Маргарита Руслановна Четыркина — преподаватель кафедры биологии АПО
В 10 классе я окончательно убедилась, что хочу поступать в МГУ. Такому решению способствовала выездная школа, организованная в Сарове (маленьком закрытом городе в Нижегородской области), куда приезжали с лекциями профессора МГУ с кафедры биологии. Именно тогда В.В. Чуб подробно рассказал о процессе поступления в МГУ, о программе обучения в бакалавриате, о наличии дополнительных вступительных испытаний (ДВИ) и распределении по кафедрам.
Меня очень вдохновила возможность так объёмно, фундаментально и разносторонне изучать окружающий мир. В дальнейшем я стала физиологом, правда, не растений, как думала тогда, а человека и животных (ФЧЖ).
Чтобы облегчить поступление в вуз мечты, я решила готовиться к олимпиадам. Тогда я участвовала во всём, не особо разбирая уровни. Было понимание, что надо пробовать себя везде и стараться понять принцип построения задач, формулировки и сам поставленный вопрос. После многих попыток, ночей над разными учебниками для подготовки, достаточно сильных переживаний мне удалось стать победителем олимпиады II уровня «Будущие исследователи — будущее науки». В далёком 2014 году статус олимпиады позволял получить автоматом 100 баллов за ДВИ и поступать с определённой суммой баллов за пять экзаменов (четыре ЕГЭ — биология, химия, русский, математика — и ДВИ) на факультет на основании общего конкурса. Я до сих пор помню день появления приказа о зачислении.
Отличительная черта биофака МГУ — это наличие большого выбора кафедр, куда также нужно поступать. В мой год основным критерием поступления на кафедру ФЧЖ было наличие отличных/хороших оценок и успешно пройденное собеседование. Дальнейшие курсы и спецкурсы, дополнительно посещаемые лекции на самом биофаке и междисциплинарные курсы (МФК) помогли мне достаточно быстро определиться с интересной для меня исследовательской темой. Руководитель кафедры ФЧЖ А.А. Каменский помог мне попасть в лабораторию молекулярных маркеров опухолей в онкоцентре Блохина, где я работала над бакалаврским дипломом. В те годы тематика эпителиально-мезенхимального перехода (ЭМТ) в онкологии была очень популярной и интересной с точки зрения поиска новых подходов для лечения, а также выявления новых возможных маркеров прогрессии заболевания. Этой теме я посвятила год с небольшим и даже тогда успела с коллегами оформить первую публикацию, которая прошла рецензию и была опубликована в российском журнале.
После выпуска из бакалавриата с красным дипломом я была убеждена в том, что наиболее активно развивающиеся направления в науке — это междисциплинарные задачи. В поисках магистратуры, которая бы сочетала несколько направлений, я обнаружила сравнительно молодой вуз — Сколтех. Я решила поступать на программу Materials Science, где планировала применить уже полученные навыки в клеточной и молекулярной биологии, а также умение работать с животными в разработке и тестировании новых синтезированных материалов. Я поступила и в дальнейшем выполняла работу в лаборатории, где как раз занимались такого рода исследованиями. В связи с моей уникальной специальностью мне удалось поработать в нескольких направлениях. Одно из них было нацелено на разработку и исследование кубических красителей в качестве полупроводников для интеграции в органические полевые транзисторы. Многочисленные бензольные кольца в составе структуры красителя могли создавать стэки для прохождения электрического тока при определённых или заданных условиях. Транзисторы — это неотъемлемая часть любой электрической цепи, где необходимо переключение тока по команде. Гибкое устройство с биосовместимыми свойствами, в составе которого обязательно должны быть транзисторы, может применяться в электронной коже, носимых девайсах для регистрации физиологических показателей. Именно по этой тематике мне предстояла защита магистерской диссертации. В рамках проекта я изготавливала устройства, тестировала на биосовместимость отдельные материалы, а также исследовала механизмы проведения в составе самого материала. Тогда мы смогли сделать тесты на гибких подложках, что является важным шагом для получения устойчивой к деформациям мягкой микроэлектроники для биосенсорных задач.
Второе направление, в котором я участвовала как биолог во времена магистратуры, — это исследование токсичности материалов, применяющихся в составе перовскитных солнечных батарей. Исследование проводилось как на клеточных культурах разных линий, так и на животных в рамках хронического и острого эксперимента. Эта работа позволила мне применить на практике все мои знания ФЧЖ, а также провести достаточно глубокий литературный анализ данных. Как результат, получилась любопытная и важная публикация, где необходимо было и практически, и теоретически показать результаты по измерению токсичности материалов и оценить безопасность их применения в солнечных батареях.
В Сколтехе магистрантам предлагалась возможность съездить на короткую стажировку за рубеж. После пройденного конкурса я по распределению попала на Тайвань, в Институт биополимеров, где мы исследовали водорастворимые фуллерены с терапевтическими эффектами для опухолей эпителиального происхождения. Стажировка проходила в сентябре-октябре моего второго курса магистратуры. За 2 месяца стажировки мне удалось протестировать на нескольких клеточных линиях порядка 20 новосинтезированных химических соединений, а также провести исследование токсичности с помощью QSAR-моделирования. В результате такой интенсивной работы за короткий срок получилось собрать качественную серьёзную статью, которая вскоре была опубликована в зарубежном журнале.
Разумеется, мне очень хотелось продолжить путь в научной карьере, но уже не ограничиваться исключительно работой в лаборатории. После насыщенной академической жизни в Сколтехе и поступления в аспирантуру мне удалось грамотно выстроить life-work баланс, который позволил периодически преподавать биологию в АПО, в Школе ЦПМ, готовить сборные Москвы и Московской области по физиологии к ВсОШ, работать репетитором для подготовки к ЕГЭ, а также выезжать в горы и заниматься альпинизмом. С точки зрения научной составляющей я поменяла лабораторию, так как хотелось больше углубиться в тематику, связанную с наноматериалами и возможностью их применения в биомедицинских приложениях.
Итак, выбор в аспирантуре был сделан в пользу углеродных нанотрубок, исследования их физико-химических свойств в составе файберов или специализированных гибких волокон, а также возможного применения для регистрации биопотенциалов. Вопрос гибких электродов для считывания и распознавания биоэлектрических сигналов, в особенности в больших информационных масштабах, — это очень актуальная и важная тема, недаром Илон Маск основал Neuralink. Подобные технологии разрабатываются годами в составе больших научных групп, где собираются учёные с уникальными специальностями. В моём случае я даже не надеялась успеть добраться до экспериментов по сбору и анализу информации с реального мозга животного, но определённые предпосылки по изготовлению волокон, протоколов улучшения их электрических свойств, покрытию полимерами, тестированию на клеточных культурах были сделаны в рамках моей работы в диссертации.
Разумеется, за четыре года аспирантуры я успела принять участие и в других проектах, посвящённых разным темам. Один из самых успешных, на мой взгляд, — это исследование порчи мяса с помощью технологии «электронный нос» и стандартных микробиологических тестов с анализом микробиома. В рамках проекта была создана коллаборация между лабораторией наноматериалов и лабораторией М.С. Гельфанда в Сколтехе. Современная развивающаяся наука — это междисциплинарная сфера, где необходимо сочетать навыки из разных областей знания.
После завершения аспирантуры я хочу больше уделять внимания преподаванию, а также проведению открытых научных лекций и семинаров. В будущем планирую искать лабораторию, которая также будет сочетать в себе несколько направлений и дисциплин. На мой взгляд, такой многосторонний подход к разным задачам способствует более быстрому поиску необходимого решения.
Алёна Олеговна Коношенкова — преподаватель кафедры биологии АПО
Я начала активно участвовать в олимпиадах по биологии с 8 класса, в том числе в олимпиадах Перечня разных уровней. В вуз поступала по диплому призёра Всероссийской олимпиады по биологии, это даёт право сдавать только два предмета ЕГЭ (русский и математику), а также обеспечивает приоритет в зачислении, однако у меня также были дипломы призёра перечневых олимпиад I уровня (олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы!»), что давало возможность не писать ДВИ и получить высокие баллы ЕГЭ по всем четырём предметам (русский, математика, химия, биология). Кроме того, я была победителем Всесибирской олимпиады школьников (10–11 классы) и призёром Санкт-Петербургской олимпиады школьников (10 класс). Я окончила бакалавриат МГУ им. М.В. Ломоносова по направлению «Биология» в прошлом году, моя специальность — физиология растений, продолжаю обучение в магистратуре МГУ по этой же специальности.
Биология интересовала меня с детства, особенно мне нравились биохимия и молекулярная биология. Поэтому на втором курсе при распределении по кафедрам я уже примерно представляла, чем хочу заниматься. Необходимо было пройти собеседование на интересующие специальности. Физиология растений — это достаточно сложный предмет, он совмещает в себе биохимию, экологию, молекулярную биологию, генетику и другие науки. Кроме того, растения обладают уникальным метаболизмом. По этой причине я остановила свой выбор на этой дисциплине. Дополнительным плюсом стал понимающий и дружелюбный коллектив кафедры, это позволяет комфортно учиться и осваивать материал.
Выбрать тему научной работы может оказаться нелегко. Кроме того, важна не только интересная её постановка — коллектив лаборатории должен быть внимателен к студенту, помогать ему разобраться с ошибками и сформулировать план действий. Я успела попробовать себя в биофизике и вирусологии. Не с первой попытки, но я нашла лабораторию, где мне интересно работать и где научный коллектив нацелен на результаты.
Бакалаврскую научную работу я писала на базе лаборатории транспорта ионов и солеустойчивости ИФР РАН, там я работаю и сейчас на должности инженера. На данный момент лаборатория исследует различные транспортёры растений: как они функционируют, что транспортируют, как растение распределяет минеральные вещества, которые почти всегда находятся в дефиците в почве. Также изучается, как на эти процессы влияет засоление. Из-за сельского хозяйства процесс засоления почв усиливается, что приводит к необходимости культивировать растения на почвах, которые не подходят для них. Поэтому требуется изучение механизмов борьбы с солевым стрессом и выведение устойчивых к нему культур.
Тема моей дипломной работы была посвящена транспорту нитрата с помощью транспортёров семейства NRT1 — главного семейства, ответственного за перенос нитрата у растений. Для NRT1.1 — белка из этого семейства — известна также рецепторная роль, что довольно необычно для клетки. На данный момент изучение транспорта нитрата продолжается, исследуется другое семейство, важное в условиях дефицита азота в почве, — NRT2. При этом используются современные подходы: клонирование, ПЦР, ПЦР в реальном времени, вестерн-блот, электрофорез и другие.
После написания и защиты магистерского диплома я планирую и дальше работать в этой сфере с уклоном в молекулярную биологию и биохимию, хочется также учиться и развиваться, осваивать больше новых методов.
По совместительству я работаю преподавателем биологии в АПО и Школе ЦПМ, где занимаюсь физиологией растений с профильными классами и общей биологией в непрофильных классах. Мне нравится готовить учеников к олимпиадам, рассказывать им интересные вещи про различные организмы. Я бы хотела помогать им в их пути изучения биологии, а также дать возможность понять, чем в будущем можно заниматься в этой сфере, в частности, в качестве физиолога растений.
Физиология растений — достаточно обширная сфера. Физиолог растений может изучать процессы фотосинтеза, например, как источника энергии и различных органических соединений, лежащего в основе биоэнергетики. Можно также исследовать влияние различных гербицидов и токсинов на экосистему и окружающую среду, измерять уровень загрязнения, так как фотосинтез крайне чувствителен к различным изменениям. Растения являются источником вторичных метаболитов — признанных и потенциальных лекарственных соединений, эта сфера также активно исследуется. Незаменима эта наука и в сельском хозяйстве, биотехнологии. Кроме того, без понимания того, как функционируют растения, невозможна потенциальная колонизация других планет — изучение космоса будет опираться на исследования из разных областей биологии.
Денис Романович Лисицкий — преподаватель кафедры биологии АПО
Моя история начинается так же, как и у многих наших читателей, — я узнал про олимпиады по биологии. В 9 классе я впервые услышал о Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и поначалу участвовал в ней скорее из-за азарта. Однако, постепенно продвигаясь по этапам этой олимпиады, я узнавал всё больше и больше нового о предмете моего интереса, и азарт перерос в нечто большее — в увлечённость. Таким образом, в девятом классе я стал победителем всеросса, что и открыло для меня путь в олимпиадное движение. Я старался участвовать как во ВсОШ, так и в перечневых олимпиадах, так что к концу 11 класса у меня были все необходимые дипломы для поступление без дополнительных испытаний.
В конце обучения в школе я стал думать о том, в какой вуз подать документы. Это заняло достаточно много времени — пару недель. В конечном итоге было решено поступить на биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, где я продолжаю обучение по сей день. На данный момент я студент 2 курса магистратуры на кафедре биохимии. Это направление всегда было мне интересно, так как меня завораживает возможность изучения процессов и соединений, лежащих в основе самих свойств живых систем. Помимо этого, на кафедре биохимии биологического факультета очень приятный коллектив, а ещё — сложившаяся за десятилетия собственная научная школа.
Научной работой я занимаюсь в Институте молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН. Научный коллектив, в котором я состою, изучает фундаментальную сторону процессов, наблюдаемых при болезни Альцгеймера. Дело в том, что образующийся β-амилоид способен оказывать различные физиологические эффекты на клетки организма человека. Наша задача — как можно подробнее охарактеризовать последствия этих процессов. Таким образом, несмотря на биохимическое образование, моя научная работа включает манипуляции не только с биологическими молекулами, но и с живыми клеточными культурами. Биохимия на данный момент имеет тесную взаимосвязь с молекулярной биологией, цитологией и гистологией, биофизикой и т. д. Соответственно, биохимики могут быть специалистами широкого профиля и не ограничиваться исключительно изучением белков.
Помимо научной работы, я уже пять лет являюсь преподавателем кафедры биологии АПО и участвую в разнообразных образовательных школах по России. Преподавание, на мой взгляд, — отличный способ систематизировать знания в своей области, а также возможность привыкнуть к публичным выступлениям. Последнее является необходимым навыком для учёного, чья работа требует постоянных докладов на конференциях перед аудиторией. И наконец, преподавание — это возможность познакомиться с новыми людьми и передать школьникам свои знания, которые могут пригодиться им в будущем.
После окончания обучения на биофаке я планирую продолжать двигаться по карьерной траектории в научной сфере. Мне интересно принимать участие в изучении чего-то ранее неизвестного. Производство научной истины и получение информации — основная роль науки в жизни общества, и меня крайне привлекает возможность приложить руку к значимым открытиям в будущем. В аспирантуре я хотел бы углубиться в тематику биохимических процессов, происходящих в нервной системе в норме и при патологии. Кроме того, на данный момент я рассматриваю возможность научных стажировок за рубежом. На мой взгляд, любой обмен опытом между научными школами — процесс крайне ценный и служит своеобразным двигателем научного прогресса. Таковы мои планы, но пойдёте ли вы в науку или в конечном счёте найдёте себя в биотехнологии или преподавании — решать исключительно вам. Я со своей стороны могу лишь пожелать вам самореализации в выбранном направлении!
Дата публикации: 13 ноября 2024