Мария Коленова
Преподавательница кафедры литературы АПО
Призёр заключительного этапа ВсОШ по литературе
— Скажите, вам о чём-нибудь говорит фамилия Тургенев? — мужчина на экране видеоконференции смотрел не в камеру, а на себя в крошечном окошке.
— Ну… и что вам она говорит? — из стёкол немодных очков другой тётеньки родились два презрительных глаза.
— Говорит, — ответила я, чувствуя, как страх завязывает голосовые связки в унизительный прохладный узел.
— Стихи… в прозе, — я выбирала слова осторожно, как будто ступала по разъезжающимся дощечкам подвесного моста. Каждый шаг по охавшим ступеням превращал верёвочную переправу в свихнувшийся график синуса.
Так проходила апелляция регионального этапа ВсОШ по литературе, когда я училась в 10 классе. От темы к теме ехали медленно, как по Москве на телеге. Мучительно медленно. Или мне так казалось из-за того, что сердце билось со скоростью мотора спортивного автомобиля.
Мне добавили два балла. И столько же мне не хватило, чтобы пройти на заключительный этап в том сезоне.
Уже через год я получила 99 баллов из 100 за работу на региональном этапе, вышла на заключительный, стала призёром и поступила на факультет журналистики МГУ.
Иногда для успешного результата недостаточно одних знаний. Можно перечитать все учебники и блестяще разбираться в истории, но в нужный момент не показать этого. И вот три большие мысли, которые помогли мне улучшить результат.
Надо сделать так, чтобы членам жюри захотелось дочитать работу до конца. И это в силах участника
Представим ситуацию: есть две работы. В них изложены похожие наблюдения, используются синонимичные аргументы. Но одну работу оценили выше, чем другую. Почему такое могло произойти? Дело не только в том, что вы пишите в работе, но и в том, как излагаете мысли.
Представьте, что вы журналист, а ваш проверяющий — читатель. Ему будет интересно читать вашу статью (то есть работу)? Что нужно сделать, чтобы он прочитал её не по диагонали, а с интересом? Не забывайте, что через руки проверяющего за день проходят десятки работ. Ваша должна запомниться.
Моей тетради с конспектами по литературе скоро исполнится пять лет. Хотя назвать её тетрадью будет неуважительно: это уже папка, толщиной в триста листов. По объёму она тянет на небольшой роман, по содержанию — на учебник. Так вот, я веду её с двух концов. С одной стороны — конспекты, а с другой — интересные обороты, необычные сравнения и другие ораторские находки, которые я собираю, как бисер, из каждой интересной лекции и статьи.
Выписывайте всё, за что цепляется ваш читательский глаз, и вплетайте в работу. Успех на олимпиадах по литературе и журналистике во многом строится на начитанности и насмотренности.
Чтобы написать картину, которую купят на аукционе, нужно не только мастерство, но и хорошие краски. Чтобы написать успешную работу на олимпиаде, нужны не только знания, но и точные слова. Ведь шершавым языком школьного сочинения сложно рассказать о том, что представляет не только научный, но и литературный интерес.
Ты то, что читаешь. Нужно научиться правильно выбирать как научные, так и художественные тексты
Что объединяет составителей олимпиад и книжных блогеров? И те и другие любят писать списки литературы. Но сейчас мы поговорим не про «Сто книг, который должен прочитать каждый культурный человек», а про то, что можно читать, смотреть и слушать перед олимпиадой.
Главное и обязательное — знать тексты из школьной программы своего и предыдущих классов. Олимпиада предполагает, что вы не просто школьник, а культурный и грамотный человек, который разбирается по крайней мере в школьном каноне.
Второй, но не по значимости, навык — умение в каждой книге и лекции отличать мнение от версии, версию от факта, а правдивый факт от ложного.
Факт — это событие или явление, существование которого доказано и подтверждено объективными данными. Факты можно проверить и подтвердить независимыми источниками. Например, Пушкин родился в Москве — об этом есть запись в метрической книге церкви Богоявления.
Версия — это одно из возможных объяснений события или явления. Версия может быть основана на частичной информации, предположениях или догадках. Она требует дополнительной проверки и подтверждения. Может быть несколько версий одного и того же события, и не все они могут быть верными. Например, есть версия о том, что Сергея Есенина убили, вопреки официальным данным, или что у Маяковского было обсессивно-компульсивное расстройство.
Мнение — это субъективная оценка, точка зрения или суждение о событии, явлении или предмете. Мнение основано на личном опыте, убеждениях, чувствах и может не соответствовать действительности. Например, Белинский называет Евгения Онегина «эгоистом поневоле» — это его мнение о персонаже как критика.
А вот ещё одна рекомендация: при подготовке к региону можно ориентироваться на списки литературы для перечневых олимпиад и университетские учебники для младших курсов. Моей находкой стала книга Бориса Гаспарова «Литературные лейтмотивы». В ней есть глава, посвящённая поэме «Двенадцать» Блока, и именно с этим текстом было связано творческое задание на регионе в мой год.
А ещё важно оставаться в курсе того, что происходит в современной литературе. Читайте литературные журналы, где публикуются современные авторы: «Юность», «Знамя», «Новый мир». Следите за поэтами и прозаиками, которые получают литературные премии «Лицей», «Большая книга». Их произведения чаще других попадают в комплекты заданий.
Блог о своём олимпиадном пути поможет сохранить мотивацию
Вы наверняка видели, как блогеры устраивают челленджи и марафоны длиной в месяц или два, а то и больше. В это время их блог превращается в дневник: каждый день они рассказывают об инсайтах, посетивших их во время испытания, о прогрессе, делятся советами и наработками.
Попробуйте создать свой блог о пути к успеху. Ведение социальных сетей очень дисциплинирует, ведь есть аудитория, которой интересно наблюдать за тем, как автор идёт к цели, а значит, появляется мотивация ботать, чтобы контент не иссякал.
Перед всероссом в 11 классе я тоже вела канал, где было от силы 30 подписчиков. Но чувство, что меня читают, мне ставят реакции и пишут комментарии, заставляло, во-первых, публиковать что-то каждый день, а во-вторых, научило пересказывать сложный материал простыми словами.
На него подписывались не только мои друзья и родные, но и те, с кем я должна была соревноваться на олимпиадах. И, поверьте, это не страшно. Не бойтесь, что у вас возьмут интересную идею. Бойтесь, что не сможете её дать.
Дата публикации: 20 декабря 2024