Автор: Роман Владимирович Трофимов,
преподаватель кафедры географии АПО,
победитель заключительного этапа ВсОШ по географии
Начинается блок практического тура обычно с проверки умения чтения карты и определения местоположения территории в пространстве (для этого неплохо владеть умением «представлять координаты»).
Пример
- Какой город-порт изображён в центральной части карты? В какой стране он находится?
Для решения этого задания нужно знать фактологию (связать в голове написанные «р. Вента» и «г. Вентспилс»); для частичного решения задания необходимо по координатам и топонимам определить страну — Латвию, это можно сделать и без опознания порта.
Ещё пример
- Окрестности какого города, являющегося столицей государства, изображены на карте?
Один из способов решить это задание — поработать с топонимами. Внимательно посмотрите на карту и выпишите несколько названий (например, населённого пункта, реки, водоёма и элемента рельефа).
В случае с предложенной картой такими топонимами будут: город Керацинион, залив Ираклиус, полуостров Пирей. Даже поверхностный лингвистический анализ позволит установить сходство этих слов с греческими. Колоний у Греции не было, греческий язык распространен только в одной стране (не считая Кипра, но Кипр не подходит здесь по характеру береговой линии), следовательно, искомая столица — Афины.
Важно также научиться считывать контекст территории — некоторые её физико-географические и социально-экономические свойства на основе положения. Часто на карте есть индикаторы контекста — объекты, образующиеся только при определённых условиях. Нередко задания практического тура как раз направлены на оценку понимания контекста. Перейдём к реальным примерам с картой Вентспилса.
- Какие хозяйственные объекты, связанные с основной специализацией изображённого на карте морского порта, обозначены таким же условным знаком, как на рисунке 2?
Вентспилс — исключительно важный порт Советского Союза, а ныне — Латвии. Этот факт, безусловно, добавляет какие-то новшества, которые возможно прочесть на топографической карте. Составители задания спрашивают, что за объекты изображены на карте.
На рисунке выше изображены газгольдеры — резервуары для хранения углеводородов, а также нефтепровод, следовательно, специализация порта — нефть и нефтепродукты. Такие задания можно решать с двух сторон: либо аналитически (в данном случае — определив объекты, ведь нефтепровод достаточно узнаваем), либо фактологически (в данном случае — зная порт Вентспилс).
Кстати, вы также можете повысить готовность к олимпиаде и уверенность в своих силах, посмотрев недавно вышедший цикл лекций, посвящённых работе с топографической картой, и прорешав задания к нему
Пример заданий другого года
Самый базовый пример определения контекста — поиск главных рельефообразующих факторов территории. На рельефообразующие процессы может влиять множество факторов: уклон, заселённость, количество осадков, наличие многолетней мерзлоты и другиею Безусловно, все они так или иначе отображаются на карте.
Пример
- Озёра каких типов встречаются на территории, изображённой на карте? Выберите несколько правильных вариантов из списка.
А. Вулканические
Б. Завально-запрудные
В. Ледниковые
Г. Метеоритные
Д. Пойменные
Е. Приморские
Ж. Тектонические
З. Термокарстовые
И. Эоловые
Для решения этой задачи необходимо сначала примерно определить территорию по координатам, а затем провести комплексный физико-географический анализ (начиная с того, что исследуемая территория — это предгорья и непосредственно горные хребты, и заканчивая северным положением. После анализа получится исключить лишние варианты. Правильный ответ — ледниковые (в недавнем геологическом прошлом территория подвергалась оледенению), пойменные (старицы, некоторые из них даже видно), тектонические (интенсивное горообразование), термокарстовые (район распространения многолетней мерзлоты).
К любой топографической карте прилагается расчёт. Это проверка базового умения считывать численные показатели с объектов и обрабатывать их.
Пример
На карте 2 (Вентспилс) необходимо было рассчитать расход воды в реке Вента.
- Рассчитайте величину расхода воды (в м³/с) в реке Вента в створе АБ, предположив, что поперечное сечение её русла имеет форму прямоугольника. Ответ выразите в м³/с и приведите расчёты.
Для этого необходимо изначально рассчитать масштаб любым из четырёх способов (об этих способах можно узнать в видеокурсе), затем измерить ширину створа и перевести в длину на местности с использованием масштаба. Далее требуется показатель глубины, его мы берём с карты (для этого необходимо знать условные знаки и уметь с ними работать). Умножив глубину створа на его ширину, мы получим площадь живого сечения реки. Взяв с карты ближайшее к створу значение скорости течения и умножив его на площадь живого сечения, мы получим расход воды.
Ещё пример
- Какой объём древесины можно заготовить на обозначенном цифрой 1 участке, который ограничен двумя квартальными просеками и соседствует с массивом редколесья?
Для решения необходимо вычислить площадь искомого участка (а для площади нам нужен масштаб). Затем, пользуясь приведённой формулой леса, узнаём, что среднее расстояние между деревьями — 4 м. Делим площадь участка на квадрат расстояния между деревьями (деревья располагаются в узлах квадрата со стороной 4). Умножаем получившееся количество деревьев на запас древесины в одном дереве (рассчитывается по формуле объёма конуса — 1/3*22*(0,27/2)2* π) и получаем объём леса, который можно заготовить с данного участка.
В любом случае работа с картой требует большой теоретической подготовки, а также глубоких знаний природы объектов и умения производить расчёты по имеющимся показателям.
Кроме уже ставшей привычной топографической карты, в заданиях иногда фигурируют и другие — тематические. Например, в региональном этапе ВсОШ встречались синоптическая и геологическая карты. Для работы с ними также нужно обладать багажом теоретических знаний, однако бояться их не нужно, так как почти половина решения кроется в постановке вопроса, а до второй половины можно дойти путём аналитических рассуждений. Разберём несколько заданий с такими картами.
Для начала, как и в работе с любой картой, необходимо внимательно просмотреть все условные обозначения, как бы слиться с картой воедино. Отмечаем, что карта составлена на один из дней декабря, зима определяет особенности атмосферной циркуляции.
Вспоминаем, что существуют сезонные и постоянные атмосферные вихри и находим их на карте, запоминаем, как они выглядят. Видим исландский минимум и отмечаем, что к нему приурочены атмосферные фронты (впрочем, этот этап можно пропустить, зная, что формирование циклонов непосредственно связано с перемещением фронтов, а циклон — зона низкого давления, следовательно, атмосферные фронты — индикатор циклона).
Далее везде, где видим атмосферную систему с фронтами, заполняем пустые ячейки буквой Н — тем самым обозначаем низкое давление.
Поработаем с азиатским максимумом: видим, что фронтов нет, следовательно, отсутствие фронтов в барической системе — индикатор антициклонов (максимумов).
Далее, зная особенности формирования циклонов и антициклонов, а также владея информацией о строении, мы сможем путём аналитических рассуждений дорешать и все остальные задачи.
Тематические карты, безусловно, требуют специфических знаний, однако они не выходят за рамки базовых. Главное — не бояться и не переставать рассуждать аналитически, выстраивая закономерности шаг за шагом. Любите карты, смотрите на карты, размышляйте о пространстве и никогда не переставайте учиться, тогда всё получится!
Преподаватели АПО помогут не только изучить самые важные темы перед региональным этапом ВсОШ, но и отработать его формат на практике! Выберите подходящий вам курс на странице кафедры географии АПО
Дата публикации: 10 января 2025