![Геркулес: искусство в мультфильмах, изображение №1](https://sun9-62.userapi.com/impg/H35r-hR4-TyZUUn5kJGXo-HcGlQa2sGru2DEOg/pvKNnsbRKOM.jpg?size=360x512&quality=96&sign=5f0b0da02741676e861e21bf9a373722&type=album)
Как вы знаете, многие авторы мультипликационных фильмов берут образы персонажей из искусства, истории и культуры. Сегодня речь пойдёт о мультфильме «Геркулес».
Это американский полнометражный мультфильм студии «Walt Disney Pictures», основанный на греческих мифах о Геракле. Для известной киностудии «Геркулес» — единственное произведение, которое напрямую обращается к периоду Античности и теме мифологии.
Главный герой мультфильма — Геркулес, сын Зевса и Геры, рождённый на Олимпе и посланный в мир смертных царём подземного царства Аидом, братом Зевса. Но не стоит учить мифологию по этому мультфильму, поскольку в нём есть ряд несоответствий:
— Геркулес — персонаж из древнеримской мифологии, а римляне после захвата Греции стали активно перенимать культуру Эллады. Имя Геркулес соответствует древнегреческому Геракл.
— Родители Геракла — бог Зевс и дочь царя Микен Алкмена.
— Гера — жена Зевса, которую Афина обманом заставила кормить грудью Геракла. Когда покровительница брака и семьи узнала о смертности ребёнка, она возненавидела Афину и Геракла и поклялась им отомстить.
— Место рождения Геракла — Фивы, крупнейший город в Греции. Поскольку его матерью была смертная женщина, то он не мог родиться на Олимпе.
В мультфильме встречаются фразы и сцены, обращающие зрителя к 12 подвигам Геракла:
— Авгиевы конюшни, о которых говорит Филоктет, планируя день героя;
— Лернейская гидра, которую послал Аид, чтобы убить Геркулеса;
— Битва с кентавром ради спасения Мегары.
Помимо мифологии в мультфильме встречались и другие элементы древнегреческой культуры.
Архитектура
![Геркулес: искусство в мультфильмах, изображение №2](https://sun9-59.userapi.com/impg/fjCCjjzzAkPLrQ2sUcd5j0BjVNEFmZE5GNtTZw/TPGQPyajel0.jpg?size=807x379&quality=96&sign=7bc987497ef78c4afc2d104181284b31&type=album)
Храм расположен на холме, это одна из характерных черт древнегреческой культуры. При проектировании и строительстве архитектурных сооружений не нарушалась гармония с природой, поэтому многие архитектурные сооружения возводились на вершинах холмов, а для их строительства выбирались наиболее живописные места.
Перед нами характерный периптер дорического ордера.
Периптер — это основной тип древнегреческого храма архаического и классического периодов. Ордерная система храма (изображение №2) — дорическая, одна из самых популярным в архитектуре Древней Греции.
Храм Зевса из мультфильма можно сравнить с действительно существующим храмом Геры (Посейдона) в Пестуме (последнее изображение в карусели), который относится к архаическому периоду.
Вазопись
![Чернофигурная вазопись, её расцвет приходится на VII—IV века до н. э.](https://sun9-49.userapi.com/impg/QIehCRvTooC3PkeMT5Bm1VTAbwiOch3GdYMtcg/x-E4o57Fn0A.jpg?size=807x330&quality=96&sign=66461be5ab5bf2219ec205d3fa3fa8f8&type=album)
Один из самых популярных видов искусства в Древней Греции, кроме того, является оригинальным для культуры Античности. В отличие от римлян греки развивали вазопись и часто меняли материалы.
Так, в Коринфе рано начинают использоваться чёрный лак, процарапывание и
накладные краски. Таким образом коринфские художники создают чернофигурный стиль.
Техника
На сосуды чёрным лаком наносится силуэт, на нём процарапываются внутренние линии (гравированные линии). Помимо гравированных линий используются накладные краски (пурпур и белая), позволяющие подчёркивать некоторые элементы (орнаменты, элементы одежды, волосы, гривы животных и оружие). Белой краской, например, неизменно показываются тела женщин.
Другой вариант росписи —покрытие почти всего сосуда чёрным лаком с оставлением одного окна со светлым фоном, в которое помещается изображение (часто это протомы животных, воина).
К началу VI века ориентализирующие тенденции в вазописи окончательно изживают себя, начинается господство чернофигурного стиля.
Вазопись имела следующие особенности:
— исчезает пёстрость;
— орнаментальные вставки начинают иметь изобразительный смысл: розетка или пальметка заменяются летящей птицей;
– главный интерес керамистов теперь сосредоточен на человеческой фигуре, действии, событии;
– пробуждаются реалистические тенденции, интерес к завоеванию пластической формы;
– типично аттическая черта: обилие всякого рода надписей сопровождает вазовую декорацию. Рядом с фигурами надписываются имена действующих лиц и иногда даже слова, произносимые ими.
В аттических мастерских устанавливается обычай воздавать похвалу красивым юношам афинского аристократического общества в вазовых надписях. Геркулес полностью соответствует этому образу.
Ватиканская ваза Экзекия (третье изображение в карусели) является наглядным примером чернофигурного стиля.
После чернофигурного стиля приходит краснофигурный (место рождения — Афины), он изобретается около 530–520 гг. до н.э. и со временем вытесняет чернофигурный.
Причина недолговечности чернофигурного стиля, возможно, заключается в том, что по существу своему он был основан на абстракции чёрного силуэта, был антинатуралистичным, направленным в сторону декоративной стилизации. В то время как в греческом искусстве в то время пробуждались реалистические тенденции и интерес к завоеванию пластической формы. Краснофигурная керамика даёт большую пластичность, пространственность, трёхмерность.
![Кадр из мультфильма](https://sun9-10.userapi.com/impg/jnI5pnGxo3JCLo4oB7FjNOt3S7fq1-mxQnttug/cyqr6T9tdPs.jpg?size=720x419&quality=96&sign=b98488ce1fe1e12cf12bfc5dff47fa2b&type=album)
Резюмируя:
«Геркулес» интегрирует черты древнеримской и древнегреческой культур, но при этом вовлекает зрителя в историю Античности и посвящает детей (которые являются большинством аудитории) в мифологию и историю Эллады.
Автор статьи: Ульяна Ваганова