(Био)разнообразие направлений подготовки, или Куда поступать с олимпиадами по экологии


На протяжении последних лет составители заданий заключительного этапа ВсОШ по экологии обращают внимание школьников на интеграцию экологических знаний в различные области деятельности. Это обусловлено растущим вниманием к экологическим проблемам, которые затрагивают каждую сферу нашей жизни, и потребностью в подготовке специалистов в смежных областях.

В отличие от многих предметов Всероссийской олимпиады школьников, экология предлагает будущим абитуриентам широкий спектр возможностей для поступления: как направления, которые непосредственно связаны с экологией и естественными науками, так и те, которые относятся к социально-гуманитарным и социальным областям знаний. В данной статье мы предлагаем вам ознакомиться со списком направлений и выбрать для себя наиболее подходящие.

Экология все чаще рассматривается в качестве основы стратегии выживания и развития человечества, поскольку человек стал мощной геологической силой. Его дальнейшее существование и судьба планеты зависят от его разумного поведения и гармоничных отношений человека и биосферы. Поэтому важность такого направления подготовки студентов, как «Экология и природопользование», неоспорима.

Экология и природопользование

Обучение студентов по направлению «Экология и природопользование» дает представление о характере потребления обществом природных ресурсов, а также о возможных путях решения экологических проблем, возникших в результате чрезмерного антропогенного давления на природную среду. Кроме этого, данное направление включает такие важные сферы профессиональной деятельности, как разработка стратегий охраны окружающей среды, проведение экологического мониторинга и контроля, обеспечение рационального природопользования, снижение загрязнений и повышение экологической безопасности как для человеческого сообщества, так и для окружающей среды в целом.

Диплом призера/победителя ВсОШ по экологии предоставляет право на поступление по направлению подготовки «Экология и природопользование» в следующие вузы:

  • МГИМО МИД России (Институт международной торговли и устойчивого развития — ИМТУР)
  • МГУ имени М.В. Ломоносова (биологический факультет и факультет почвоведения) 
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

Однако по причине того, что экология — междисциплинарная наука, абитуриенты могут поступать не только на основное направление, но и на множество других, прямо или косвенно с ней связанных. Например, связь экологии с такими естественными науками, как биология, химия, геология и география, неразрывна, что позволило первой весьма значительно расширить свою область исследований.

Биология

Экология во многом является биологической наукой, поскольку изучает биологические системы и их взаимодействие с окружающей средой, включая обмен веществами, энергией и информацией.

На современном этапе развития общества перед биологическими и экологическими исследованиями стоит общая и крайне важная задача: изучить механизм функционирования природы и определить место и роль человека в природных процессах. Ведь само существование живой природы на нашей планете и процветание человеческого общества зависят от того, насколько быстро будут раскрыты закономерности существования экосистем и биосферы в целом. 

По направлению «Биология» можно поступить в следующие университеты:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • МГУТУ имени К.Г. Разумовского
  • Новосибирский государственный университет

Химия

В контексте экологии химия играет важную роль в изучении химических процессов, которые происходят при взаимодействии биологических систем с окружающей средой. Это, например, анализ путей перемещения химических соединений в природе и оценка их воздействия на здоровье человека и других живых организмов.

Кроме того, химические знания и методы имеют большое значение для решения экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. В современном мире химические технологии применяются для очистки воды и воздуха, утилизации отходов, борьбы с загрязнениями и создания более эффективных и экологически чистых материалов.

Поступление по направлениям «Химия» и «Химическая технология» актуально для олимпиадников в следующих университетах:

  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Химия)
  • РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (Химическая технология)
  • МГУТУ имени К.Г. Разумовского (Химическая технология)

Геология 

Геология и экология — тесно связанные науки, поскольку геологические процессы, состав и строение литосферы влияют на биосферу Земли и деятельность человека. Эти дисциплины также пересекаются в изучении эволюции систем, которые были преобразованы естественным образом или в результате человеческой деятельности.

С практической точки зрения геология играет важную роль в экологической экспертизе проектов, связанных с разработкой месторождений, строительством и другими видами деятельности, потенциально влияющими на окружающую среду. Она помогает оценить опасность геологических процессов, таких как землетрясения, извержения вулканов и оползни.

По данному направлению можно поступить в следующие вузы:

  • МГУ имени М.В. Ломоносова (геологический факультет)
  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
  • Петрозаводский государственный университет

География

География исследует пространственные особенности взаимодействия биологических систем со средой, включая человека, с учетом климата, рельефа, водных объектов, распределения природных ресурсов и других географических особенностей, которые влияют на экологические процессы. Вдобавок география изучает, как деятельность человека изменяет окружающую среду. Сюда относится широкий круг тем: изменение климата, землепользование, управление природными ресурсами, загрязнение и охрана природы.

По направлению «География» можно поступить в следующие университеты:

  • МГУ имени М.В. Ломоносова (Науки о Земле)
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

Почвоведение и горное дело

Почва является важным элементом любой наземной экосистемы, поэтому изучение ее свойств и внутренних процессов дает представление о том, как она поддерживает функционирование всего биогеоценоза. Изучение почв приобретает значение на практике, когда, например, требуется оценить поглотительную способность загрязненных почв для выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур.

Внедрение экологических знаний в горнодобывающую деятельность необходимо для того, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду при разработке месторождений, включая разрушение целостности ландшафтов, нарушение почвенного покрова и загрязнение грунтовых вод. Экологические аспекты горного дела также заключаются в оценке воздействия на компоненты экосистем и разработке мер по восстановлению нарушенных территорий по завершении работ.

Поступление по данным направлениям актуально для олимпиадников в следующих университетах:

  • МГУ имени М.В. Ломоносова (Почвоведение)
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) (Почвоведение)
  • Санкт-Петербургский горный университет (Горное дело)

Междисциплинарность экологии не ограничивается только естественными науками. Понимание важности гармонии человека и природы определяет необходимость экологизации всех аспектов человеческой жизни и деятельности.

Медицина 

С точки зрения экологии, медицина исследует, как природная и техногенная среды влияют на здоровье человека. Из-за обострения экологических проблем внимание медиков сфокусировалось на антропогенных факторах воздействия, таких как загрязняющие вещества, токсины, канцерогены и т. д. Так, например, по данным ВОЗ, в 2012 году почти каждый четвертый умирал ввиду нездоровой окружающей обстановки.

По направлению «Медицина» можно поступить в Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Биотехнология, Медицинская биохимия, Медицинская биофизика, Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Медико-профилактическое дело, Фармация, Сестринское дело). 

Технология

Внедрение экологических знаний в сферу технологий обусловлено важностью снижения негативного экологического воздействия объектов техносферы путем разработки более эффективных методов производства, использования возобновляемых источников энергии и систем переработки отходов. Экологизация отраслей промышленности вносит вклад в устойчивое развитие общества и сохранение природы.

Поступление по направлению «Технология» актуально в следующих университетах:

  • Российский университет дружбы народов (РУДН) (Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии)
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Биотехнические системы и технологии)
  • Университет ИТМО (Биотехнические системы и технологии, Биотехнология, Химическая технология, Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии)

Современная экология не только исследует законы функционирования природных и техногенных систем, но и ищет способы гармоничного взаимодействия природы и общества. Это приводит к формированию нового мировоззрения, основанного на понимании ценности природы и человека, что отражается в таких направлениях, как психология, философия, педагогика и т. д.

Психология

В настоящее время обучение студентов по направлению «Психология» невозможно без рассмотрения вопросов о том, как формируется внутренний мир человека за счет его взаимодействия с окружающим миром. Влияние окружающей среды на психологическое здоровье человека становится все более очевидным, так как такие экологические факторы, как загрязнение воздуха, шум и стресс, связанные с городской средой, напрямую воздействуют на психологическое состояние человека. Таким образом, изучение экологических аспектов необходимо для разработки мер по улучшению качества жизни и психического здоровья человека.

По данному направлению можно поступить в следующие вузы:

  • НИУ ВШЭ
  • Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Клиническая психология)

Философия

Философия и экология имеют общую область изучения — взаимоотношения человека с окружающей средой. Благодаря философским размышлениям можно сформировать экологические ценности и разработать новые концепции взаимодействия общества с природой. Кроме того, философия помогает понять суть экологических проблем, их причины и последствия, определяя ключевую роль человека в их решении. Также философия играет существенную роль в формировании экологического сознания и экологической культуры, которые необходимы для развития экологически ответственного поведения у людей.

По данному направлению можно поступить в Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).

Педагогика

Экологизация педагогики заключается в том, что знания о воздействии человека на окружающую среду интегрируются в воспитательный процесс с целью формирования у новых поколений экологической культуры. Помимо этого, экологическое образование способствует разработке решений глобальных экологических проблем и установлению биоцентрического отношения человека к природе.

По данному направлению можно поступить в Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Педагогическое/Биологическое/Географическое /Экологическое/Химическое образование).

Социально-культурная деятельность

Социально-культурная деятельность направлена на формирование экологической культуры общества, которая включает в себя изменение социальных и индивидуальных установок, а также отказ от идеологии потребительства. В социально-культурной сфере также реализуются меры по сохранению природного и культурного наследия человечества.

По данному направлению можно поступить в Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ): Конфликтология, Социальная работа, Религиоведение, Культурология, Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия.

Дата публикации: 2 сентября 2024