Кем работает историк?

Начиная заниматься олимпиадной историей, многие ученики задаются вопросом: где им дальше пригодится выбранный путь? Куда он их приведет, к какой профессии? Проще говоря, возникают трудности при ответе на сакраментальное «Кем я хочу быть, когда вырасту?». В нашей статье мы дадим вам варианты, которые вы сможете использовать при ответе на этот вопрос, когда захотите связать свой олимпиадный и дальнейший учебный путь с историей


Что дает историческое образование?

Так как олимпиады по истории ориентированы в первую очередь на введение в историческую науку, то мы рассмотрим карьерные перспективы профессионального исторического образования. Несмотря на это, олимпиады по истории дают вам возможность поступить не только на исторические направления высшего образования.

На историческом факультете Московского университета принято говорить, что историки здесь получают «классическое фундаментальное гуманитарное образование». И это действительно так! Более того, так в значительной степени можно сказать и про другие исторические факультеты в России. 

Первая особенность исторического образования заключается в системной подготовке по всем периодам всемирной и отечественной истории. Таким образом, выпускник, освоивший образовательные программы бакалавриата и магистратуры по истории, обладает фундаментальным представлением о всемирном историческом процессе.

Вторая особенность исторического образования заключается в том, что, помимо собственно истории, историки изучают и несколько иностранных языков. Среди них есть и европейские, и зачастую восточные, если речь идет об историческом профиле востоковедческого образования. Конечно же, ни один профессиональный историк не обходится без древних языков: обычно все студенты-историки изучают латинский язык, а другие (это могут быть древнегреческий, древнеегипетский, древнееврейский или старопровансальский и т. д.) — по мере необходимости и интереса. Кроме того, как и на других гуманитарных специальностях, историки изучают основы других дисциплин, принципиально важных для навыка правильного толкования источников и выстраивания адекватной им картины исторического процесса: например, философии, текстологии, применения статистических методов в исторических исследованиях и т. д. Таким образом выпускник исторического факультета приобретает широкий гуманитарный кругозор и может развиваться в различных сферах деятельности.

Третья особенность исторического образования заключается в том, что студенты-историки очень много читают — и очень много пишут. Каждый год необходимо написать как минимум одну (а обычно две или более) письменную работу на основе анализа источников и с привлечением большого количества специальной литературы на определенную тему по отечественной или всеобщей (а порой и по той, и по другой) истории. Зачастую благодаря таким работами закладывается фундамент будущих научных интересов, именно в процессе написания докладов и курсовых работ студенты знакомятся с библиотеками (по-истфаковски ГПИБ России —  «Историчка», РГБ — «Ленинка», ВГБИЛ — «Иностранка»), музеями (ГИМ, ГМИИ и др.), архивами (РГАДА, ГАРФ, РГАСПИ и др.).

В сочетании с огромным количеством текстов (источников и литературы), которые приходится читать студенту-историку в рамках семинаров, это создает крайне важный навык — умение быстро осваивать большое количество сложной информации, анализировать разнородные сложные тексты и другие виды источников и, самое главное, преподносить их в виде полноценного авторского исследовательского текста. Такой навык ценен в самых разных сферах современной социально-гуманитарной деятельности. Об этих сферах мы и поговорим ниже.

Основные сферы работы историка

Первая ассоциация, которая возникает в связи с профессией историка, — это, конечно же, преподаватель, школьный или вузовский. Действительно, довольно большое количество выпускников истфаков связывает свою профессиональную жизнь с преподаванием истории. Базовая цель преподавателя истории — передать ученикам или студентам основные знания преподаваемого курса, однако гораздо более важная и сложная задача — сделать изучение истории не зазубриванием набора фактов, а увлекательным процессом постижения и понимания прошлого во всем его многообразии. А это невозможно без введения в учебный процесс активной работы с источниками и литературой, иначе говоря — без ознакомления с реальной «кухней историка», исторической наукой как таковой. 

Это сложный процесс и сложная работа, однако она необходима всему обществу. Именно преподаватели занимаются первичным формированием исторической памяти общества, передавая знания о прошлом новым поколениям.

Очень часто преподаватели, особенно вузовские, занимаются также научной работой. Это высшее мастерство историка, ведь оно связано с непосредственным исследованием прошлого, преумножением и сохранением памяти о нем, которая при этом соответствовала бы, насколько это возможно, исторической действительности.

Важнейшую работу по сохранению исторического наследия выполняют историки, работающие в архивах и музеях. Среди профессиональных историков немало и библиотекарей, и архивистов. Они — хранители свидетельств прошлого, письменных и материальных, и их задача — максимально полно сохранить и передать эти свидетельства потомкам. Без них не удастся сберечь память о прошлом, а потому станет невозможным и преподавание истории, и само существование исторической науки. Работники музеев и архивов выполняют важнейшую задачу и в определенной степени отвечают за качество ее выполнения не только перед своими современниками, но и перед прошлыми и будущими поколениями. Строго говоря, музейная сфера для историка не ограничивается хранилищами, всегда востребованы гиды, экскурсоводы (в том числе со знанием языков), музейные педагоги.

Однако эти сферы, непосредственно связанные с историей как направлением подготовки, являются далеко не единственными, в которых люди с историческим образованием могут проявить себя.

Одной из наиболее популярных сфер, где реализуются историки, является журналистика и публицистика. Далеко не каждый выпускник истфака готов заниматься преподаванием, сохранением и преумножением исторического знания: не у всех есть желание, возможности и соответствующий склад характера. Однако выпускники истфаков, как было сказано выше, обладают целым рядом других важнейших навыков, востребованных в иных сферах. В частности, это умение глубоко анализировать различные источники информации и писать качественные тексты. Без этого немыслима журналистика, в которой выпускники исторических факультетов могут сполна реализовать себя. Многие становятся научными редакторами в справочных, энциклопедических изданиях, собственно научных журналах. Хорошее знание иностранных языков позволяет историкам выступать и в качестве переводчиков в научной и художественной сферах издательского бизнеса.

Некоторые же историки, осознавая, что прошлое общества их интересует меньше, чем его настоящее, реализуют себя в политической сфере, причем в разных ипостасях: и как эксперты (навыки анализа различных источников информации, умение видеть цельную картину развития общества и т. д. дают им возможности для активной деятельности в качестве политологов), и как политики. Немалое число историков международных отношений строят успешную карьеру дипломатов в Министерстве иностранных дел (уровень изучения иностранных языков вполне позволяет выбрать этот карьерный трек), кто-то уходит в большие международные компании и занимается консалтингом.

Естественно, это далеко не все сферы, где может реализоваться выпускник исторического факультета. Историческое образование дает массу универсальных навыков, которые востребованы в разных социально-гуманитарных сферах, что позволяет историкам пробовать себя и добиваться успеха в самых разных профессиях. А стартом могут служить именно олимпиады по истории, которые развивают все перечисленные выше навыки еще до начала получения полноценного исторического образования! 

Надеемся, что изучение истории поможет вам найти свой жизненный путь, который будет вам по душе, а АПО с радостью поможет вам в начале этого сложного, но захватывающего пути!

Дата публикации: 31 октября 2024