«Обречены на успех»: новое исследование об олимпиадниках
Мы продолжаем проводить исследования в области олимпиад. Недавно в научном журнале «Вопросы образования» вышла новая статья о школьных олимпиадах. Она стала продолжением исследования Светланы Черненко и Ксении Романенко из НИУ «Высшая школа экономики». В исследовании был использован опыт Ассоциации победителей олимпиад и наших учеников.
Авторы статьи «„Обречены на успех“: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет» опросили студентов из разных регионов России, поступивших в вузы по результатам Всероссийской олимпиады школьников. На материалах интервью они показали, как, с точки зрения студентов-олимпиадников, устроен олимпиадный путь школьника, в чём состоит продвигающая сила школы и роль семьи, а также какие барьеры встречаются на этом пути.
В тексте рассматриваются история и устройство олимпиад в России, олимпиады как альтернативный способ поступления в вуз, вклад семьи и школы в победу, а также основные предпосылки неравенства на пути олимпиадников.
«В исследовании мы показали „обречённость на успех“ олимпиадников, которые получают сигнал от школы о возможности участвовать в олимпиадах, а также методическую, финансовую и психологическую поддержку от учителей, школьной администрации, олимпиадного сообщества и собственной семьи».
Из исследования Светланы Черненко и Ксении Романенко
Авторы исследования приходят к выводу, что олимпиады можно рассматривать как альтернативную ЕГЭ стратегию поступления в вузы, однако они аккумулируют в себе возможности не только для достижения успеха, но и для возникновения неравенства — информационного, финансового и территориального. Успех в интеллектуальных состязаниях сопряжён с вовлечённостью семьи, школы и самого учащегося. Это комплексное достижение, которое зависит от множества факторов.
Светлана Черненко и Ксения Романенко также предложили собственные рекомендации по информированию школьников об олимпиадах. АПО обязательно учтёт их при работе со школьниками и учителями общеобразовательных школ в будущем!
Подробные результаты исследования вышли в журнале «Вопросы образования». Ознакомиться с текстом статьи можно по ссылке.