Как готовиться к олимпиадам по обществознанию?

В материале мы поделимся пошаговым планом по подготовке к олимпиадам по социальным наукам, уделив отдельное внимание выбору ресурсов и тайм-менеджменту. В заключении — советы от преподавателей АПО.


Диана Габитова
Преподаватель кафедры обществознания АПО
Победитель «Высшей пробы» по обществознанию, политологии и социологии

С чего начать?

Первый шаг при подготовке — определение цели. Составьте список олимпиад, которые вас интересуют: для этого можете воспользоваться нашим гидом по перечневым олимпиадам, а также изучить сайты вузов. Учитывайте, что олимпиадные льготы при поступлении меняются каждый год, так что наш совет — не полагаться лишь на одну олимпиаду, а участвовать сразу в нескольких смежных. Иметь запасные варианты всегда полезно. При этом олимпиады по обществознанию могут разительно отличаться друг от друга: например, МОШ по политологии потребует углубленных познаний в истории, а олимпиада по социологии от СПбГУ — интереса к МХК.

Выбрав интересные вам олимпиады, не поленитесь зайти на сайт каждой из них и очень подробно его изучить. Многие из них содержат список тем, форматов и даже материалов, рекомендуемых для подготовки. Например, если вы зайдете на страницу интересующего предмета на сайте «Высшей пробы», то обязательно увидите кнопку «Материалы для подготовки». Оргкомитет олимпиады прикрепил перечень тем и демонстрационный вариант каждого тура.

На сайтах некоторых олимпиад также есть опубликованные методические рекомендации по составлению заданий — они нужны в первую очередь для составителей, однако будут полезны и участникам для изучения формата и понимания ожиданий проверяющих.

Затем обратитесь к заданиям прошлых лет, особенно если списка тем и ресурсов для подготовки на сайте олимпиады нет. Если вы учитесь в 10 или 11 классе, все равно загляните в задания младших классов. Задания нужно не просто читать, а затем заглядывать в ответы в надежде, что что-то запомнится, а именно пытаться решать самостоятельно. Если это окажется слишком сложно, можно выписать тему задания и изучить соответствующий ей материал и лишь затем приступить к выполнению.

Полезный ресурс — сайт olimpiada.ru. Он агрегирует олимпиадные задания прошлых лет. Так, например, выглядит страница олимпиады СПбГУ по социологии: можно выбрать интересующий год, класс, этап. Доступны задания, ответы и критерии. На скриншоте снизу нет данных за 2023 и 2024 год — их уже предстоит добыть на официальном сайте олимпиады СПбГУ.

Какие материалы использовать при подготовке?

Чтобы подготовка была равномерной, мы советуем мысленно разделить ее на блоки по разделам обществознания: политологию, социологию, право, экономику и философию. От олимпиады к олимпиаде их соотношение может меняться — например, на ВсОШ по обществознанию очень редко спрашивают что-то по философии, если она не политическая.

Мы собрали основные стратегии и ресурсы по подготовке к каждому из разделов. Дальше вы узнаете, какие бесплатные онлайн-курсы смотреть и какие учебники читать.

Политология

Для изучения основных понятий наиболее удачно подходит учебник «Политология» британского политолога Эндрю Хейвуда. Если времени в обрез, то точно не стоит поступательно читать его от корки до корки — лучше выборочно почитать главы по тем темам, в которых вы пока чувствуете себя не так уверенно. Хорошее дополнение к нему — учебник «Политология» российского исследователя Андрея Мельвиля. Он больше насыщен фамилиями, их ни в коем случае нельзя просто машинально заучивать — в идеале, конечно, стоит их проработать. Какие-то главы более удачные у Хейвуда (например, часть про основные черты ключевых политических идеологий), какие-то — у Мельвиля (например, дискуссия вокруг определения слова «власть»).

Если вам больше по душе аудиальный формат, то хороший вариант — онлайн-курс «Введение в современную политическую науку» на платформе «Открытое образование». Он бесплатный, лекции читают российские политологи Андрей Мельвиль и Илья Локшин. Курс длинный, поэтому рекомендуем, как и в случае с учебниками, выборочно изучить темы.

Другое направление подготовки к блоку политологии — изучение истории политических учений. В идеале оно должно включать в себя чтение первоисточников (ключевых теоретических работ) и обращение к лекциям/учебникам. Один из вариантов — читать параллельно: смотреть главу из учебника и тут же читать первоисточник, о котором она написана. Возможный вариант учебника — книга «История политических и правовых учений» советского политолога и правоведа Олега Лейста. Особое внимание необходимо уделить политическим учениям Древней Греции (в первую очередь Платон, Аристотель), теории естественного права (Томас Гоббс, Джон Локк, Гуго Гроций и другие), мысли эпохи Просвещения (Шарль Луи де Монтескьё, Жан-Жак Руссо).

При возникновении интереса к теориям XX–XXI веков можно открыть лекции «Современные политические теории» российского политолога Татьяны Алексеевой. Они доступны в текстовом варианте в виде пособия. Особое внимание следует уделить либертарианству, современным марксистским теориям, теории Джона Ролза.

На некоторых олимпиадах существует отдельный пласт заданий по политгеографии. Ниже показано задание из первого тура заключительного этапа ВсОШ по обществознанию для 11 классов в 2023/24 учебном году.

Важно знать расположение стран на карте. Также отдельно может проверяться знание их политического устройства: формы правления, формы государственного (территориального) устройства, политического режима.

Социология

Многие оргкомитеты олимпиад и преподаватели советуют первым делом обращаться к учебнику российского социолога Кирилла Сорвина «Человек в обществе» — он предоставляет базовый уровень подготовки. Например, из него можно узнать определения терминов «социальная роль» и «социальная группа». Затем на этот базовый уровень можно нанизывать более сложные и современные слои социологической теории — например, изучая учебник «Социология» британского исследователя Энтони Гидденса.

Далее, знакомая стратегия баланса между первоисточниками и учебниками оказывается верна и для социологии. Ключевых классиков социологии — Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Карла Маркса — наиболее полно излагает российский социолог Александр Гофман в «7 лекциях по истории социологии». Учебное пособие опубликовано в текстовом виде, содержит в себе биографии социологов, а также изложение их идей. Присутствует также глава об истории социологии и границах социологии как науки.

Отдельное время регулярно стоит уделять заданиям по анализу статистики — они в большом количестве присутствуют в олимпиадах разного уровня. При возникновении сложностей также есть смысл обратиться к интернет-источникам и пособиям, но смотреть их совсем выборочно. На школьных олимпиадах, как правило, не требуется глубокое знание статистических инструментов, намного важнее общая логика и сообразительность.

Право

Подготовка по разделу права делится на две части. Во-первых, изучение законов и решение задач. Во-вторых, теория государства и права.

Точного списка необходимых законов и кодексов не существует. Наиболее удачная стратегия — изучать задания прошлых лет. Например, можно скопировать в отдельный документ все правовые задачи и рассортировать их по темам — права потребителей, трудовое право, уголовное право, конституционное право и так далее.Небольшой, но очень хороший и базовый учебник по олимпиадной теории государства и права — книга Натальи Ростовцевой и Сергея Литинского «Теория государства и права». При чтении не забывайте протягивать межпредметные связи и складывать в единую картинку политические учения и типы правопонимания (а в идеале еще и философские концепции).

Экономика

Если экономические задачи с олимпиад прошлых лет у вас уже закончились, то открывайте задачник Дмитрия Акимова, Ольги Дичевой и Людмилы Щукиной «Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10–11 классов» — в сети доступен как сам задачник, так и решебник, так что можно будет самостоятельно сверять свой ответ с правильным. 

Теория доступным языком изложена в книге «Азы экономики» Марии Бойко — это учебник для старшеклассников и первокурсников, изучающих экономику с нуля. Учебник увесистый, так что главы лучше выбирать в соответствии с собственным уровнем и классом — например, младшие классы с меньшей вероятностью столкнутся на олимпиаде с заданием на эластичность, а старшие — запросто.

Философия

Подготовка по философии, с одной стороны, включает в себя изучение основных идей — в этом помогут курсы лекций, учебники и первоисточники. На «Открытом образовании» есть удачный курс по философии от преподавателей ВШЭ — он огромный, так что лучше знакомиться с ним выборочно. Из учебников рекомендуем лаконичную, но охватывающую всех необходимых мыслителей «Историю философии» норвежцев Гуннара Скирбекка и Нилса Гилье.

С другой стороны, важный пласт философских заданий на олимпиадах — это логические задачи. Как правило, задачи типовые, часто даже тексты заданий из года в год несильно меняются. Удачная стратегия — изучение заданий прошлых лет и отработка форматов: заданий на таблицы в духе загадки Эйнштейна, темы множеств и кругов Эйлера, задач на рыцарей и лжецов.

Как составить план подготовки?

  1. Не фокусироваться лишь на одном разделе обществознания, а, наоборот, заранее составить план по изучению сразу нескольких.
  2. Сделать план гибким. У вас могут возникнуть дела по учебе или непредвиденные семейные обстоятельства, или, в конце концов, вы можете устать — и все это нормально.
  3. Регулярно повторять материал. Кому-то помогает повторение по методу кривой Эббингауза: сначала повторять материал сразу после изучения, затем через 20 минут, через 8 часов и через 24 часа. Как минимум, стоит взять за привычку регулярное перечитывание собственных конспектов.
  4. Комбинировать теорию и решение заданий — и никогда не ставить себе план «три месяца читаю учебники и первоисточники и только потом открываю задания». Решение заданий ни в коем случае нельзя недооценивать и тем более нельзя откладывать на потом — наоборот, воспринимайте их как ключевую активность в своей подготовке.
  5. Не забывать про отдых и сон. Учеба без перерыва выматывает, а отсутствие сна ухудшает память.
  6. Найти товарища по подготовке. Многим легче и приятней разбираться в материале вдвоем или в компании друзей. Друг, более опытный олимпиадник или преподаватель также могут дать ценный фидбек на написанные анализы, эссе и другие форматы, которые самостоятельно трудно сверить с ключами. Можно регулярно заниматься кросс-рецензированием с другом или подругой — и так взять за привычку написание объемных заданий.

А что в свободное время?

Развитие общей гуманитарной эрудиции! Широкий кругозор не дает смотреть на проблему однобоко и позволяет выстроить аргументированные ответы на вопросы. Есть два ключевых пути применения эрудиции на олимпиадах:

1. Приведение примеров и работа с кейсами

В ваш «банк» аналогий могут войти книги, фильмы, сериалы, игры — в общем, любые медиа, которые вам по душе. С примерами и поиском неожиданных связей поможет любой культурный опыт, например, посещение театров и музеев.

Ценными станут еще и путешествия, потому что приводить примеры исключительно про российский контекст — это узко и скучно. Если вы изучаете иностранный язык, попробуйте разузнать побольше о культуре стран, народов, которые на нем говорят. Или подпишитесь на иностранные блоги — так вы сможете и тренировать знание языка, и узнавать много нового про быт и культурный контекст других стран.

Общая гуманитарная эрудиция также включает в себя знание истории — советуем обращаться к курсам, просветительским проектам, которые рассматривают отдельный период, всесторонне анализируют его. Пример — материалы просветительского проекта Arzamas. Некоторые из моих любимых курсов:

  • Как атом изменил нашу жизнь — лекции о том, как физики делали атомную бомбу, а потом выступали против ее испытаний.
  • Петербург накануне революции — лекции о том, как жила столица огромной империи, где пили гвардейцы и дрались хулиганы, и о том, как все это в одночасье кончилось. Каждая лекция посвящена определенному классу — императорской семье, интеллигенции, крестьянам и другим. Обязательно изучайте не только сам курс лекций, но и обращайтесь к текстовым материалам.

Если на курс сил не хватает, более короткий формат — подкасты Российской экономической школы (РЭШ), в которых за 50 минут разбирается, как работает социальный капитал, как функционирует моногород, как экономика реагирует на катаклизмы.

Не забывайте про чтение новостей: подпишитесь на несколько СМИ, читайте не только про Россию, но и про международные отношения, воспринимайте информацию критически и сравнивайте медиа между собой.

2. Поиск междисциплинарных связей

У каждого из нас есть свои сильные стороны и любимые разделы обществознания: кто-то хорошо разбирается в социологии, а кто-то — в праве. Поиск связей между этими разделами — то, что помогает смотреть на явления более широко, а также обогащает любой текст. С этим снова помогают лектории. Например, я очень люблю социологические и культурологические курсы с портала ПостНаука:

  • Cinema Studies — 8 лекций философа и культуролога Александра Павлова о современных подходах к исследованию кинематографа.
  • Социальная стратификация — курс лекций социолога Михаила Соколова об основных теориях социальной стратификации, культурном капитале и классовых символах.

Советы от преподавателей АПО

Сталкиваясь с реальностью, планы и рекомендации проходят проверку на прочность. Напоследок мы решили поделиться советами некоторых преподавателей нашей кафедры — в прошлом тоже победителей и призеров ВсОШ по обществознанию и различных перечневых олимпиад.

«Старайтесь избегать неймдроппинга — упоминания теоретиков без необходимости. Многие студенты пытаются обзавестись теоретической базой через простое заучивание фамилий и связанных с ними концепций. Например, формулами в стиле: «Бурдьё — габитус» или «Фукуяма — конец истории». Но старайтесь не просто запоминать клише, но понимать, как эти теории и их авторы помогают вам думать и рассуждать о различных феноменах жизни. Так вы сможете по-настоящему применять теории к проблемам и вопросам, да и запомните, поверьте, лучше, чем при заучивании».

Преподаватель кафедры обществознания Анна Самосудова

«В школе мне никогда особенно не нравилась история: когда-то я пыталась готовиться к олимпиадам, но в голове у меня почти ничего не осталось, а проблемы настигли меня в самом неожиданном месте — в исторических примерах для заданий по обществознанию. История мне не особо нравилась, зато мне нравились английский и французский: так я запомнила какие-то базовые факты из истории США и заставила себя поинтересоваться одним из самых важных для обществоведа эпизодов во всемирной истории — Великой французской революцией. Самый простой способ запомнить что-то — создать какие-либо личные ассоциации. Чтобы начать активно готовиться к олимпиаде, составьте список того, чем вы увлекаетесь, будь то музыка, кино или литература стран Ближнего Востока, и старайтесь находить материалы, которые так или иначе связаны с тем, что вам искренне нравится, чтобы подготовка приносила вам искреннее удовольствие!»

Преподаватель кафедры обществознания Арина Хапкова

Дата публикации: 2 августа 2024