет частью вашего фильма? В какой обстановке (в студии, в театре, в определённой локации в Москве) вы бы предложили спикеру сниматься, если бы у вас была реальная возможность пригласить его в свой проект?
- В какой локации Москвы вы бы организовали съёмки? Какие документальные жанры вы будете использовать для создания фильма (познакомьтесь с этой инструкцией)? Опишите особенности киноязыка, визуальных образов, цветовой палитры, с которыми вы будете работать. Перечислите те документальные (и художественные) фильмы, на которые вы будете ориентироваться (покажите референсы и кадры из фильмов в качестве иллюстраций своих идей).
- Какова суть, философия вашего фильма, его «сверхзадача» (по К.С. Станиславскому)? Какие ценности (из сферы вечных или остросоциальных) он будет транслировать?
Помните, что документальный фильм должен не только носить просветительский характер и подробно рассказывать о драматургии или жизненном пути Островского, но и отражать вашу уникальную идею, а не представлять из себя сухой пересказ школьного учебника.
Чтобы наиболее ярко представить свою заявку, рекомендуем познакомиться с материалами о жизни и драматургии Островского и посмотреть несколько короткометражных документальных фильмов.
Лучшие идеи будут реализованы в рамках образовательной программы. Удачи и вдохновения!
Автор программы
Анастасия Ильинична Сумеди
Преподавательница кафедры литературы АПО, куратор Мастерской креативных медиа в сфере культуры. Студентка Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М.В. Ломоносова. Абсолютная победительница заключительного этапа ВсОШ по литературе, призер — по обществознанию