Этические кодексы и стандарты журналистики


Закон «О СМИ» регулирует официальную сторону прав и обязанностей масс-медиа. Но как быть с неформальной стороной работы — моралью? На этот вопрос отвечают кодексы профессиональной этики журналиста.

Что такое журналистская этика и зачем она нужна?

Стоит различать два понятия: профессиональная этика и журналистская.

Профессиональная этика — это юридически не оформленные, но известные, одобренные обществом и четко прописанные правила, которые действуют в той или иной профессиональной сфере.

Журналистские этика и стандарты — это этические принципы профессиональной журналистики, или «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиаорганизациях и профсоюзах.

Издательства могут сформулировать свой «кодекс чести» журналиста, который будет распространяться только на их организацию. Законодательно закрепленных этических принципов нет, но есть Закон РФ «О СМИ», регулирующий правовую сторону медиаотрасли.

Каждое издание дорожит своей репутацией, которая напрямую влияет на продажи и доход. Правила «кодексов чести» сводят к минимуму возможный репутационный ущерб для медиаорганизации. Однако принципы новой журналистики и гонзо-журналистики строятся на отрицании любых проявлений профессиональной этики.

Этические обязанности журналиста

К базовым моральным обязанностям представителя СМИ относятся следующие положения:

– журналист с уважением относится к частной жизни человека. Это положение не исключает право на расследование событий и фактов, которые имеют общественное звучание и призваны защищать интересы общества и личности;

– освещение судебных процессов должно быть непредвзятым к обвиняемым. Журналист не может называть человека преступником до соответствующего решения суда, вступившего в законную силу;

– журналистские опросы граждан не должны фабриковаться с целью получения заранее определенного результата;

– журналист обязан сделать все возможное для исправления любой распространенной информации, если оказалось, что она не соответствует действительности

– журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации;

– источником информации для представителя СМИ является человек, который имеет конституционное право выбора — общаться с журналистом или нет. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать его, предлагать взятки.

Международные принципы журналистики

Несколько международных журналистских объединений, в ряды которых входит 400 тысяч работников СМИ, объединились и в 1978–1983 гг. разработали свод общих профессиональных правил. Манифест был принят в Париже в ноябре 1983 года.

Сейчас действуют два основных документа: «Международная декларация принципов поведения журналистов» и «Международные принципы профессиональной этики журналиста». Главные положения включают:

– Право граждан на достоверную информацию;

– Объективное освещение событий — долг журналиста;

– Социальную ответственность журналиста;

– Профессиональную честность журналиста;

– Общественный доступ к информации и участие в СМИ;

– Уважение частной жизни и достоинства;

– Уважение общественных интересов;

– Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур;

– Борьбу против войн и других бед, грозящих человечеству;

– Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка.

Профессиональная мораль сводится к адаптации общепринятых стандартов нравственности к репортерской работе с учетом особенностей профессии.

«Кодексы этики» в России

На основе международных манифестов российские журналистские объединения (Союз журналистов СССР и Конгресс журналистов России) разработали два свода правил: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991) и Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994). Сейчас действует последний.

Автор материала: Ульяна Сироткина