Стратегии подготовки к устной и письменной частям регионального этапа по французскому языку: советы и рекомендации


Анастасия Шелпакова

Новогодние праздники приближаются, а вместе с ними подходит и время региональных этапов. И хотя в 2025 году региональный этап по французскому состоится в феврале, активно готовиться надо уже сейчас! А для того, чтобы подойти к региону на пике, необходимо не только усовершенствовать универсальные языковые навыки, но и отточить формат каждой части олимпиады, доведя его до идеала, чтобы чувствовать себя уверенно при выполнении заданий и не позволить стрессу взять верх над твоими знаниями. Какие именно стратегии использовать при подготовке и выполнении каждой из частей регионального этапа, чего лучше избегать, а что, наоборот, может принести тебе дополнительные баллы? Лови советы от кафедры французского языка АПО.

Поскольку региональный этап по французскому языку состоит из 5 разных форматов, которые объединены в две большие части (письменную и устную), полезно и эффективно будет рассмотреть стратегии для каждого формата. Начнём с письменной части.

Аудирование

Как правило, на региональном этапе это первый блок заданий, который тебе предстоит выполнить. С одной стороны, аудирование — это тип заданий, который выполняется довольно быстро (обычно оно занимает 25–35 минут) и отлично подходит для того, чтобы приступить к региональному этапу. С другой стороны, оно требует намного большей концентрации, а цена даже небольшой невнимательности возрастает — нередки случаи, когда ученик, прослушав какое-либо специфическое название, теряет на этом баллы. При этом аудирование содержит задания не только на множественный выбор, где важно уловить суть, но и с развёрнутым ответом, где нужно в паре предложений изложить услышанное, а иногда и дать свою более подробную интерпретацию слов участников передачи. Для того чтобы успешно справиться с аудированием, недостаточно просто свободно воспринимать устную речь на слух, необходимо также тренироваться быстрому конспектированию при параллельном прослушивании аудиозаписи и развивать навыки концентрации и гибкости. Вот несколько идей, которые помогут тебе это сделать:

1. Регулярно делать скрипты (аудио можно брать с сайтов или в приложении France Inter, Radio France, BFMTV) в ходе прослушивания записи, от руки записывая ключевые моменты и идеи говорящих: на региональном этапе часто просят написать название передачи или радио, должности, степени и публикации ведущих или приглашённых гостей, а также названия различных организаций. Иногда могут попросить написать дату какого-либо события. Не забывай, что французы могут намеренно произносить даты более быстро, чем остальные слова, как бы «проглатывая» их. В общем, для успешного выполнения аудирования совершенствуй навыки быстрого конспектирования и концентрации!

2. Уже на олимпиаде у тебя не будет времени продумывать стратегию выполнения заданий, поэтому стоит заранее подумать о том, какие действия ты будешь выполнять и в каком порядке. Например, до первого прослушивания прочитать вопросы и подчеркнуть в них ключевые слова, на которые стоит обратить внимание, или разделить листы с заданиями и разложить их наглядно, как тебе наиболее удобно, чтобы не возникло ситуации, когда в середине записи ты начинаешь судорожно переворачивать листы в попытке записать ответ на вопрос.

Чтение

Чтение, или понимание письменных текстов, для многих является наиболее простой частью олимпиады — есть время просмотреть вопросы, прочитать текст, к которому можно вернуться в любой момент, при этом не нужно переживать, как что-то сказать или генерировать свои идеи. Главное — понять, о чём сами тексты (а на региональном этапе их обычно несколько, от двух до трёх) и что спрашивают в заданиях. Тем не менее для чтения регионального этапа также есть ряд рекомендаций, которые помогут наиболее быстро и эффективно выполнить все задания:

1. Успех в этой части напрямую связан с твоей способностью воспринимать письменную французскую речь, поэтому совет номер один — читать как можно больше статей на новостных сайтах или в приложениях (Le Figaro, 20 minutes, l’Humanité), выписывать лексику и грамматические конструкции из них (не все, а те, которые тебе кажутся наиболее интересными и важными для понимания смысла текста). Регулярное потребление контента на французском приучит твой мозг к особенностям французской письменной речи, поэтому читать тексты на олимпиаде будет значительно проще!

2. Расширение кругозора также способствует улучшению понимания письменного текста. Поскольку на региональном этапе могут встретиться самые разные темы — от моды до экологии, от искусственного интеллекта до новинок кино. Словарный запас по этим темам и общее представление об актуальных для Франции проблемах даст тебе огромное преимущество в этой части.

Лексико-грамматический тест

У многих участников регионального этапа задания на лексику и грамматику вызывают наибольшее количество трудностей, поскольку для их выполнения необходимо не только в совершенстве владеть французской грамматикой и иметь богатый словарный запас, но и обладать неким чувством интуиции, ведь олимпиада — это не экзамен, а творческое состязание, поэтому составители нередко прибегают к включению в эту часть таких заданий, правильный ответ на которые невозможно знать из книжек — до него нужно догадаться, используя, конечно, знания французской грамматики. Например, на региональном этапе тебе могут дать текст с пропусками, в которые надо вставить глаголы из списка по смыслу и поставить их в нужное время и нужную форму — таким образом проверяется как твоё знание грамматики, так и «чутьё» языка, умение понимать смысл текста и его лексические оттенки. Что делать и на чём тренироваться, чтобы лексико-грамматический тест принёс тебе много баллов?

1. Конечно, без этого никуда — закрой все пробелы в грамматических темах или изучи их заново, если чувствуешь, что спряжения глаголов путаются, а subjonctif употребляется не там, где следует. Лексико-грамматический тест не щадит за грамматические ошибки, на которые могут закрыть глаза в том же аудировании и чтении, здесь всё должно быть ясно и чётко. Пусть такое положение дел не пугает тебя, ведь есть и свои плюсы — когда ты уверенно почувствуешь себя в грамматике и будешь знать, что тебя не подловить даже в самых трудных темах, эта часть станет одной из самых быстрых и приятных для тебя!

2. Даже при прекрасном владении грамматическими темами баллы за эту часть могут набираться не так легко, как хотелось бы. Выход для улучшения ситуации — это развивать чувство языка, которое достигается лишь регулярным погружением в языковую среду: чем больше ты будешь читать и слушать на языке, тем легче тебе будет понимать смысл даже самых сложных текстов и работать с лексико-грамматическими конструкциями.

Письмо

Пожалуй, самая креативная и неординарная часть олимпиады, сильно отличающаяся от формата обычных экзаменов — это письмо. На региональном этапе тебе будет предложено на основе исходного документа (это может быть как статья, обзор на какое-либо явление, сводка, так и сообщение на форуме, чётко сформулированная ситуация и т.д.) написать твой текст. Опять же, формат может быть любым, но он будет обязательно указан в задании, поэтому важно внимательно читать consigne! Эта часть часто вызывает трудности по нескольким причинам: за ограниченное время (обычно час или час двадцать) необходимо прочитать и проанализировать задание и исходный документ, сгенерировать идеи, написать и проверить свой текст, количество слов которого будет указано в задании (обычно 200–300 слов). Каким советам следовать, чтобы успеть написать связный и логичный текст без ошибок?

1. Основа написания любого текста — это свободное владение грамматикой и богатый словарный запас. Нельзя придумать интересные идеи и воплотить их на бумаге, если тебе не хватает «средств» — разнообразных конструкций, синонимов и устойчивых выражений, которые делают текст ярче и живее. Чем больше слов на разные темы ты выучишь и закрепишь (про то, как эффективно учить новые слова, мы писали здесь), тем выше вероятность написания на эти темы различных статей или сообщений.

2. В то же время на олимпиаде недостаточно просто владеть языком, надо следовать определённым правилам оформления и при этом не забывать про творческий подход. Как же объединить эти два, на первый взгляд, противоречивых правила? На самом деле, на олимпиаде они отлично дополняют друг друга: следуя чёткой структуре в письме (введение, основная, часть заключение), ты сможешь внедрить в текст креативные идеи или даже уместно использовать каламбур и пошутить — на олимпиаде шутки по теме, личные истории или анекдоты в письме приветствуются, ведь они говорят не просто о заученном наборе фраз, а о свободном владении языком.

Все четыре рассмотренных выше формата проходят в письменном виде: общим для них является то, что они требуют концентрации, собранности и отточенного владения грамматикой и лексикой.

Устная часть

Устная часть на региональном этапе по французскому языку проходит в отдельный день и представляет собой особый вид испытания. Общий порядок заключается в том, что ты тянешь билет с темой, затем в течение 15 минут готовишься и затем идёшь отвечать жюри. После твоего монолога члены жюри вступают с тобой в беседу, задают уточняющие вопросы, чтобы лучше понять твою точку зрения или расширить обсуждаемый вопрос. Темы на устной части встречаются самые разные: от освоения космоса и научных разработок до учёбы и прав животных. То же самое и с форматом: тебе могут предложить описать картинку или графики, проанализировать небольшую статью, разыграть ситуацию участия в конференции или в круглом столе — простор для воображения очень большой, но в задании будет подробно описано всё, что надо сделать. Как улучшить речь и какие техники использовать, чтобы произвести благоприятное впечатление на жюри?

1. Значительный секрет успеха в устной части — это чёткое следование намеченному плану. Не нужно писать весь текст, который ты планируешь сказать, от руки (за время подготовки это невозможно сделать), главное — продумать основные пункты, которые стоит осветить, опираясь на исходный документ и на задания. Также полезно накидать себе слова и выражения, которые хочешь употребить, чтобы не забыть их во время ответа.

2. Важно помнить, что на устной части ты будешь общаться с людьми, а не выполнять работу наедине с собой, поэтому времени подумать и исправиться нет — надо действовать здесь и сейчас. Говори чётко, уверенно и не очень быстро, чтобы не возникало неловких пауз. Так ты создашь впечатление, что точно разбираешься в теме и прекрасно владеешь языком.

Советы и рекомендации, безусловно, важны. Но самое важное — это начать воплощать их жизнь. Если ты боишься или чувствуешь себя неуверенно, отбрось все сомнения и начни с малого — прочитай небольшую новость, выучи и закрепи одно новое слово. Процесс подготовки к региональному этапу длинный и сложный: возьми в привычку готовиться по чуть-чуть, но каждый день — и ты удивишься, как много ты сделаешь к моменту олимпиады. А мы в АПО тебе обязательно поможем на этом пути!

Дата публикации: 21 декабря 2024