Олимпиада по истории, оленеводство и Салехард: Георгий Зимин об участии в составе жюри ВсОШ в ЯНАО
В январе наш преподаватель по истории Георгий Зимин съездил в Салехард. Там он был членом комиссии жюри и проверял региональный этап ВсОШ у школьников. В олимпиадном движении Георгий давно, с 9 класса. Когда он выпустился из школы, у него было 10 дипломов перечневых олимпиад, а со 2 курса он начал преподавать. Георгий любит вести пары, составлять задания для олимпиадников и путешествовать. Всё это и привело его в ЯНАО.
В нашей статье читайте про опыт проверки работ, критерии в олимпиадах по гуманитарному предмету, а также про народ северного края, оленеводство и связи с историей.
О поездке в Салехард
Когда мне предложили проверять региональный этап по истории в Салехарде, я сразу же согласился — очень люблю путешествовать и историю. Конечно, я думал, что будет, как в фильме «Сердце Пармы»: я приеду из Москвы в регион и решу все вопросы. Но когда я зашёл в аудиторию, то понял, что я самый младший, с хвостом и в очках, а все проверяющие — старше меня по крайней мере в два раза. Многим могло показаться, что такая проверка мне не по возрасту. С другой стороны, я имел дело с региональным этапом несколько лет подряд и знаю не только формальные требования к проверке, но и саму олимпиаду, чувства участников, волнение перед туром. Это здесь важнее.
А с преподавателями и организаторами мы в результате очень подружились, меня возили на экскурсии смотреть памятники и пробовать местную еду. Особенно запомнился памятник Полярному кругу (Салехард — единственный город, который стоит на Полярном круге). Это всё ведь тоже история, так что во время таких поездок глубже начинаешь понимать свой предмет.
Что лучше: преподавать или быть членом жюри?
Мне нравится всё, но, конечно, здесь есть различия. Когда ты преподаёшь, то работаешь с аудиторией, составляешь свои материалы. А при проверке работ нужны исключительно твои знания и умение соотносить написанное с требованиями – то есть новой информации ты школьникам не передаёшь, да и ораторское мастерство с подготовкой здесь не нужны. Большее количество навыков требуется именно для преподавателя — и это интереснее!
В то же время даже работа в жюри может радовать меня как преподавателя, когда во фразах, логических конструкциях и размышлениях я вижу подготовленного школьника, который знает специфику олимпиады, знаком с терминологией. Тогда понимаешь, что школьник что-то впитал и всё не зря. Теперь это моё самое любимое чувство при проверке.
Как объективно проверять гуманитарный предмет?
Здесь главное — проводить границу между плюрализмом мнений и маргинальными высказываниями. Конечно, точек зрения на историю много, как и дискуссионных вопросов. Мы допускаем разные варианты, но, если участник начинает рассказывать про масонов, которые правят миром, проверять становится сложнее. И да, подмена Петра Великого во время Великого посольства с последующим правлением его двойника — тоже выходит за ту самую границу.
В истории, как и везде, есть понятие о логике. Это очень простые правила, которыми лучше пользоваться. Например, если школьник пишет, что причиной победы в Сталинградской битве стала высадка союзников в Нормандии, я оценю это как ошибку. Просто это не логично: союзники высадились в Нормандии в 1944 году, а битва была с 1942 по 1943 годы. История предмет гуманитарный, но ведь взаимосвязь есть везде. Есть третий, более субъективный момент — то, как участник раскрыл тему.
Например, говоря о внешней политике того же Петра, участник может говорить о её неуспешности, ссылаясь на один лишь Прутский мирный договор, когда императора взяли в плен и пришлось пойти на уступки. А ведь были и шведское, и южное направления, и Великое посольство, и Северная война… Нельзя это просто взять и исключить. Чтобы лучше понять, раскрыл ли школьник тему и достаточны ли его аргументы, нужна целая комиссия жюри.
Об оленеводстве, теплопушках и северном народе
Я всегда путешествую с одной целью — посмотреть, какие люди живут в других городах. В ЯНАО люди проявились для меня через их заботу. Например, почти на каждой остановке в Салехарде есть специальные кабинки с теплопушками внутри. Можно зайти, поймать вай-фай и погреться. Это было очень актуально, когда я приехал туда в январе и мёрз в -14 градусов. В этом чувствуется забота о людях, и таких мелочей в ЯНАО много!
Также удивительно, что в этом крае до сих пор сохраняется оленеводство. Жители пасут оленей, кормят их травой, потом, когда приходит время, подпиливают рога, едят мясо. Кстати, мне дали попробовать вяленую оленину, это был интересный опыт: немного похоже на красную рыбу. И всё это — не бутафория, не традиции ради традиций. За всем стоят люди, которые действительно этим живут и зарабатывают. Люди в Салехарде вообще меня много угощали, предлагали погрузиться в местную культуру и историю, водили на экскурсии. Я очень ценю такой опыт. Именно он помогает лучше понимать другую культуру, историю и, конечно, он очень полезен олимпиадникам!