Задания по статистике на ВсОШ по обществознанию: как решать на максимум?


Дана Сергеевна Степанова

Задания по статистике встречаются каждый год на региональном этапе ВсОШ вне зависимости от класса, причём они входят в число самых «дорогостоящих» по баллам — от 5 до 19 баллов суммарно. 

При этом, как правило, для выполнения таких заданий не требуется знаний специфических терминов или теоретиков — достаточно не бояться цифр и быть готовым сделать предположения на их основе. Кафедра обществознания АПО делится с вами советами, которые помогут забрать максимум баллов.

Как выглядит задание по статистике

В задании представлены материалы, отражающие результаты социологических исследований, чаще всего — опросов общественного мнения. Иногда материалы могут сопровождаться текстом, например, описанием проведённого исследования, фрагментом публицистической статьи или коротким теоретическим отрывком. 

Какие типы материалов могут встретиться: 

  • диаграммы: столбчатые, линейчатые, круговые, — в которых показана структура (процентное распределение) ответов на конкретный вопрос или вопросы;
  • графики как частный случай диаграмм, в которых приводятся показатели в динамике, анализируется их изменение за определённый период, как правило, несколько месяцев или лет;
  • инфографика — значения каких-либо показателей, расположенные на картинке или баннере с изображением по теме;

    Второй тур регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2022 г., 11 класс
  • таблицы, в которых отражены результаты исследования по подгруппам (анализируются социально-демографические показатели, например, пол, возраст, место проживания и т.д.) и/или по временным периодам (в столбцах указываются данные по месяцам или годам);
  • тексты, в которых упоминаются ключевая сводка результатов исследования.

Далее задаётся несколько вопросов на понимание статистических результатов.

Основные понятия статистики

Как указывалось ранее, в последние годы задания на статистику в региональном этапе ВсОШ направлены, скорее, не на знание специфических терминов, а на способность понимать цифры: что они отражают и какие выводы можно сделать, исходя из их анализа. О каких понятиях можно говорить в статистических заданиях?

Социально-демографические признаки помогают проанализировать структуру, состояние исследуемой генеральной совокупности и включают в себя пол, возраст, место проживания (например, город), семейное положение, доход, профессиональную занятость, национальность.

Генеральная совокупность — совокупность или множество объектов, обладающих общим признаком, относительно которых предполагается делать выводы при изучении конкретной задачи. Генеральная совокупность может быть небольшой, полностью доступной для непосредственного изучения: например, учащиеся одного конкретного класса — их можно опросить целиком. Но генеральная совокупность может быть слишком широкой для непосредственного изучения: например, все участники регионального этапа ВсОШ, россияне или пользователи интернета.

Исследователи нередко работают или с широкими, или с «труднодоступными» генеральными совокупностями (например, представителями редкой народности или старинного ремесла), поэтому в опросах участвует лишь часть генеральной совокупности — выборка.

Выборка, или выборочная совокупность — объекты, которые выделены из генеральной совокупности с целью непосредственного изучения и на основе которых будут заключены выводы о всей генеральной совокупности.
Выборочная совокупность может совпадать с генеральной (в случае с конкретным школьным классом), но может быть и гораздо меньше (если на примере конкретного школьного класса планируются выводы о школьниках в целом). 

Но не всякие объекты будут отражать свойство целого множества. Например, если мы изучаем общество свинок, то можно опросить только свинок-мужчин определённого возраста или попытаться охватить представителей обоих полов и всех возрастов в этом обществе. В первом случае результаты вряд ли будут представлять мнение всего общества в целом. Особенно если задать вопросы, где пол или возраст респондентов (участников опроса) будут значимыми признаками: например, свинки-мужчины среднего возраста могут не знать о специфике жизни свинок-женщин или подростков. 

Репрезентативность выборки — соответствие выборочной совокупности генеральной совокупности по основным значимым признакам.
В задании могут спросить, корректно ли по предоставленным данным сделать вывод об обществе в целом. Обращайте внимание, кого именно опрашивали и кого рассматривают как «общество в целом»: например, если в опросе участвовали люди 18-45 лет, а вывод сделан о россиянах в целом, то, скорее всего, такое обобщение будет некорректным, ведь выборка нерепрезентативно отражает социально-демографическую структуру общества и не учитывает, например, людей старшего возраста или несовершеннолетних.

Необходимо помнить, что в статистике всегда существует некоторая доля погрешности или даже ошибки выборки, которые объясняются случайностью, например, спецификой конкретных опрошенных. 

Значимые различия — те, которые нельзя объяснить только случайностями, связанными, например, с небольшим размером выборки.  В таблицах значимо большие результаты, как правило, выделяются жирным шрифтом, а значимо меньшие – подчёркиваются. 

Возможные типы вопросов в задании

Что могут попросить выделить?

Ключевые тенденции, наиболее значительные изменения за определённый период.
В подобных вопросах важно обратить внимание на наиболее заметные изменения в показателях на начало и конец периода. Необходимо проанализировать, какие из показателей стали больше и на сколько процентных пунктов, а какие — наоборот, меньше. Чем больше разница между начальными и конечными значениями, тем более выраженной является тенденция. Возможно, в течение определённого периода рост или спад происходили не постоянно (наблюдалось то увеличение, то падение показателя), а имели скачкообразный характер, с заметными изменениями в конкретный месяц или год.

Ключевой, определяющий фактор; объяснить, как один показатель влияет на другие.
Иногда достаточно обратиться к одному из данных материалов, чтобы ответить на вопрос, например, если нужно выделить основного адресата благотворительной помощи (им будут дети с тяжёлыми заболеваниями, особенностями развития или сироты):

Но в некоторых случаях для подтверждения ответа необходимо сопоставить данные из нескольких материалов, чтобы, например, сравнить, результаты среди россиян в целом и среди тех, кто обладает указанным признаком. 

Определяющим фактором при оценке уровня вовлеченности граждан в практики благотворительности стал уровень доверия. Граждане, доверяющие известным им благотворительным фондам и организациям, вдвое чаще россиян в целом оказывают им финансовую поддержку (38% против 20%). 

Также могут попросить выделить определённую категорию людей, то есть:

  • общий социально-демографический портрет;
  • значимые социально-демографические признаки индивида, участвующего опросе или выбравшего определённый ответ в вопросе;
  • выделяющуюся или важную для определённых целей социальную группу.

Например, социально демографический портрет настроенных на эмиграцию россиян включает в себя молодёжь 18–24 лет (18% рассматривают возможность переезда на постоянное место жительства за границу), жителей городов-миллионников (14%):

Региональный этап ВсОШ, 10 класс, 2023/24 год

Обращайте внимание на социально-демографические характеристики в ответе: пол, возраст, профессиональный статус и прочее. Возможно, среди женщин или мужчин определённого возраста выделяются наибольшие или наиболее отличающиеся значения исследуемых показателей. 

Например, по данным ниже, наиболее активными волонтёрами или благотворителями можно назвать молодёжь 18–24 лет (45% сделают разовый перевод; 30% – станут волонтёром).


Региональный этап ВсОШ за 11 класс, 2023/24 год

О чём ещё могут спросить?

Ключевой предмет исследования: например, что социолог может определить, анализируя ответ на вопрос, или как именно результаты опроса будут полезны в разработке государственной социальной политики. Вам поможет структурирование всех материалов, которые были представлены в задании, и анализ того, есть ли общий предмет исследования в этих вопросах.

Вопросы по смежным дисциплинам: правовая или экономическая задача, вопрос на знание и способность дать определение основных социологических, экономических или политологических терминов. Задание 13.7 Регионального этапа ВсОШ, 2022/23 год, 11 класс: 

Фонд А. объявил сбор средств на лечение гражданина Н., которому требовалась операция и последующая реабилитация стоимостью 1,5 млн руб. Было собрано 2 млн руб. Операция прошла успешно, гражданин Н. полностью излечился. Что фонд может/должен сделать с оставшимися после сбора денежными средствами? Ответ должен быть обоснован данными опроса, инфографики и нормами права. 

  1. Фонд должен предоставить отчёт о расходовании. 
  2. В соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ оставшиеся после сбора денежные средства фонд может использовать на цели, для которых он был создан, о чём он должен уведомить в начале сбора средств.
  3. Фонд может и по закону должен вернуть неиспользованные средства жертвователям, так как цель сделки достигнута. 

Ещё один возможный формат ответа в задании — это общий вывод, в рамках которого нужно:

  • предположить, почему именно получены такие результаты (например, различия между группами);
  • предложить возможные государственные меры с опорой на данные.

Если сложно дать интерпретацию на основе социокультурных знаний, попробуйте представить исследуемую ситуацию: почему, например, представители старшего возраста в сравнении с молодёжью реже пользуются смартфонами и ноутбуками в качестве досуга? Скорее всего, эти различия можно объяснить тем, что для поколения людей более старшего возраста использование современных технологий не является привычной практикой, ведь во времена их юности и молодости (первичной социализации) они не имели представления о смартфонах, ноутбуках и иных устройствах. Также может влиять и разница в благосостоянии пожилых людей и людей среднего возраста (25–35 лет).

Иногда общий вывод на основе результатов сделан уже за вас, составители просят оценить его корректность. Обратите внимание, что часто на основе данных вывод сделать нельзя, например, потому что между показателями нет значимых отличий, данные в приведённых материалах отвечают на другой вопрос или же материалы представленных источников противоречат выводу:

Например, согласно исследованию, проведённому Лабораторией Касперского, цифровые гаджеты — «наше всё». 

Однако на основе инфографики ВЦИОМ, подобный вывод сделать нельзя: статистика этого исследования показывает, что подавляющее большинство россиян (77%) отмечают необходимость периодического «отдыха» от интернета с ограничением доступа к нему и проведением времени вне гаджетов.


Второй тур Регионального этапа ВсОШ, 11 класс, 2019/20 год

Важные принципы и рекомендации при решении статистических заданий

  1. Давайте ответы полными предложениями. Даже если вам кажется, что «цифры говорят сами за себя» и всем очевидны их значения, поясните подробнее, какой именно статистический и содержательный вывод можно сделать.
  2. Помните: опросы важны отражением свойств генеральной совокупности.
  3. Обобщения важны: более половины (более 50%), каждый второй (~50%), большинство или подавляющее большинство, меньшинство, около четверти (~25%) или трети (~33%).
  4. Обязательно иллюстрируйте ответы конкретными значениями: не просто «более половины», а «более половины (53%)»; не «многие оказывали финансовую помощь», а «79% россиян осуществляли финансовую помощь».
  5. Обращайте внимание, кого мы можем назвать генеральной совокупностью, соответственно, относительно какой группы мы можем делать обобщённые выводы: чаще всего, речь идёт о «россиянах» (когда опрос проводился среди жителей всей страны), но могут быть, например, только «москвичи», «школьники», «волонтёры», «пенсионеры», «женщины».
  6. Если вы упоминаете конкретное процентное значение, можно пользоваться значком «%», но если же вы хотите показать разницу между показателями — на сколько больше или меньше стало значение показателя — корректнее писать «п.п.» (процентные пункты), например: 
Уровень проникновения интернета в России
2000 год2024 год
10%90%

Уровень проникновения интернета увеличился с 10% до 90%, или увеличился на 80 п.п.

Если мы скажем, что уровень проникновения интернета увеличился на 80%, то мы будем иметь в виду, что он увеличился на 80% от исходных 10%, а значит, составил 18% (10%*1,8). 

Не строгий совет: зачастую последовательность данных материалов помогает понять, какие именно таблицы или диаграммы стоит изучить в первую очередь для ответа на вопрос. Нередко для первого ответа поможет первый материал, для второго — второй и так далее.

Как можно подготовиться к заданиям по статистике? 

  • Тренироваться на заданиях прошлых лет: попробовать сначала самостоятельно отвечать на вопросы, а затем изучить ответы, предлагаемые составителями;
  • читать интерпретации реальных результатов опросов общественного мнения:
  • для более глубокого погружения в основы статистики можно обратиться к следующим книгам и материалам:
    • «Статистика и котики», Савельев В., 2018;
    • «Методы социологического исследования: учеб. пособие для вузов», Девятко И. Ф., 2009;
    • курс «Количественные методы анализа экономики» на платформе «Открытое Образование» от НИУ ВШЭ;
    • онлайн-курс DANO по статистике на канале «Олимпиады Вышки»;
  • изучать материалы и курсы от кафедры обществознания АПО.

Дата публикации: 18 декабря 2024