Из чего состоит любая олимпиада по литературе

Рецепт для тех, кто хочет попробовать что-то новое и удивить своих близких необычным блюдом!


Записывайте! Для успешного написания олимпиады по литературе вам понадобятся:

  • 5 пройденных курсов по теории и истории литературы;
  • 3 литра воды (для анализа текста, конечно);
  • 28 часов в сутках, чтобы освоить список рекомендованной литературы;
  • 4 кг фантазии (для творческого задания);
  • 128 Гб памяти в голове, чтобы помнить фамилии всех исследователей литературы;
  • 250 лет жизненного опыта, чтобы понимать историко-культурный процесс.

Плюс щепотка смирения и принятия — полезно при поиске отсылок в текстах и во время обновления страницы с баллами регионального этапа.

Это все, конечно, шутки, а олимпиада по литературе, как вам хорошо известно, — дело очень серьезное! Давайте подробно разберем, как использовать ингредиенты и почему без них точно нельзя обойтись.

1. «Это лишь один из жизненных этапов, который вам предстоит пройти»

Каждая олимпиада по литературе состоит из этапов, и их может быть разное количество. Например, во Всероссийской олимпиаде школьников их четыре: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский. Другие олимпиады, например «Высшая проба» или «Ломоносов», состоят только из двух этапов — вступительного (отборочного) и заключительного.

Этапы отличаются количеством заданий, уровнем их сложности, временем, которое выделяется на написание работы, а иногда и количеством дней проведения! Этого не стоит бояться: как говорят великие, не ошибается тот, кто ничего не делает.

2. Текст — всему голова

На какой бы олимпиаде по литературе вы ни оказались, вам обязательно предложат работу с текстом. Чаще всего это анализ прозаического или лирического текста, сопоставительный анализ, развернутый ответ на вопрос, эссе.  

Работа с текстом должна быть глубокой и содержательной. При подготовке к написанию анализа текста школьников предупреждают о том, что нежелательно уходить в пересказ. Этого можно избежать, занимаясь последовательной подготовкой и регулярно практикуясь в написании анализа. 

Примеры эссе олимпиады «Высшая проба»:

  • Тема гостеприимства и хлебосольства в русской литературе (на материале не менее двух произведений). (10 класс, 2023/24 уч. г.);
  • Диалог с русской классикой в прозе второй половины ХХ века (на примере не менее трех произведений). (11 класс, 2023/24 уч. г.).

Примеры эссе олимпиады «Ломоносов»:

  • Идея разоблачения и возмездия в комедии А. Н. Островского «Лес» и романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (11 класс, 2021/22 уч. г.);
  • Мотивы славы и позора в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (8–10 классы, 2021/22 уч. г.).

3. Ты меня называла «фантазер»

Сухие знания по предмету не пригодятся даже при написании анализов и эссе, которые мы обсуждали ранее. Литература — один из предметов, в которых высоко ценятся творческие навыки и фантазия. Эти качества всегда помогают участнику оригинально и интересно выполнить творческие задания, а они бывают разнообразные. Если вы никогда не писали сценарий для короткометражки, пост для группы ВКонтакте, перевод стихотворения «с русского на русский», идею своего подкаста или экскурсии по литературным местам Рязани — на олимпиаде по литературе у вас точно будет такая возможность. 

Важно помнить, что у творческих заданий также есть критерии оценивания. И хотя эксперты ценят природное обаяние и чувство юмора участников, не забывайте придерживаться поставленной темы, выполнять все указанные пункты задания и соблюдать необходимый объем, если о нем было сказано.

Пример творческого задания:

Сценарий подкаста 

Представьте, что вы создатель подкаста, посвященного литературе. Вам нужно придумать выпуск, который бы рассказывал массовому слушателю о том, что происходило с литературным процессом в России во второй половине XIX века.

Придумайте, как бы назывался ваш подкаст, а также пропишите подводку к выпуску, которая давала бы представление о содержании выпуска в целом.

Пропишите сценарий подкаста, который бы включал в себя микротемы с небольшими описаниями к ним. Если считаете нужным, добавьте экспертов в выпуск. Также не забудьте пояснить выбор произведений и авторов, которые вы включите в выпуск. (10 класс, РЭ ВсОШ 2021/22 уч. г.)

4. Широко известные в узких кругах

Участие в олимпиадах по литературе требует начитанности. Важно не только быть знакомым с художественными текстами из школьного курса литературы, но и читать критические статьи и научно-популярную и научную литературу, написанную специалистами-филологами. 

Книги часто делят на те, что дают представление о теории литературы, и те, которые знакомят с историко-литературным процессом. Начинать лучше всего с текстов, написанных понятным языком, в дальнейшем увеличивая сложность получаемой информации. 

Начинающим участникам олимпиад по литературе стоит ознакомиться с работами И. Н. Сухих (серия из трех книг «Русская литература для всех»; книга «Структура и смысл: теория литературы для всех»), М. Л. Гаспарова («Метр и смысл»), О. А. Лекманова («Ключи к Серебряному веку»), А. Б. Есина («Принципы и приемы анализа литературного произведения»). 

Для тех, кто пишет олимпиаду не в первый раз, будет полезно знать содержание книг М. Ю. Лотмана («Беседы о русской культуре», «Структура художественного текста»), М. М. Бахтина («Проблемы поэтики Достоевского») и других.

5. Историко-литературный и историко-культурный контекст 

Да, мы все еще говорим про олимпиады по литературе! А вы только что ознакомились с одним из самых значимых критериев оценивания анализа произведения. Чтобы не уйти в пересказ, каждому участнику важно понимать, когда был написан текст, какие исторические и культурные события той эпохи важны для нас, что еще писали в этот период, почему текст написан именно в таком стиле. Знания по таким школьным предметам, как история и МХК, могут быть очень полезны при написании олимпиады по литературе.

Кроме того, необходимо самостоятельно расширять кругозор: посещать спектакли и выставки, смотреть экранизации по художественным текстам и слушать подкасты, проходить курсы по литературе на образовательных платформах и читать литературу за пределами школьной программы.

6. Справочник по орфографии и пунктуации

Важно не забывать, что грамотность — критерий, от которого невозможно скрыться. Обидная история: написать глубокий целостный анализ текста, но потерять баллы из-за пропущенных запятых и неверных гласных ы/и после приставок. Перед написанием олимпиады точно стоит повторить сложные случаи орфографии и пунктуации, особенно если вы не обладаете так называемой врожденной грамотностью.

Олимпиада по литературе — хорошая возможность показать, как начитанность и эрудированность соединяются с творческим подходом. Стоит помнить, что важно не количество терминов по теории литературы, знание имен известных филологов и исторических дат, а умение грамотно преподнести свои знания в той или иной форме работы, которую вам предложат на олимпиаде.