Есть ли олимпиадная жизнь после школы?
Если вы стоите на пороге студенчества и с грустью оглядываетесь назад, вспоминая об олимпиадах, то у нас для вас есть хорошие новости: студенты тоже участвуют в олимпиадах. О том, почему студенческие олимпиады – это полезно, чем они отличаются от школьных и как совмещать медицину с лингвистикой, мы поговорили с преподавателем кафедры русского языка АПО Майей Сидоровой, которая стала победителем олимпиады «Я – профессионал» по филологии.
Как ты узнала про олимпиаду?
Я участвовала в этой олимпиаде с первого сезона (2017/2018). Дело в том, что на первый курс я пошла сразу в два института – МГЛУ и МГМУ им. Сеченова, и осенью 2017 года в мединституте объявили, что начинается регистрация на олимпиаду «Я – профессионал». Всем участникам пообещали зачёт по любому предмету, а победителям – пятёрку за экзамен. Тогда я записалась на олимпиаду по лечебному делу и на другие предметы (и даже выходила по ним в финал), но мне не хватило внутренней мотивации, чтобы участвовать дальше. Лишь к пятому сезону (2021/2022) я почувствовала, что смогу принять участие в финале, правда, только по профильным для меня направлениям – филологии и лингвистике.
Правильно понимаю, что ты закончила два бакалавриата?
Нет, одно из моих образований – лечебное дело – это специалитет. К сожалению, специалитет закончить не удалось. Но я закончила бакалавриат по направлению лингвистика. Сейчас обучаюсь на магистратуре «Лингвистика. Теория и практика аудиовизуального перевода». Но мне до сих пор интересны как естественные науки, так и гуманитарные. Я планирую писать свою дипломную работу по теме, связанной с медицинским переводом, и в дальнейшем работать в этой области.
Как ты готовилась к олимпиаде?
Во время подготовки к финалу по филологии и лингвистике я изучала демоверсии и критерии оценивая заданий, прорешивала похожие задачи. Также помог опыт работы в школе: я сама составляла задания по мотивам демоверсий, а потом мы разбирали их с детьми.
Не могла бы ты кратко описать суть заданий как отборочного, так и заключительного этапа?
В отборочном этапе я не участвовала: вместо этого можно было пройти определенные онлайн-курсы, которые засчитывались за прохождение первого этапа, что я и сделала.
Заключительный этап по филологии состоит из нескольких блоков заданий – по русскому языку, по литературе и по английскому языку. В первый блок входили задания на фонетику, дореволюционную орфографию, изучение разделов русского языка в школьной программе. Во втором блоке надо было поработать с докладами литературоведческой конференции, представить себя на месте художника-иллюстратора, узнать книгу по описанию, определить, на чем строится юмор в стишках-пирожках. Третий блок предполагал работу с текстом на иностранном языке и составление анонса научной конференции.
В лингвистике тоже несколько блоков: прикладная лингвистика, лингвистическая задача, переводоведение, работа с английским текстом. В одном задании требовалось найти способы манипулирования мнением людей в речи политика; а в другом – соотнести два небольших текстов, которые приписывают классикам русской литературы, и определить по лингвистическим признакам, какой из них настоящий, а какой написан нашими современниками. Помимо этого была работа с корпусом и проверка сочетаемости слов без словаря.
Финал олимпиад проходил дистанционно, но списать было невозможно из-за прокторинга (процедуры контроля за ходом дистанционного испытания).
Легко было набрать нужное количество баллов?
На олимпиаде по филологии пришлось апеллировать: в критериях оценки некоторых заданий были неточности. Я смогла проанализировать различные справочники и написать опровержение, но мне всё равно прибавили меньше баллов, чем я просила. Тем не менее… этого оказалось достаточно, чтобы попасть в победители, но недостаточно, чтобы получить бронзовую медаль по филологии.
Насколько задания олимпиады соотносятся с программой обучения в вузе?
Обе олимпиады сложнее, чем вузовская программа: например, не все филологи изучают методику преподавания русского языка для школьников; в заданиях по литературе были книги, которых нет в программе. В олимпиаду по лингвистике включили задания по прикладной лингвистике и лингвистическую задачу. Оба этих раздела обычно не изучают достаточно глубоко, но их вполне можно освоить самостоятельно.
Были ли задания, требующие весьма специфических навыков (например, писать стихи), которым в вузе не учат?
Особо специфических заданий не было. Но могу сказать, что мне очень помогли знания, которые я получила еще при подготовке к школьным олимпиадам: я тратила меньше времени на то, чтобы понять, что требуется написать в ответе.
Студенческие олимпиады – это полезный опыт?
Как мне кажется, студенческие олимпиады и конкурсы необходимы для того, чтобы развивать свои профессиональные навыки, применять и углублять полученные знания. Помимо этого на олимпиадах можно знакомиться с интересными людьми. К тому же после отборочного этапа олимпиады я полюбила различные онлайн-курсы, продолжаю проходить их и сейчас, во время каникул. А благодаря конкурсу проектов «Твой ход» у меня появилась возможность реализовать одну идею в нашем институте.
Какие льготы предоставляются победителям олимпиады «Я – профессионал»?
Некоторые институты предоставляют льготы для поступления. Медалисты получают денежные премии. Также все призеры и победители в следующем сезоне могут попасть в финал, минуя отборочный этап.
Чем принципиально студенческие олимпиады – по заданиям, по духу, по мотивации – отличаются от школьных?
В студенческих олимпиадах участвует гораздо меньше человек, чем в школьных. На это есть свои причины: институты недостаточно широко распространяют информацию об олимпиадах, не все хотят идти в магистратуру/аспирантуру, а если и хотят, то интересующий вуз может не предоставлять льготы по олимпиаде.
А чем олимпиады похожи?
По духу студенческая «олимпиадная тусовка» сопоставима со школьной. Ребята с олимпиады «Я – профессионал» оказались очень дружными, они с удовольствием делятся опытом, а также подсказывают, как лучше поступить в той или иной ситуации.
Помог ли тебе как-то опыт работы в АПО при участии в олимпиадах?
Опыт работы в АПО мне помог структурированно ответить на все вопросы, а также оперативно найти источники, на которые я опиралась при составлении апелляции.