По ту сторону парты: как вчерашние олимпиадники становятся преподавателями
Многие преподаватели АПО приходят к нам из числа наших же учеников. Закончив свой олимпиадный путь, с АПО они начинают карьеру в педагогике и науке. У них есть олимпиадный опыт, горячее желание делиться знаниями и еще свежи воспоминания о собственных школьных днях. Изменения в образовании они начинают с себя: ищут новые подходы, исправляют ошибки и применяют лучший опыт собственных учителей.
Как любимый предмет сделать любимой профессией и зачем талантливым школьникам идти в преподавание – увидим на примере историй Даниэлы Давлетбаевой и Софьи Солдатовой. Обе девушки познакомились с АПО еще в школе в качестве учениц, а теперь преподают математику.
Что сложнее: учиться или учить?
![](https://xn--80a2ac.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/daniela-davletbaeva-768x1024.jpg)
Быть экспертом в своем предмете и уметь научить других – разные вещи. Вот что рассказывает о своем опыте преподавательница и бывшая ученица АПО Даниэла Давлетбаева:
«Я пришла работать в АПО, потому что знала это место со школы и здесь у меня были знакомые. Сейчас мне кажется, что сложнее быть за учебной партой. Все представляется мне очень понятным сейчас, и я ищу пути донести это доступным для учеников языком. А в школе я мало что понимала, и приходилось много и усердно учиться, чтобы все постепенно прояснялось и соединялось в одну картину».
Не для всех преподавателей учиться оказалось сложнее, чем учить. Для Софьи Солдатовой все наоборот:
«Мне всегда нравилось объяснять что-то другим, общаться с большим количеством людей. Хотелось стать тем самым преподавателем, которого запомнят и полюбят, найти свой подход к обучению детей. Безусловно, сложнее быть «по ту сторону». Нужно удерживать внимание учащихся, удостовериться в том, что они все поняли, или же замечать тех, кому нужна помощь. Когда сидишь за партой, кажется, что ты бы объяснил эту тему по-другому, лучше, чем преподаватель. Но на деле представления в голове не всегда совпадают с реальностью».
Как преподавать школьникам?
«Уроки, о которых мы сами мечтали в школе» – принцип АПО. Недавние олимпиадники действительно могут поставить себя на место ученика и скорректировать урок, учитывая это. Так, к примеру, строит свои уроки Софья:
«Хочется, чтобы максимальное количество учащихся разобрались в теме. Пытаюсь вспомнить трудные моменты, с которыми я сама сталкивалась во время обучения. И это действительно помогает детям лучше воспринимать материал. В свое время мне повезло с учителями. Они действительно вдохновили меня на занятие математикой и преподаванием в том числе. Это были как преподаватели кружков, так и школ, репетиторы. К тому же, мне кажется, что методика не особо изменилась, ведь листковая система работает до сих пор».
*Софья Солдатова говорит о листковой системе. Это методика преподавания, при которой ученику дается листок с задачами. Если школьник считает, что решил задачу, он должен рассказать решение преподавателю, после чего получает либо «плюс», либо объяснение, почему его рассуждения неверны. По сути, это очень полезная корректировка самостоятельной работы.
![](https://xn--80a2ac.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/sofja-sodatova-768x1024.jpg)
«А мне кажется, что методика должна быть такая, чтобы по максимуму заинтересовать учеников, – дополняет Даниэла. – Если заставить их зазубрить схему решения – от этого не будет много толку. Нужно больше примеров из жизни, веселых задачек и игр, чтобы пробудить интерес к предмету. Я практически всегда стараюсь ставить себя на место ученика, вспоминаю, как мне было сложно понять что-то, и стараюсь сразу прояснить все непонятные моменты. Самая большая проблема тут – ребенком я часто понимала многие вещи быстрее других. Из-за этого я иногда немного тороплюсь в объяснениях сейчас. Но как только я это замечаю или меня переспрашивают, сразу стараюсь объяснить наиболее доступно и понятно с нужной скоростью».
Дружелюбное раскрытие возможностей
На старте карьеры учителю особенно важна поддержка — как методическая, так и моральная. Наши преподаватели находятся среди учеников и коллег, ради которых хочется стараться и самосовершенствоваться.
«АПО — дружелюбное раскрытие возможностей. Здесь тебя не будут заставлять что-то делать — ты будешь стараться сам, если этого захочешь. Олимпиады — это не только увлекательные задачки, которые расширяют твой кругозор и развивают твое мышление. Благодаря олимпиадам ведь можно поступить в вуз без вступительных испытаний, и поэтому стимул заниматься ими повышается. Но делать это стоит только если вы действительно горите процессом, ведь именно ваше желание — это ключ к успеху и счастью», — говорит Даниэла.
Софья Солдатова соглашается:
«АПО предоставляет действительно огромные возможности каждому, стоит только проявить желание. Возможности как в обучении, так и в работе. Это большая дружная семья, где ты всегда найдешь поддержку и обретешь новых друзей».
![](https://xn--80a2ac.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/arsenij-kuznecov-1024x683.jpg)
А если стать преподавателем еще в школе?
Кафедра математики АПО тесно сотрудничает с кафедрой математики Школы Центра педагогического мастерства. В этой школе ребята могут попробовать свои преподавательские навыки, уже будучи в старших классах.
Вот что говорит об этом руководитель обеих кафедр Арсений Кузнецов:
«Доносить свои мысли и правильно понимать собеседника, организовывать процессы и других людей, публично выступать — все эти навыки, приобретаемые в процессе преподавания, являются ключевыми в деятельности управленца,
бизнесмена, учёного, для работы в любой серьёзной индустрии. Именно поэтому мы стимулируем раннее получение нашими учениками преподавательского опыта, не столько даже предлагая им выбрать преподавательскую карьеру (хотя будем рады, если кто-то в итоге это сделает), но давая им возможность получить опыт, необходимый для будущей успешной деятельности в любой сфере.
Начиная с 10 класса ребята имеют возможность участвовать в регулярных кружках, каникулярных сборах и выездных школах в качестве ассистентов преподавателей. Они принимают решения у более младших школьников, разбирают сложные задачи индивидуально, помогают в составлении учебных материалов. И уже на первом курсе университета, получив первичный преподавательский опыт будучи школьниками, они могут самостоятельно вести занятия математических кружков».
Такие ученики действительно набираются опыта и оттачивают свои навыки как в научной, так и в преподавательской сфере. О сборах по комбинаторике отзывается ученица 11 класса школы ЦПМ и ассистентка образовательной площадки Екатерина Жемчугова:
«Этой зимой я работала на сборах по комбинаторике ассистентом преподавателя, и в мои обязанности входило слушать решения участников и проверять, насколько хорошо они поняли тему и решение каждой задачи, которую рассказывали. Иногда оказывалось, что человек что-то недопонял или не понял материал вообще: в таких случаях я рассказывала всю тему с нуля, начиная с теории и заканчивая примерами решения задач. Конечно, в такие моменты ты сам погружаешься в тему, ведь ты объясняешь ее другому человеку, особенно ребенку. Самому приходится понять все до мелочей. Сейчас я досконально разбираюсь в некоторых темах комбинаторики благодаря этому».
![](https://xn--80a2ac.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/katja-zhemchugova-843x1024.jpg)