Солёная горбуша, прекрасные виды и четыре математики в день: как Глеб Лисененков преподавал математику на Сахалине
АПО продолжает помогать регионам в развитии олимпиадного движения, на этот раз — Сахалину. Там с 26 сентября по 6 октября для ребят со всего острова проводил занятия преподаватель кафедры математики АПО Глеб Лисененков. Какие возможности открываются перед школьниками с Сахалина? Что дарят местные ученики на День учителя? Что обязательно должен посетить каждый гость острова? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.
На Сахалине уже более 30 лет для одарённых детей области работает школа «Эврика». В этом году организаторы приняли решение провести смены по подготовке к олимпиадам как естественно-научного, так и гуманитарного цикла. Формат выездной школы предполагал четыре профильных урока в день, а также индивидуальные консультации и психологические тренинги.
«В регионе ощущается нехватка квалифицированных кадров, поэтому мы стараемся развивать сотрудничество с другими экспертными центрами. Сейчас среди наших партнёров преподаватели из НГУ и СПбГУ, а также молодые дипломанты олимпиад школьников из разных регионов России», — заметила ответственный координатор регионального этапа ВсОШ в Южно-Сахалинске Светлана Масальских.
По её мнению, такие смены способствуют «расшколиванию» — получению уникального опыта вне школы — и позволяют ребятам не только получить новые знания, но и завести полезные знакомства. Талантливым ученикам интересно общение с молодыми педагогами, которые в своё время самостоятельно прошли путь от школьного до заключительного этапа ВсОШ.
На этой смене в изучении математики ребятам помогали сотрудники СУНЦ НГУ и Республиканского центра по работе с одарёнными детьми «Альтаир-Хакасия», а также преподаватель АПО Глеб Лисененков.
«Южно-Сахалинск встретил чудесно: погода была чуть теплее, чем в Москве, безоблачно, лёгкий бриз, — делится первыми впечатлениями Глеб. — В первый день нас прокатили по городу, а на следующий день уже в школу. Парты, доски — всё там довольно новое. В некоторых кабинетах (не в моём) проекторы и интерактивные доски. У меня была только крохотная зелёная меловая. Пришлось просить ещё одну: принесли старую коричневую, какие были в СССР. Вообще, в математике одной-двух досок мало. Нужно пять-шесть. Чем больше, тем лучше».
Среди учеников Глеба — дети со всего острова. Многие из них уже завсегдатаи таких сборов, приезжают на выездные школы с 7–8 классов. Нашему преподавателю достались десятиклассники и выпускники.
«В регионах дела с математикой обстоят хуже, чем в Москве, — заметил Глеб. — Я сам из Владимирской области, поэтому знаю, каково это. Меня никогда не приглашали на такие сборы, а у ребят сейчас больше возможностей. Они молодцы, стараются».
Во время занятий Глеб разбирал сложные, но интересные задачки вместе с учениками, старался их увлечь предметом и рассказать об олимпиадных возможностях: «Задания, составляемые Бауманкой или СТАНКИНом, чуть проще олимпиад Физтеха или Вышки. Это отличные вузы, и школьникам из Сахалина поступить туда реально. Набор возможностей, который я дал ребятам, поможет им оказаться там, где они хотят».
Глеб отметил, что всего за десять дней выездной школы уровень математических знаний и интерес к их углублению у ребят повысился: «Главное, что я заметил, — те, кто поначалу с неохотой решали задания, стали более активными, а те, кто изначально были заинтересованы, стали засиживаться до упора, чтобы не оставлять ни одну задачу нерешённой».
Одним из ярких воспоминаний для Глеба Лисененкова стал День учителя, который пришёлся на выездную школу: «Один ученик подготовил для меня подарок — засоленную горбушу. Приходишь в класс, а там такое аутентичное поздравление!»
Ещё больше приятных воспоминаний у преподавателя появилось после прогулок и поездок по острову. Ежедневно после уроков Глеб отправлялся в маленькие путешествия, чтобы познакомиться с регионом поближе. Такими впечатлениями он поделился с нами:
«Южно-Сахалинск — город небольшой и очень зелёный. В Москве в октябре всё уже желтеет-краснеет, а там ещё лето: всюду стелются изумрудные ковры, играющие разными оттенками на солнце. Город окружен кольцом гор, которые местные называют сопками. Все они разноцветные: зелёные, жёлтые, цвета пыли и чуть припорошенные снегом.
В один из дней я отправился на Охотское море. В день нашей встречи оно бушевало, и на берегу было много прикольно-мерзких вещей: медузы, крабы, водоросли, морские блохи. Когда ещё такое увидишь?
На следующий день поехал на гору «Лягушка». Эта местность похожа на парк, который превращается в лес. Продвигаясь вперёд по тропинке деревянных мостиков, нависающих над речкой, становится всё меньше. В конце концов ты оказываешься перед натянутым канатом. Оттуда видно, будто на верхушке горы сидит лягушка — так на горной породе вырос камень. С той высоты можно загадать желания, но это неважно. Важно, какой открывается вид: с одной стороны — море, в которое, как на детском рисунке, падают тяжеловесные лучи света, с другой — начинаются зелёно-желто-красные горы, между которых петляет речка. Чудесный вид! Я там завис надолго. Хотелось бы задержаться на Сахалине ещё на денёк-два, но пора было возвращаться в Москву».