Призёр всеросса по географии Даниил Иноземцев: «Никогда не думал, что буду рассматривать такой список вузов»
Иногда победа на заключительном этапе приходит совершенно неожиданно. Даниил Иноземцев — из Приморского края, где никто не получил проходной балл по итогам регионального этапа олимпиады по географии. Однако регионы имеют возможность взять на заключительный этап по квоте одного ученика с самым высоким баллом, им и оказался Даня.
А ещё Даниил был участником интенсивного курса АПО по подготовке к заключительному этапу, который мы провели совместно с Региональным центром выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодежи.
Историей этого удивительного олимпиадного пути с нами поделились сам Даниил и его преподавательница в АПО Анна Сёмочкина.
Даня, расскажи, как ты начал заниматься географией?
По большей части я не занимался географией усиленно. Года в 4 мне глобус понравился, а дальше как-то само собой: атлас 1985 года выпуска, прочие карты, предмет «Окружающий мир» в школе, «Википедия»… Родные поддерживали источниками информации, сами ничего не рассказывали: я им мог рассказать больше. Осознание того, что мне действительно нравится география, пришло уже в классе шестом-седьмом.
Как началась твоя олимпиадная история?
В первый раз я поучаствовал во ВсОШ в 8 классе. Тогда я дошёл до городского этапа, где одержал победу. После этого я осознал свои способности в географии, но участвовать в 9 и 10 классе помешал коронавирус. И вот теперь, в 11 классе, я стал призёром.
Как ты развивал своё знание географии в этот период?
Всё оставалось на уровне интереса: всякие статьи, «Википедия», странные желания (например, перед сном вдруг захотелось посмотреть, как изменялось население Камбоджи с 1950 г. по наши дни). До 11 класса всё было вот так сумбурно, а уже в этом году я начал готовиться в АПО.
Как проходили ваши занятия в АПО?
Занятия были каждый день по 4 часа. Они очень многим были мне полезны. На каждом занятии мы успевали разбирать по одному направлению географии. Также мы анализировали задания заключительного и регионального этапов разных лет.
Помимо самих занятий, была домашняя работа, поэтому скучать не приходилось. Домашнее задание — это решение задач, вариантов, чтение литературы.
Как ты думаешь, что помогло тебе выиграть?
Как бы обыденно ни звучало, вера и поддержка близких. Я до последнего не рассчитывал на такие результаты, но вышло всё очень даже хорошо. Терпение, усидчивость, умение концентрироваться — обычно эти качества мне не присущи, но на олимпиаде проявились, чем оказали услугу.
Расскажи про олимпиадные туры в этом году. Что в них было, есть ли что-то отличное от прошлых годов и что тебе лучше всего удалось?
При выполнении теоретического тура часто посещали мысли: как же трудно, как это решать? На разборе заданий мысли были ровно противоположными: это же не так сложно, почему я не смог чуть больше, чем в итоге написал? А всё из-за человеческой привычки усложнять! Кажется, что некоторые ответы слишком просты, а потому неправильны, но такая логика не всегда верна, что теортур и показал.
Практур, думаю, запомнился всем участникам. Сильный ветер, снег… Такие условия усложняли выполнение задач. Их хотелось сдать как можно раньше, лишь бы не отморозить руки. Задания были по географии Ставрополья: горные породы, формы рельефа, речные системы… Я сам удивился, что, несмотря на погоду, в целом практур я выполнил лучше, чем теортур!
Какие эмоции ты испытал, когда узнал, что стал призёром?
Смесь восторга и шока. Я смотрел на строку со своим именем и видел «призёр», но не понимал, что это значит. Вообще. Даже после разъяснений я не мог поверить, что это как-то связано со мной. Всё это я узнал в самолёте прямо перед вылетом, так что весь маршрут Ставрополь — Москва я пытался осознать, что случилось. Мне казалось (и до сих пор кажется), что это невероятно, не верится, что это происходит со мной. Слишком классные возможности открываются вместе с призёрством или победой на ВсОШ.
Какие у тебя планы на будущее? Куда ты планируешь поступать и как будешь использовать свои знания географии?
Конечно, воспользоваться правом зачисления БВИ и поступить в вуз. Пока без конкретики: выбор стал очень большим, оттого и сложным. Подавать документы буду в МГУ, МГИМО, СПбГУ, МПГУ и ДВФУ. Никогда не думал, что буду рассматривать такой список…
Какой совет ты дал бы будущим олимпиадникам по географии?
Выше упоминал привычку усложнять, отсюда и совет: не усложняйте. Пишите, как знаете, и всё, что знаете, даже если не уверены. На олимпиаде в свободное время лучше не нагружать себя подготовкой: все знания, что вы задействуете, вы накопили до туров. Лучше отдохните, погуляйте, соберитесь и проведите время с другими участниками из своей, а может, и из других групп. Новые знакомства и положительные эмоции вам будут обеспечены!
Анна, расскажите, пожалуйста, как проходили ваши интенсивные занятия с учениками из Приморья.
При подготовке именно к заключительному этапу ученик уже должен хорошо знать базовые темы по предмету, поэтому мы начинаем разбирать уже не столько теорию, сколько формат заданий: как писать теоретический тур, что такое практический тур, как готовиться к тестам.
С ребятами из Приморского края мы готовились по этому принципу. 5 дней по 4 часа мы разбирали задачи и принципы решения, нанизывая попутно недостающую теорию. У меня при этом было ещё утро, а у ребят уже вечер.
Когда закончились 5 дней интенсивных занятий, я составила для Даниила индивидуальный план подготовки, который состоял из набора тематических заданий, презентаций и видео с теорией. В конце дня Даня отчитывался мне о том, что он успел сделать.
Что особенно важно при подготовке к заключительному этапу ВсОШ?
Пожалуй, особенно важна общегеографическая логика. В последнее время мы видим сдвиг в задачах теоретического тура в сторону всё более аналитических. Олимпиадники отмечают, что многие задачи можно решить «на аналитике», даже если не знаешь множества фактов.
С одной стороны, это хорошо, я сама не очень люблю факты и задания типа «Какой город третий по численности населения в Демократической Республике Конго?», с другой — если задания станут слишком простыми, доступными людям с житейской логикой, это может привести к обесцениванию подготовки ребят к решению серьезных научных проблем.
Что, по вашему мнению, необходимо для победы?
Очень много или интенсивно готовиться, любить географию и действительно её понимать. Хотя некоторым ребятам хватает только любви и понимания. Они могут и не потратить много времени на подготовку, но стать призёрами или победителями олимпиады.