Исследование: роль школы в олимпиадном успехе

В 2020–2021 учебном году мы провели большое исследование среди олимпиадников и выяснили, какую роль играет школа в достижении успеха во Всероссийской олимпиаде школьников.

Научная литература не давала ответа, в чём всё-таки роль школы в победах, которых достигает ученик. И мы решили проверить это сами. Авторы исследования Светлана Черненко и Ксения Романенко провели интервью с 61 студентом и вот что выяснили:

  • Школа играет важную роль несмотря на то, что Всероссийская олимпиада школьников предполагает знания за пределами школьной программы
  • Есть две наиболее популярные и успешные практики подготовки к олимпиаде: сотрудничество с вузами (например, приглашение преподавателей для занятий с учениками) и дополнительные занятия после уроков
  • Поддержка школы во время подготовки к олимпиадам выражается в основном в освобождении школьников от уроков перед этапами олимпиады, а за успехи в олимпиаде школа может поощрять финансово (например, в виде стипендий) или символически (например, в виде награждений или праздничных мероприятий) 

Но главный вывод заключается в том, что школам необходима помощь в организации подготовки и поддержке учеников к олимпиаде. Пока в регионах России нет единого и системного похода на уровне школ, хотя они и играют важную роль в становлении олимпиадников. 

АПО как организация, которая готовит учащихся к олимпиадам, пробует решить эту задачу, а наши результаты только подтверждают актуальность информирования школ и учащихся об олимпиадах и тех практик, которые помогают в них побеждать. 

Подробные результаты исследования вышли в двух статьях в журнале «Образовательная политика». Вы можете найти их в прикрепленных файлах.

«Как становятся олимпиадниками: продвигающая сила школы» (ч.1) – с. 88

«Как становятся олимпиадниками: продвигающая сила школы» (ч.2) – с. 80