«Я почувствовала воодушевление в кругу тех, кто уже думает о своем будущем», — призёр о ВсОШ по праву

Призёр заключительного этапа ВсОШ по праву Анна Саматова живет в Находке, в Приморском крае. За всю жизнь она пробовала себя во многом: от ментальной арифметики до иностранных языков. В декабре решила, что уйдет в область юридических наук, и вот она уже призёр ВсОШ по праву! Сейчас ее мечта — факультет права НИУ ВШЭ. Но Аня учится только в 9 классе и понимает, что к ее выпуску из школы все может измениться: «Я не исключаю возможность стать физиком-ядерщиком». 

Как ты узнала о ВсОШ и почему решила попробовать себя в олимпиаде?

О существовании олимпиады я узнала в 4 классе, тогда у нас был только школьный и городской этапы, но я к ним почти не готовилась. В 8 классе я ужаснулась проходным баллам в лучшие вузы страны и поняла, что нужно что-то делать, начала изучать систему олимпиад и выбирать предмет.

В каких олимпиадах, кроме права, ты участвовала? Почему выбрала готовиться именно к этому предмету?

На школьном этапе я обычно принимаю участие по многим предметам, будь то биология или литература. На муниципальный этап я прошла по трем: обществознание, право и английский язык. Из-за того что муниципальный этап я писала в Артеке, моя работа по обществознанию потерялась. Остальные работы, к счастью, были проверены. Как итог, 1 место по английскому языку и призёрство по праву. Но готовиться дальше я решила только ко второму из них. В результате стала победителем регионального этапа, получила недостаточное количество баллов на проход (62 балла при проходе 80) и поехала на ВсОШ по квоте.

Помимо ВсОШ я участвовала в олимпиаде СПбГУ по праву (стала победителем на отборочном этапе), «Океане знаний» по обществознанию (победа на отборочном) и турнире Ломоносова по астрономии, где стала дипломантом.

Как ты готовилась к заключительному этапу?

Я начала подготовку к праву в августе вместе с онлайн-курсами. Но на онлайн-занятия ходить не было возможности из-за моего часового пояса МСК+7. После двух месяцев подготовки я решила, что это мне не подходит. Потом у меня был долгий перерыв. Попробовала еще одни курсы, которые заканчивались для меня максимум в 1-2 часа ночи. Конечно, досидеть до конца не всегда удавалось, просто клонило в сон.
Ближе к региональному этапу в Министерстве образования предложили пройти дополнительные курсы подготовки — в АПО. Я, конечно же, согласилась. Это была хорошая возможность повторить материал и выучить что-то новое в трезвом уме: занятия проходили раньше по времени, поэтому с моим часовым поясом было удобно. 
После регионального этапа мне выделили квоту, и я продолжила подготовку к заключительному. Если честно, по сравнению с другими ребятами я не готовилась слишком много.


Получалось ли совмещать с увлечениями и учебой в школе? Как учителя относились к выбору готовиться к олимпиаде?

С учёбой в школе вполне получалось совмещать: домашку делала утром перед занятиями, на переменах, на уроках, где учителя не обращают внимания на это.
Преподаватели к моему выбору готовиться к олимпиаде отнеслись крайне скептически, мало кто поддержал. Когда я пропускала уроки, меня обвиняли в том, что я совсем не хочу учиться.

А родители как отнеслись к твоему решению готовиться к олимпиаде?

Родители меня поддержали. Вместе с ними мы решали многие проблемы, которые появлялись на пути: будь то организация олимпиады в Артеке или перепроверка заданий. Я очень благодарна родителям, без них справиться с этим было бы сложно. 

С какими трудностями ты столкнулась при подготовке?

Во-первых, разные часовые пояса. Во-вторых, отсутствие поддержки в школе и большая груда долгов.


Что ты чувствовала в день заключительного этапа?

Я почувствовала воодушевление, потому что находилась в кругу тех, кому интересно право, кто уже думает о своем будущем. Это прекрасно!
После этапа я была в смятении, потому что увидела новый формат заданий впервые. Но все же на самой олимпиаде было интересно. Больше всего мне понравилась вторая часть первого тура — задания на поиск ошибок в документах.

Перед устным туром я сильно переживала, повезет ли с темами. По итогу за этот этап я получила 23/25 балла. Я была одной из немногих, кому жюри задали дополнительный вопрос. К счастью, у меня получилось с ним справиться на максимум.

За что ты благодарна олимпиадному пути?

Во-первых, я научилась вести переговоры с людьми, договариваться. Во-вторых, встретила ребят, которых знала только заочно.

Как ты считаешь, участие в олимпиадах — реальная возможность добиться успеха или больше риск и пустая трата времени на подготовку?

На мой взгляд, это большие возможности, но нельзя отрицать существование риска. Для меня его почти не было, потому что я только в 9 классе. А вот в 11 классе будет страшнее.


Одна из целей достигнута, какая цель будет следующей?

Сейчас — отдохнуть, сдать экзамены, поступить в хорошую школу в класс с юридическим уклоном. А дальше будет видно: может быть, попробую себя в новом предмете.


Какие советы ты бы дала будущим олимпиадникам?

Если хотите себе упростить жизнь, участвуйте во ВсОШ в 9 классе — там намного легче стать призёром, чем в 10 или 11. Если вы в 10-11 классах, не отчаивайтесь, еще есть шанс, но готовиться придется больше.